Начала программирования на языке Бейсик

Общие положения

Говоря о программировании, т.е. о составлении программы решения некоторой задачи, в дальнейшем будем считать, что схема алгоритма задачи задана (исключая, может быть, случаи простейших

(линейных) алгоритмов). Процесс составления программы на языке Бейсик будем рассматривать как процесс перевода алгоритма с языка схем алгоритмов на язык Бейсик, заключающийся в замене каждого блока схемы соответствующим оператором (группой операторов) Бейсика.

Выше мы делили алгоритмы в зависимости от их структуры на линейные, разветвляющиеся, циклические. При нашем подходе к составлению программ каждому виду алгоритмов будут соответствовать программы той же структуры и того же названия. В том же порядке будем и рассматривать их далее, каждый вид в отдельности, выявляя специфику процесса программирования для каждого из них, а пока выясним, как выглядит структура программы на языке Бейсик.

Составные части программы и порядок их расположения определяются схемой (рис. 12.1):

В общем случае структура программы может быть и иной, как будет показано в 10.4, но в простых задачах, с которыми приходится иметь дело на начальной стадии обучения программированию, рекомендуется составлять программы указанной структуры (см. рис. 12.1).

Рис. 12.1

Пример программы на языке Бейсик:

  • 10 REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ОРБИТЫ СПУТНИКА
  • 20 INPUT X, Y
  • 30 A=SQR(X)*3+2/YA0.5
  • 40 B=X/42+2*YA3
  • 50 PRINT A; В
  • 60 END

После выполнения этой программы при Х=9 и Y=4 данные и результаты будут выведены на экран дисплея в таком виде:

Рекомендации по организации программ

  • 1. Перед оператором INPUT следует записывать оператор вывода имен вводимых величин («подсказку») или использовать возможность вывода «подсказки» оператором INPUT. Это позволяет избежать многих ошибок при вводе данных.
  • 2. В программе следует чаше использовать оператор REM. Это позволяет сделать программу более понятной для пользователя, облегчает, например, внесение изменений в программу. В частности, начало каждого блока программы должно начинаться с описания названия блока или даже назначения его, можно пояснять смысл вводимых и вычисляемых величин и т.д.
  • 3. В операторах PRINT следует предусматривать вывод имен выводимых величин. Это облегчает анализ результатов решения задачи.
  • 4. В программе следует предусматривать вывод не только результатов решения задачи, но и всех исходных данных. Это необходимо, например, при документировании результатов выполнения программы.
  • 5. Не следует записывать в одной строке программы большое число операторов. Это сокращает длину программы, но уменьшает ее наглядность и усложняет исправление ошибок в ней.

Пример: запишем программу предшествующего примера с учетом приведенных рекомендаций.

  • 10 REM ВЫЧИСЛЕНИЕ ОРБИТЫ СПУТНИКА 20 PRINT "ВВЕСТИ X, Y"
  • 30 INPUT X, Y 40 REH РАСЧЕТ АПОГЕЯ 50 A=SQR(X)*3+2/YA0.5 60 REM РАСЧЕТ ДЛИНЫ ОРБИТЫ 70 B=X/42+2*Y/43
  • 80 PRINT "А=":А;" В=";В;" ПРИ Х=";Х; "Y="; Y 90 END

Результатом выполнения программы будут такие сообщения (на экране дисплея):

Очевидно, эти сообщения более понятны, чем в первом случае.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >