Ретушь и коррекция фотографического изображения

В настоящее время практически ни одно фотографическое изображение не обходится без ретуши, кадрирования и коррекции цветов, составляющих неотъемлемую часть процесса создания фотографий. При умелом использовании средств обработки результат только улучшается.

Уже несколько лет не утихают споры фотографов цифровой и пленочной эпохи о том, может ли фотография, подвергшаяся обработке, считаться документом своего времени. Однако представители старой школы, как правило, забывают об очень важном факте: любая слайдовая и пленочная фотография в той или иной степени подвергается обработке — в момент ее проявления. По отношению к пленочной фотографии применяется термин «классический метод ретуши», а по отношению к цифровой — «цифровой метод».

Обработка пленочных фотографий состоит из нескольких стадий.

Ослабление изображения применяется для уменьшения оптической плотности фотографий, т.е. для исправления такого дефекта, как неправильное экспонирование снимка. Для того чтобы ослабить плотность изображения, из фотоэмульсионно- го слоя удаляется часть металлического серебра с помощью специальных ослабителей, которые превращают его в растворимую соль.

Существует несколько типов ослабителей: о поверхностный — используется для уменьшения плотности поверхности изображения, а также для удаления с него вуали и снижения общей плотности негатива. При этом раствор не влияет на контраст снимка;

о пропорциональный — уменьшает плотность негатива и одновременно контраст изображения; о сверхпропорциональный — применяется только в тех случаях, когда нужно воздействовать сильнее на более плотные участки изображения; контраст при этом уменьшается еще сильнее; о субпропорциональный — уменьшает малые плотности, не затрагивая большие и повышая контраст снимка.

Усиление изображения путем химико-фотографического процесса чернения с целью повышения плотности и контраста изображения, увеличения устойчивости к длительному хранению. Чернение осуществляется раствором тиомочевины с щелочью, в который снимок погружается на 5 мин, после чего тщательно и длительно промывается. В процессе чернения происходит преобразование отбеленного серебра в окрашенное вещество.

Окраска, или вирирование, или тонирование, придает черно-белому изображению необходимый тон или оттенок (сепия, тонирование в оттенки синего или красного цвета). При тонировании воздействию подвергаются только темные участки изображения, а светлые остаются неокрашенными, так как они не содержат проявленного металлического серебра. Степень окраски зависит от концентрации используемого состава, температуры проявителя и времени проявления.

Процесс тонирования может быть прямым, когда окрашивание проходит в одну стадию, и косвенным, когда перед началом окрашивания производится отбеливание серебра, которое после превращения в галогенид серебра впоследствии подвергают окрашиванию.

Для прямого тонирования в коричневый тон используют раствор из тиосульфата натрия (12 г), алюмокалиевых квасцов (30 г), хлорида натрия (10 мл 10%-ного) и воды (1 л). Для косвенного тонирования применяют сначала раствор из гексацианоферрата калия (50 г), бромида калия (10 г) и воды (1 л), а затем окрашивающий состав из 1%-ного раствора сульфида натрия.

Для тонирования в синий цвет используют в прямом процессе: раствор гексацианоферрата калия (5 г) и лимонной кислоты (1,5 г), в косвенном: сначала отбеливающий раствор из гексацианоферрата калия (24 г), аммиака (10 мл 10%-ного) и воды (1 л), а затем окрашивающий 2%-ный раствор хлорида железа.

При окрашивании в красный цвет применяют только прямой процесс. Для этого используют раствор цитрата калия (85 г), нитрата меди (5 г), гексацианоферрата калия (6 г) и воды (1л).

Еще один способ тонирования базируется на использовании органических красителей. Например, для придания снимку красного цвета подходят пиронин, фуксин и родамин; для окрашивания в голубой или синий цвет — метиленовый голубой краситель, а для тонирования в зеленые оттенки — малахитовый или метиленовый зеленый краситель. Чтобы произвести окрашивание, фотоотпечаток: 1) отбеливают в растворе из сульфата меди (50 мл 10%-ного), бромида калия (25 мл 10%-ного) и воды (100 мл); 2) промывают; 3) тонируют с помощью кисти и раствора из 5 г одного из красителей, 5 мл уксусной кислоты (80%-ной) и 1 л воды.

Ретушь, как уже упоминалось, бывает двух видов: о техническая необходима для устранения дефектов, при попадании на оригинал (пленку) пыли, образовании царапин и т.п., а также усиления или ослабления отдельных участков снимка, повышения его резкости;

о структурная позволяет превратить простой снимок в высокохудожественный, полностью изменить его экспозицию и композицию.

Технология нерезкого маскирования использовалась для того, чтобы повысить резкость. Этот прием обработки изображения сегодня лежит в основе большинства графических программ для цифровой обработки фотоизображений. Однако он был открыт еще в пленочную эпоху, когда большая резкость объекта достигалась за счет усиления контраста тональных переходов. Процесс был очень трудоемким и требовал много времени.

При этом он не повышал резкость изображения в действительности и не восстанавливал потерянные детали, а лишь усиливал локальный контраст изображения, благодаря чему последнее воспринималось как более резкое.

Чтобы визуально повысить резкость, создается промежуточный позитивный прозрачный носитель — маска — стеклянная фотопластина или фотопленка в пленочной фотографии.

Процесс осуществлялся следующим образом: 1) экспонировалось изображение с оригинала на другой материал, при котором оставался небольшой зазор между маской и основным изображением. Например, если в качестве оригинала выступала стеклянная пластина, роль зазора выполняло само стекло и материал для копирования закреплялся на нем не на стороне эмульсии, а на противоположной ей. В результате перенесенное изображение получалось позитивным и менее резким; 2) выполнялась проявка; 3) оба изображения совмещались, и материал становился как бы двухслойным; 4) материал репродуцировался через фотоувеличитель, благодаря чему позитивная копия как бы «убирала» информацию с участков, не имеющих деталей, придавая им размытость. На степень размытия фотограф влиял с помощью изменения освещения. Чтобы итоговое изображение не было тусклым, нередко производилось дополнительное усиление локального контраста одним из описанных выше способов.

Нерезкое маскирование для цветной фотографии проводилось по аналогичной технологии. Используемая фотобумага обязательно должна быть чувствительна ко всем цветам в равной степени.

Цифровое изображение ретушируется по технологии, которая кажется гораздо более простой, чем для пленочного. Во многом это результат бурного развития компьютерной техники. Но все же качественная цифровая обработка — такой же трудный и требующий знаний процесс, как и классический пленочный.

Пиксел составляет основу любых цифровых снимков и представляет собой наименьший логический элемент изображения на экране дисплея. (Второе его название «точка», хотя на самом деле пиксел в фотокадрах имеет квадратную форму, а в видеоизображениях — прямоугольную. Для компьютера точки представляют собой числа.) Цвет пиксела создается посредством комбинации трех цветов — красного, зеленого и синего. Из точек разного цвета формируется итоговое изображение.

Пиксел не только содержит информацию, но и служит для измерения разрешающей способности изображения. К изображению, содержащему один миллион пикселов, применяют термин мегапиксел. Общее число пикселов определяет максимальное разрешение изображения: оно равно произведению числа пикселов изображения в длину на их число в ширину. Чем пикселов больше, тем лучше разрешение снимка. Например, разрешение для изображения с 3000 пк по длине и 2000 по ширине равно 6 000 000 пк (3000x2000 = 6 000 000) или 6 Мпк (мегапикселов).

Формат является не менее важным критерием изображения. Существует огромное число форматов, и наиболее используемыми из них являются JPEG, TIFF и RAW, которые содержатся в большинстве цифровых фотокамер. Каждый формат обладает своими особенностями: размером файла, возможностью восстановления утраченной информации, качеством его сжатия — компрессии.

Различают два вида сжатия:

о сжатие без потерь, сохраняющее больше информации об изображении, чем сжатие с потерями. Однако значительный размер изображения требует больше места на карточке памяти и в компьютере;

о сжатие с потерями, при котором размер изображения заметно меньше, но имеют место потери контраста и иных сведений об изображении. Такие различия называют «дефекты сжатия». Получившийся снимок имеет мало общего с оригиналом.

Формат JPEG («объединенная группа фотоэкспертов») был специально создан для хранения и показа фотографических изображений. В данном формате применяется сжатие с потерями, в ходе которого «в жертву» малому размеру приносятся текстуры. Его дефекты наименее заметны при сжатии снимков с крупными элементами, не имеющими мелких деталей.

Формат 77/7г(«формат файла размеченного изображения») был разработан для типографской и печатной индустрии, но с успехом применяется и в фотографии. При сохранении изображения в данном формате у фотографа есть возможность установить степень сжатия: файл можно записать без сжатия и большого размера или со сжатием без потерь чуть более меньшего размера. Даже при сжатии с потерями формат TIFF сохраняет качественное изображение без ощутимых дефектов сжатия.

Формат RAW— один из самых любимых у фотографов, так как по многим параметрам соответствует негативу в пленочной фотографии и сохраняет информацию без какой-либо обработки — с большим динамическим диапазоном. На основе такого исходного материала можно создать фотоснимок высокого качества, сохранив его в одном из описанных выше форматов. Однако данный формат требует вмешательства фотографа на каждом этапе преобразования изображения; без преобразования файла в другой формат его невозможно просмотреть на компьютере, так как он нестандартен. Для каждой камеры RAW свой формат, имеющий особую программу считывания. Такие файлы записываются на карту памяти чуть дольше, что снижает скорость работы. Кроме того, они очень быстро заполняют карты памяти даже очень большого размера. Но ему следует отдавать предпочтение, если необходимо получить максимально качественный результат.

Цифровая обработка — пост-процессинг состоит из нескольких процессов. Основные из них рассмотрены ниже.

Баланс белого заключается в коррекции температуры и тона снимка. Фотограф устанавливает баланс белого в камере на этапе съемки, но в ряде случаев необходимо исправить или улучшить цветопередачу снимка. В графических программах баланс белого регулируется движком температуры и движком тона (уровнем зеленого).

Правильный баланс белого восстанавливается с использованием «пипетки точки серого». Вычисление точного баланса белого осуществляется самой камерой по точке, которую фотограф указывает как образец нейтрально-серого цвета.

Экспокоррекция — компенсация экспозиции — восстановление засвеченных и ушедших в тень участков изображения. Для восстановления утраченных деталей и компенсации освещения используется гистограмма изображения — график, на котором указано расположение всех уровней яркости, содержащихся в данном сюжете, — от самого темного тона до самого светлого. Высота гистограммы на разных участках показывает, сколько точек данного сюжета соответствует данному уровню яркости — темным теням (Very Dark), теням (Dark), среднему тону (Medium), свету (Light) и светлому свету (Very Light). Пики и гребни на гистограмме отвечают самым часто встречающимся цветам на снимке. Исключения составляют снимки, выполненные в темной или светлой тональности, гистограмма которых смещена в одну из сторон.

Сильное смещение гистограммы вправо указывает на сильное переэкспонирование кадра. На таком снимке все будет пе- ресвечено. Смещение гистограммы влево говорит о недоэкс- понированности снимка. Для того чтобы исправить гистограмму, необходимо сдвинуть ее в какую-либо сторону с помощью ползунка нужного цвета (черного, серого или белого), расположенного снизу. Гистограмму следует смещать в сторону, противоположную той, что вышла за границы графика: при пе- реэкснонировании влево, а при недоэкспонировании — вправо. При перемещении белого ползунка влево изображение станет светлее, а при смещении черного ползунка вправо — потемнеет. Средний ползунок корректирует яркости полутонов — затемняет или осветляет средние тона изображения. Для того чтобы видеть результат коррекции, нужно установить флажок «просмотр» (Preview) в данном рабочем окне.

Используя гистограмму, можно также изменить яркость и контраст снимка и выполнить его тоновую коррекцию. Так как контраст представляет собой разницу яркости между светлыми и темными участками изображения, на гистограмме он отражается формой графика. Например, широкая гистограмма характерна для сцен с сильным контрастом, а узкая — для сцен с низким контрастом. В последнем случае снимок будет выглядеть вялым и скучным.

Для анализа и коррекции яркости и цвета используются соответственно гистограммы яркости (освещенности) и цвета, включающие в себя сразу три гистограммы для трех основных цветов и позволяющие определить, есть ли потери в отдельных каналах цветности. В некоторых программах эти гистограммы накладываются одна на другую.

Шумоподавление — метод коррекции изображения, необходимый при съемке на высоких ISO, когда шумность фотокамеры усиливается из-за нагрева матрицы во время работы и недостаточного динамического диапазона. Шум выражается в виде цветных точек на однотонной поверхности. Для шумоподавления во многих графических редакторах предусмотрены отдельные фильтры. При их отсутствии для борьбы с шумом применяют несколько способов. Так, при использовании Photoshop — к тем участкам, на которых цифровой шум слишком заметен, применяют фильтры размытия или усреднения тонов. Выполнив оценку уровня шума по палитре каналов RGB, применяют выбранный фильтр только к тому каналу, в котором шум наиболее заметен.

Намного более результативным способом борьбы с шумом является перевод изображения в цветовое пространство Lab, имеющее всего два канала — цветности и яркости. Если к каналу цветности применить фильтр размытия по Гауссу, удастся снизить его яркость.

Если заранее известно, что при данных условиях съемки шум непременно появится (например, в ночное время), целесообразно выполнять фотосъемку в формате RAW, что позволит снизить шум в ходе преобразования снимка в иные форматы. Можно также использовать специальные программы, разработанные для удаления шума, например Neat Image, Noise Ninja, Grain Surgery и др.

Коррекция объектива позволяет ослабить такие недостатки, характерные для большинства бюджетных объективов, как виньетирование, хроматические аберрации или дисторсия. Виньетирование, выражающееся в затемнении кадра по краю, может возникнуть на любом объективе, если совместно с ним используется очень большая бленда, дающая тень на изображение. Самым простым способом борьбы с виньетированием является кадрирование. В ряде случае этот дефект может придать снимку глубину и привлечь внимание к основному объекту, расположенному в центральной части кадра.

Дисторсия — искажения изображения — характерна для широкоугольных объективов и телеобъективов. Эти искажения наиболее заметны при съемке архитектурных объектов с большим числом вертикальных и горизонтальных линий.

Полностью устранить дисторсию практически невозможно — ее можно только уменьшить, например, используя один из фильтров Photoshop — Distort, находящийся в подменю Lens Correction. Дисторсию (подушкообразную и бочкообразную) можно также использовать в качестве художественного эффекта при съемке объективом «рыбий глаз», когда изображение скругляется по краям и смотрится выпуклым.

Хроматические аберрации возникают из-за расслоения спектра света при прохождении через объектив и становятся заметными на участках с высококонтрастными деталями и представляют собой ореол красного, фиолетового, голубого или синего цвета, который образуется по контуру сильно освещенных объектов, например при съемке в контровом свете. Хроматические аберрации очень трудно удалить, однако уменьшить их силу можно еще на этапе съемки, закрыв диафрагму как можно сильнее и уменьшив фокусное расстояние до объекта. Чтобы исправить хроматические аберрации, также используют программы Lightroom и Adobe Camera RAW, в которых предусмотрен инструмент окантовка (Fringing), уменьшающий хроматические аберрации. Нередко данная функция включается в комплект программ для цифровых зеркальных камер.

Детальность — следующий этап при обработке фотографических изображений, состоящий в повышении: о резкости — четкости границ между соседними участками изображения разной плотности, на которую оказывают влияние разрешение и четкость;

о четкости — степени размытия границ: высокая четкость характеризуется хорошо видимыми границами, низкая — плохо различимыми. Наибольшее влияние на четкость изображения оказывают используемый объектив и выбранная диафрагма; о разрешения, в цифровых камерах ограниченного сенсорами, и у каждой камеры свои возможности разделять находящиеся близко друг к другу элементы.

Снимок будет казаться достаточно резким, если на нем отсутствует визуальный шум. Наличие визуального шума допустимо лишь в тех случаях, когда он очень мелкий, но имеет высокую четкость. В такой ситуации глаз воспринимает шум как резкие детали. Во всех остальных случаях с шумом следует бороться.

Существует множество способов повышения резкости. Многие из них основаны на «маске нерезкости», которая, несмотря на свое название, не снижает, а повышает резкость изображения за счет усиления перепада яркости на границах объектов снимка. Но резкость не должна оказаться чрезмерной, так как это сделает заметными визуальные проблемы снимка — шум, аберрации и т.д. Кроме того, излишняя резкость может способствовать появлению гало — ярко выраженных недосве- тов и пересветов на снимке.

При повышении резкости используют следующие настройки: о радиус воздействия, отвечающий за размеры границ, которые нуждаются в выделении, например при небольшом радиусе можно выделить только очень мелкие детали; о степень эффекта, определяющий процентное соотношение действия используемого фильтра; о порог перепада яркости, иногда называемый маской и позволяющий выделять выраженные границы, не затрагивая менее заметные;

о детальность, влияющую на глубину эффекта в целом.

В Photoshop за повышение резкости отвечают фильтр Sharpen и инструмент «резкость», находящийся на панели инструментов и позволяющий увеличивать резкость избирательно — тех участков, где это необходимо, например резкость глаз.

Контраст можно повысить за счет придания цветам большей насыщенности с помощью таких инструментов, как уровни и кривые. Эффективным инструментом тоновой коррекции является команда кривые (Curves) в меню Image, подменю Adjustments. Кривая представляет собой график, на котором по оси X расположены входные яркости пикселов, т.е. текущие яркости пикселов изображения, а по оси Y — их значения на выходе — яркости пикселов после коррекции. Яркость в кривых возрастает снизу вверх и слева направо. Это значит, что темным тонам соответствует нижняя левая часть графика, а светлым — правая верхняя, так как черный цвет имеет значение О, а белый — 255.

В первоначальном состоянии график представляет собой линию, имеющую наклон 45°. Изменение положения линии влечет за собой изменение тонового контраста изображения. Смещение выполняется курсором, который при переносе на кривую имеет вид крестика с четырьмя стрелками. Максимальный контраст снимка в светах и тенях достигается, когда линия приобретает S-образную форму.

На контраст изображения в Photoshop можно воздействовать настройкой Brightness/Contrast, которая представляет собой окно настройки яркости и контраста и регулируется движением ползунков влево и вправо.

Композиция — метод пост-процессинга, включающий в себя обрезку лишних частей снимка (кадрирование) и исправление его перспективы. Кадрирование снимка выполняется инструментом Crop, который есть в любом редакторе. При этом с помощью подвижной рамки выделяется необходимая область, а затем производится обрезка изображения.

Исправление перспективы в Photoshop может осуществляться несколькими способами. Если снимок имеет выраженный наклон вверх или вниз, вновь придать вертикальным линиям параллельность можно на этапе кадрирования, повернув выделенную рамкой область в нужную сторону или использовав функцию поворота изображения Rotate Canvas в меню Image. Такие виды искажений, как, например, дисторсия, исправляются с помощью свободной трансформации. Для того чтобы растянуть изображение в нижней или верхней части, следует выбрать параметр Warp в меню трансформации. Он создаст на изображении сетку, с помощью которой можно сместить, наклонить или изогнуть необходимые элементы.

Ретушь изображения — удаление дефектов, лишних деталей и т.д. Необходимость в этом этапе может отпасть, если на снимке отсутствуют выраженные проблемные участки, например вкрапления мусора на заднем плане пейзажа. Для выполнения ретуши в каждом редакторе предсмотрено множество инструментов, но больше всего их в Photoshop и именно поэтому данная программа считается наиболее подходящей для ретуширования.

Основные инструменты, которые могут потребоваться в процессе ретуши, находятся в Photoshop на одной панели и используются в следующих целях:

О инструмент Rectangular Marquee Tool (Прямоугольная область) — для выделения прямоугольной или квадратной области;

О Elliptical Marquee Tool (Овальная область) — для выделения овальной или круглой области (при удержании клавиши Shift);

О Single Row and Column Marquee Tool (Горизонтальная и вертикальная строка) — для выделения строки пикселов;

О Move Tool (Перемещение) — для перемещения выделенных областей, слоев и направляющих по поверхности изображения;

О Lasso Tool (Лассо) — для выделения областей произвольной формы;

О Polygonal Lasso Tool (Многоугольное лассо) — для выделения области сложной формы, состоящей из прямых отрезков и линий;

О Magnetic Lasso Tool (Волшебное лассо) — для создания выделения вокруг объекта, имеющего сложные края и границы; в качестве привязок использует области разного цветового тона и насыщенности;

О Magic Wand Tool (Волшебная палочка) — для выделения области, имеющей схожий цвет;

О Crop Tool (Кадрирование) — для кадрирования (обрезки) изображения;

О Slice Tool (Ломтик) — для создания ломтика для рисунков. Чаще всего используется в документах HTML;

О Slice Select (Область ломтика) — для создания ломтика для рисунков и их редактирования;

О Airbrush (Аэрограф) — для напыления цвета на изображение;

О Brush Tool (Кисть) — для нанесения разных по форме мазков основным цветом;

О Pencil Tool (Карандаш) — для нанесения на изображение линии с жесткими краями;

О Clone Stamp (Штамп) — для копирования пикселов из одной области в другую;

О Pattern Stamp (Штамп узора) — для копирования выделенной пробы в виде узора;

О History Brush Tool (Историческая кисть) — для восстановления исходного изображения на уже исправленном;

О Art History Brush (Художественная историческая кисть) — для создания художественных мазков на основе восстановления предыдущей версии изображения;

О Eraser Tool (Ластик) — для удаления изображения путем закрашивания его в цвет фона;

О Background Eraser Tool (Ластик фона) — для замены фона изображ- ния прозрачной областью;

О Magic Eraser Tool (Волшебный ластик) — для удаления схожих цветов, располагающихся в диаметре кисти;

О Gradient Tool (Градиент) — для заполнения изображения постепенным переходом от одного цвета к другому;

О Paint Bucket Tool (Заливка) — для закрашивания (заливки) изображения одним цветом;

О Blur Tool (Размытие) — для размытия и смягчения резких границ и областей изображения;

О Sharpen Tool (Резкость) — для повышения четкости изображения, придания границам резкость;

О Smudge Tool (Палец) — для создания эффекта смазывания изображения пальцем;

О Dodge Tool (Осветлитель) — для осветления отдельных участков изображения;

О Burn Tool (Затемнитель) — для затемнения отдельных участков изображения;

О Sponge Tool (Губка) — для снижения или увеличения насыщенности отдельных частей изображения;

О Horizontal Type Tool (Горизонтальный текст) — для написания текста;

О Direct Selection Tool (Непосредственное выделение) — для изменения формы контура путем смещения узловых точек;

О Pen Tool (Перо) — для рисования контуров по точкам привязки с помощью линейных сегментов;

О Rectangle Tool (Прямоугольник) — для рисования векторного прямоугольника;

О Ellipse Tool (Эллипс) — для рисования векторного эллипса или круга;

О Polygon Tool (Многоугольник) — для рисования векторного многоугольника;

О Line Tool (Линия) — для рисования векторных прямых линий;

О Custom Shape Tool (Произвольная фигура) — для рисования произвольной векторной фигуры;

О Eyedropper Tool (Пипетка) — для задания основного и фонового цветов путем взятия проб цвета из палитры или с изображения;

О Measure Tool (Линейка) — для измерения расстояний и углов;

О Hand Tool (Рука) — для быстрого просмотра части изображения, оказавшейся за пределами экрана;

О Zoom Tool (Масштаб) — для изменения (в большую или меньшую сторону) масштаба изображения во время его просмотра.

Последним этапом при обработке фотографических изображений цифровым способом является определение итогового размера изображения. Как правило, для печати изображение увеличивают, а для демонстрации на сайте и пересылки по почте — уменьшают. Для того чтобы изменить исходный размер, необходимо вписать в окошки высоты и ширины необходимые цифры. Эта панель присутствует практически во всех редакторах. Произведя полную обработку изображения, полезно сделать его резервную копию.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >