Роль семьи в формировании нового экологического сознания в контексте обеспечения экологической безопасности России

Оптимальным путем предотвращения экологической, а, следовательно, и цивилизационной катастрофы следует считать переход на эко- гуманистическую парадигму, в рамках которой процессы взаимодействия общества и природы происходят в диалоговом формате на основе гибкого инструмента социальной регуляции экологических практик в самых различных социальных сферах. Решение данной проблемы предполагает обращение к базовому агенту социализации - семье, социали- зационный потенциал которой в современной российской реальности претерпевает, как и сам институт семьи, значительные изменения, негативно сказывающиеся на его функциональной эффективности. Тем не менее, без активизации и оптимизации социализационного потенциала семьи в процесс формирования экологической культуры молодежи как основы для перехода к безопасной стратегии экоразвития предотвратить экологическую катастрофу будет сложно. Этими обстоятельствами продиктован выбор именно такого ракурса исследования в данной части работы.

Потребность в обеспечении безопасности в современном мире приняла характер глобальной проблемы, но свое непосредственное отражение она находит в функционировании отдельных социальных институтов, структур, организаций, групп, отражая процесс стремительного распространения социальных рисков по различным направлениям и уровням общественного бытия1. Глобальный характер приняли проблемы, связанные с развитием экологической, демографической, политической, информационной, духовной, экономической сфер жизнедеятельности общества, но, совершенно очевидно, что именно экологическая безопасность выступает основой международной безопасности и безопасности каждой, отдельно взятой личности, поскольку в современной глобализирующемся мире экологическая проблема выдвинула перед человечеством принципиально иную, прежде не возникавшую альтернативу: быть или не быть человеческой цивилизации в исторической перспективе, есть ли у нее шансы на продолжение своей истории[1] [2] и каким образом ей избежать экологической катастрофы.

Нам представляется, что самым оптимальным путем предотвращения экологической, а, следовательно, и цивилизационной катастрофы следует считать тот, который связан с переходом на гуманистическую парадигму отношений в системе «человек-природа» или, как еще принято называть, экогуманистическую парадигму, в рамках которой процессы взаимодействия общества и природы происходят в диалоговом формате на основе гибкого инструмента социальной регуляции экологических практик в самых различных социальных сферах. В этой связи принципиально важное значение приобретает вопрос о социокультурном содержании социальных институтов, осуществляющих ценностнонормативную регуляцию[3] и ответственных за экологическую социализацию и экологическое поведение индивидов и социальных групп. Поскольку важнейшим институтом социализации был и остается институт семьи, несмотря на значительные изменения в его функционировании в современную информационную эпоху[4] и функциональную трансформацию, в данной статье актуализируется и анализируется на социологическом уровне проблема, связанная с оценкой социализационного потенциала современной семьи в обеспечении экологической безопасности российского общества.

Хорошо известно, что первичная социализация, протекающая в пространстве семейных отношений, оказывает значительное влияние на всю последующую жизнь человека, определяя его мировоззрение, восприятие мира, общества, окружающей среды и отношение к ней. Молодежь, являясь продуктом исторического развития1, прежде всего, является продуктом того общества, в котором происходит ее становление как субъекта общественных отношений, но изначально она формируется в рамках семейных структур, а потому выступает продуктом семейного воспитания. Крепкая, счастливая и благополучная семья является залогом счастливого общества, поскольку является его основной ячейкой, тем микромиром, на уровне которого воспроизводятся ценности и нормы, культурные традиции и обычаи, ментальные установки, т.е. семья выступает основным механизмом общественного воспроизводства посредством реализации своей ключевой социализационной функции.

Существует множество определений семьи, сложившихся за время развития фамилистики (науки о семье), но в нашем представлении, основанном на современных тенденциях в ее функционировании, семья представляет собой союз людей на основе супружества, родительства, родства, каждый представитель которого идентифицирует себя с членами этого союза, разделяя ответственность за его существование и жизнедеятельность[5] [6]. Данное определение позволяет включать самые различные типы семей, существующие в современном обществе, в спектр социологического исследования с учетом того, что современная семья многолика и плюралистична[7], развивается по собственной логике в мире, полном неопределенности и социокультурных рисков, возрастающих по мере динамики общественного развития.

Важно определиться также и с другой ключевой категорией в данной статье, которой является «экологическая безопасность», в авторской трактовке рассматривающаяся как способ функционирования экологической сферы, обеспечивающий сохранение целостности, устойчивости и жизнеспособности социальной системы в процессе взаимодействия общества с окружающим миром, с природой. Жизнеспособность социальной системы обеспечивается за счет эффективного функционирования различных составляющих ее подсистем, из числа которых семейная подсистема играет, как уже было отмечено выше, важнейшую роль, связанную с социокультурным воспроизводством путем передачи ценностей, норм молодому поколению, в том числе и экологических, определяющих содержание экологической культуры, под которой мы понимаем часть общей культуры индивида, социальной группы, общества, выражающуюся в характере взаимодействия социальных акторов с природной средой и в специфике их экологических ценностей. В условиях динамично меняющейся социокультурной реальности и семейных отношений, как ее значимой сферы закономерно встает вопрос о социа- лизационном потенциале современной семьи и ее способности к передаче экологических ценностей и формированию экологической культуры у подрастающего поколения, которое все дальше отрывается от природной среды и погружается в информационное, прежде всего виртуальное, пространство социализации, в котором на данный момент господствуют потребительские ценности как часть массовой потребительской культуры, охватившей все современное человечество и угрожающей информационной и духовной безопасности молодого поколения1.

Семья в условиях информационного общества стремительно утрачивает степень социализационного воздействия на молодежь, поскольку СМИ и Интернет прежде всего вытесняют ее из социализационного пространства, в котором монополия традиционных институтов социализации (семьи, школы) уже давно перестала быть актуальной. Но не только этот фактор ослабляет социализационное воздействие семьи на молодежь в современном российском обществе. Дело в том, что сама семья в России превратилась в неустойчивую, весьма нестабильную и поверженную конфликтам и риску распада социальную конструкцию. Об этом красноречиво говорят статистические и эмпирические данные о динамике разводов в семье, о росте неполных семей в России, о распространении семейного насилия, альтернативных форм семейной жизни, трансформации родительства и супружеских ценностей[8] [9]. Соответственно, социализационный потенциал российской семьи снижается под воздействием двух основных групп факторов - внешних и внутренних, порождающих риски семейного воспитания, которые, в итоге, выражаются в рисках экологической социализации молодежи, не получающей в семье должных представлений, поведенческих и ценностных ориентиров относительно того, как необходимо выстраивать отношения с окружающей средой, что значит для человека природа, что она может ему дать в плане духовного развития, а не сугубо потребительско- эксплуатационного к ней отношения.

Духовный потенциал российского общества стремительно снижается1, а вместе с ним и духовный потенциал семьи, которая, как мы уже отмечали, является микромоделью социума, на уровне которой отражаются все тенденции и процессы, протекающие на макросоциальном уровне. Иными словами, в нездоровом обществе «больна», прежде всего, семья, и это надо понимать при оценке современных социальных процессов, прогнозировании их будущей траектории развития и разработке мер в области изменения вектора общественного развития.

Российские исследователи констатируют, что для российской семьи характерны недостаток взаимопонимания, моральной поддержки, эмпатии, взаимопомощи[10] [11], что со всей остротой актуализирует проблему повышения качества семейных отношений и семьи[12] как семьи, в которой формируется социально здоровая личность, способная к передаче социальных ценностей и ценностей семейного образа жизни последующему поколению. Российскому государству следует изменить вектор семейной политики и развернуть ее в сторону формирования «качественной» семьи, так как со временем качественные изменения в функционировании семьи приведут к количественным изменениям за счет институционализации главной ценности - ценности семейного образа жизни, что приведет к улучшению социального и физического здоровья[13], уменьшению количества разводов, насилия в семье, одиночества, числа беспризорников, т.е. к улучшению «экологического» климата в семье. Процесс этот долгий и требует переосмысления ценности семьи на уровне всего общества, а не только государственных и управленческих структур.

Формирование грамотной государственной семейной политики в России в целях повышения ее социализационного потенциала как актора формирования экологической культуры молодежи предполагает необходимость столь же грамотной и эффективной политики государства в сфере образования, спорта и туризма, поскольку семье в одиночку не справиться с проблемой дистанцирования молодежи от природы и приобщения к природе, к ее ценностям. Система образования (в частности, школа), которая несколько удалилась от своей воспитательной природы, должна также уделять пристальное внимание вопросам формирования духовного облика молодежи, а эффективное развитие спортивного туризма, как это было в советском обществе, позволит не только укрепить экономическое положение ряда регионов России, обладающих самыми разнообразными туристическими ресурсами, но и привлечь в век урбанизации внимание молодежи к природе, ее красоте, отличающейся от красоты мегаполисов своей естественностью и величественностью.

Только такой комплексный подход позволит создать эффективную систему экологической социализации молодежи и перейти обществу на иную парадигму отношений с природой, в рамках которой человек как «венец природы» перестанет относиться к ней как безжалостный и всемогущий властелин, а будет стремиться приобщиться к ее внутренней силе, познать законы ее развития с тем, чтобы самому стать духовно сильнее и чище.

Частным случаем проблемы экологической безопасности человечества и общества является проблема экологической безопасности крупных городов. В современном мире город становится основной формой поселения. Одним из показателей степени модернизированно- сти общества является количество городского населения. Чем более развито в экономическом и техническом плане общество, тем оно более урбанизировано. Возрастает не только количество городов, но и их размеры. Многие современные мегаполисы имеют население более 10 миллионов человек. Но даже город с менее чем миллионным населением представляет собой определенную угрозу - как окружающей среде, так и людям, живущим на его территории. Уже древние города сталкивались с необходимостью решать проблемы, порождаемые скученностью населения, накоплением отходов, загрязнением среды обитания. В городах современного типа эти проблемы возрастают многократно.

Именно современные города ответственны за загрязнение окружающей среды в большей степени, поскольку их функционирование обеспечивает 80% всех выбросов в атмосферу, а их загрязняющее и тепловое воздействие прослеживается на расстоянии порядка 50 км, не говоря уже о том, что именно крупные города изменяют естественные ландшафты, формируя антропогенный ландшафт[14], становящийся источником экологических угроз.

Перед современными крупными городами, в том числе и российскими, встают следующие основные экологически проблемы:

  • - проблемы, вызванные промышленным производством: загрязнение атмосферы, токсичные осадки, высокий уровень запыленности, загрязнение водных ресурсов выбросами отходов предприятий;
  • - проблема утилизации отходов;
  • - Транспортные и коммуникационные проблемы.
  • - негативные последствия электромагнитного излучения;
  • - эксплуатация природных водных ресурсов, вызывающая их истощение и загрязнение, и вместе с этим - климатические изменения, негативное воздействие на гидрологическую обстановку в целом; отдельную проблему создают искусственные водоемы и др.

Многие из этих проблем могут быть успешно решены при надлежащем уровне обеспечения мер технологического и экологического контроля, которые должны быть предусмотрены на законодательном уровне. Однако в российских условиях экологический контроль часто не обеспечивается в полной мере даже тогда, когда существует соответствующая законодательная база. Причинами такого положения дел может быть халатность местных властей, безответственность бизнеса и руководителей предприятий, недостаток средств, изношенность инфраструктуры. Таким образом, причины могут быть разделены на две группы: материальные, относящиеся к таким факторам, как финансирование и технологии, и духовные, затрагивающие ценностные установки и поведенческие нормы. Важнейшей предпосылкой решения экологических проблем должно стать формирование экологической культуры, не только у руководства и представителей бизнес- сообщества, но и населения в целом.

В развитии экологического сознания в современном российском обществе, как полагает Л. Полянинов, наблюдается некоторая позитивная динамика, что проявляется, по его мнению, в росте озабоченности населения крупных городов состояние окружающей среды1, однако, если мы проанализируем данные проведенного Левада- Центром в феврале 2014 года опроса по поводу самых острых проблем российского общества, то увидим, что ими, согласно мнению россиян, выступают рост цен, обнищание большинства населения, рост безработицы, коррупция, кризис в экономике, социальная поляризация и т.д., и только на 12-ом месте проблема ухудшения состояния окружающей среды (16% россиян считают ее наиболее значимой среди других проблем)[15] [16].

Несмотря на то, что среди части населения России, преимущественно населения крупных городов, сегодня уже сформировалось экологическое сознание, что выражается в стремлении вести здоровый образ жизни, следовать поведенческим нормам, направленным на защиту окружающей среды, противостоять действиям, несущим угрозу среде обитания, подавляющее большинство россиян еще не осознает значимости экологической проблематики. Действующие на территории России экологические организации не пользуются широкой популярностью и даже известностью. Общая неразвитость гражданского общества в России выражается и в слабости экологического активизма, отсутствии самоорганизации граждан для решения экологических проблем даже на локальном уровне. К сожалению, непродуманная политика местных властей зачастую препятствует даже редким случаям активности граждан, связанной с попытками защитить окружающую среду. В целом уровень экологического сознания в российском обществе остается низким.

Нагляднейшим примером низкого уровня экологической культуры населения России стали участившиеся в последние годы лесные пожары в разных регионах страны. Причиной этих бедствий, имеющих тяжелейшие экологические последствия, нередко служит неосторожное обращение с огнем. Примером низкого уровня экологической культуры является строительство жилья в природоохранных зонах, уменьшение парковых зон в российских городах в угоду интересам строительного бизнеса, охота в заповедниках и заказниках, нарушение норм экологической безопасности на предприятиях и т.д. Преимущественно сырьевой характер экономики Российской Федерации ориентирован на потребительское отношение к природе и природным ресурсам. В таких условиях сложно ожидать высокой экологической сознательности от обычных граждан. Ценности и нормы в любом обществе распространяются, как известно, сверху вниз - от более привилегированных - к менее привилегированным слоям. Потому очень важно формирование экологического сознания среди наиболее влиятельных слоев и лиц - они выступают в качестве референтных объектов для других социальных групп. К сожалению, в современном российском обществе именно представители элитных групп нередко демонстрируют потребительское и нерациональное отношение к природным ресурсам.

Можно сказать, что препятствующие эффективной охране окружающей среды проблемы недостатка финансирования и технологического отставания в России усугубляются не просто отсутствием экологической культуры, но элементарным экологическим невежеством и безответственностью. Потому сегодня весьма актуальной является задача формирования экологического мышления и воспитания экологических ценностей, и ведущая роль здесь должна принадлежать образованию, а также пропаганде ценностей экологической культуры не только на общегосударственном уровне, но и на уровне муниципалитетов. Можно вспомнить уже забытый, но позитивный опыт вовлечения школьников в природоохранную деятельность, практиковавшийся в последние десятилетия существования СССР. Ничто не мешает созданию в современных российских школах движений, подобных «Зеленому патрулю», но с учетом специфики современной молодежи, её интересов и образа жизни. Это послужило бы не только воспитанию экологического сознания и чувства ответственности, но также и организации полезного и осмысленного досуга подростков, которые все больше отдаляются от природы и, не осознавая этого, теряют многое из того что может подарить «общение» с природой.

Во многих российских городах предпринимаются попытки организации обеспечения защиты окружающей среды на муниципальном уровне. Так, например, Челябинская городская Дума в 2010 приняла «Концепцию экологической безопасности города Челябинска до 2020 года"[17], где вместе с определением наиболее значимых экологических проблем предусматриваются меры по улучшению экологической ситуации.

Подобные документы были приняты также рядом других городов, а также субъектами Российской Федерации - например, республикой Татарстан1. Однако законодательные нормы не будут работать с должной эффективностью, если они не опираются на более широкий и прочный культурный и социализационный фундамент, если не функционирует ценностнонормативная система как гибкий инструмент социальной регуляции практик в различных социальных сферах[18] [19], если молодежь все свое свободное время проводит в информационно-сетевом пространстве[20].

Может, настало время обратиться к духовному потенциалу русских идейных традиций для формирования современной экологической культуры? Речь идет о традиции русского космизма, органической частью которой является, например, знаменитое учение В.Вернадского о ноосфере[21]. Концепции, относящиеся к русскому космизму, весьма разнообразны - от религиозно - профетических в духе Н.Федорова и Вл. Соловьева до научно-материалистических, как упомянутая уже концепция Вернадского. Но при всем разнообразии, русский космизм базируется на некоторых общих принципах, которые сегодня кажутся более актуальными, чем в период своего возникновения. Общая идея, пронизывающая все концепции русского космизма - это идея единства мира и человека, космического и человеческого бытия, теснейшей связи материального и духовного, материи и духа. Человек в русском космизме не противостоит природе, но является её неотъемлемой и важнейшей частью, деятельность человека должна быть вписана в развитие не только природы Земли, но космоса в целом. Возникновение человека предстает не просто как результат развития стихийных природных процессов, но как цель развития природы. Возникновение человека должно внести осмысленность в существование мира. Человек ответственен перед миром - такая позиция противоположна хищническому и бездумному отношению к природе, которое до сих пор, к сожалению, является практически нормой. Русский космизм может стать основой нового российского экологического сознания, которое не будет сводиться лишь к совокупности технических мер обеспечения безопасности, но вполне способно произвести глобальную переоценку ценностей современной техногенной и потребительской цивилизации. Именно в трансформации сознания и системы ценностей современного общества, развивающегося по потребительскому сценарию, видится выход из экологического и в целом цивилизационного кризиса.

  • [1] Самыгин С.И., Верещагина А.В. Глобальные вызовы современности и безопас ность цивилизации третьего тысячелетия // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6-2(45). URL: http://mii- info.ru/data/documcnts/EZhSN-2014-6-2.pdf С. 60-66.
  • [2] Круглова Г.А. Экологическая безопасность и христианство в условиях глобализации // История и современность. 2015. -№ 1. С. 207.
  • [3] Бандурин А.П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное. - М.:Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. С. 218.
  • [4] Верещагина А.В., Самыгин С.И. Кризис традиционной семьи и альтернативы развития института семьи в России: теоретический анализ с позиций синергетической парадигмы // Инженерный вестник Дона. 2014. №3. URL: http://ivdon.ru/ru/magazinc/archive/n3y2014/2531
  • [5] Явон С.В. Жизненное самоопределение российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 174.
  • [6] Самыгин С.И., Верещагина А.В. Семья и социальная безопасность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 116.
  • [7] Верещагина А.В., Шахбанова М.М. Формирование новых семейных ценностей иотношений в современном российском обществе // Вестник дагестанского научного центра. 2013. № 50. С. 66.
  • [8] Самыгин С.И., Верещагина А.В., Кузнецова А.В. Информационная безопасностьмолодежи в современной России // Гуманитарные, социально-экономические иобщественные науки. 2014. № 11/1. С. 140-144.
  • [9] Брыкова Т.Ю. Возможно ли счастливое супружество в эпоху сексуальной революции? // Социологические исследования. 2011. № 11. С. 140-145; Егорова Н.Ю.,Сизова И.Л. Имеет ли российская семья шанс стать солидарной? // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 97-102; Тарасова Е.О. Проблемы развода в современной семье // Власть. 2015. № 1. С. 141-145 и др.
  • [10] Самыгин С.И., Верещагина А.В. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1 (2). С. 13-16.
  • [11] Дементьева И.Ф. Социальное самочувствие семьи // Социологические исследования. 2008. № 9. С. 107.
  • [12] Верещагина А.В. Трансформация института семьи и демографические процессы всовременной России: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. С. 225-226.
  • [13] Vereshchagina, A., Gafiatulina, N., Kumykov, A., Stepanov, О. & Samygin, S. Gender Analysis of Social Health of Students. Review of European Studies, 2015, Vol. 7, No. 7,pp. 223-230. Retrieved from http://www.ccscnet.org/ioumal/indcx.r>hp/res/articlc/vicw/48999.
  • [14] Будрсйко Е. Н. Экология городов. Загрязнение почв, воды и воздуха - [Электронный ресурс] - URL: http://www.portal-slovo.ru/imprcssionism/41495.php
  • [15] Полянинов Л.Е. Проблемы формирования экологического сознания и поведения вурбанизированной среде. - Электронный ресурс. URL:http://www.disscrcat.com/contcnt/problcmy-formirovaniya-ckologichcskogo-soznaniya-i-povcdcniya-v-urbanizirovannoi-srcde#ixzz3gIU3dBov
  • [16] Россияне о проблемах воздуха - [Электронный ресурс] - URL:http://www.levada.ru/10-03-2014/rossiyanc-o-problcmakh
  • [17] Концепцию экологической безопасности города Челябинска до 2020 года [Электронный ресурс] - URL http://www.ckoccntr.ru/7mocHrcshcnic5 - Дата обращения -16.06.2015.
  • [18] Постановление Кабинета Министров РТ № 438 от 03.09.2007 "Об утверждении Концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007- 2015годы) - [Электронный ресурс] - URL: http://prav.tatarstan.ru/rus/docs/post/postl.htm7pub_icN7617 - Дата обращения -16.06.2015 г.
  • [19] Бандурин А.П. Социальная регуляция: рациональное и иррациональное. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. С. 218.
  • [20] Самыгин С.И., Верещагина А.В., Кузнецова А.В. Информационная безопасностьмолодежи в современной России // Гуманитарные, социально-экономические иобщественные науки. 2014. № 11/1. С. 140-144 .
  • [21] Рсжабск Б.Г. Учение В.И. Вернадского о Ноосфере и поиск пути выхода из глобальных кризисов // Век глобализации. 2008. № 1.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >