Эффективность указанных религий.

Буддизм, христианство и магометанство - три великие религии, тяготеющие к универсальному охвату, существуют в современном мире. Всем трем свойственно понимание всего корпуса преимущественно философских доктрин буддизма, догматического учения христианства и магометанства. Каждая религия претендует на абсолютную истину и предлагает себя в качестве надежного и безошибочного наставника, что обеспечит всяческие блага в этой и будущей жизни. Общая принадлежность к одной из этих религий составляет феноменальную связь народов, рассеянных и различающихся чрезвычайно и своей расой, и языком; она предоставляет им общий и особый способ понимания морали и жизни, а кроме того привычки и политические традиции, хорошо знакомые им, способствующие становлению настоящего социального типа, чьи характеристики часто настолько ярко выражены, настолько глубоки, что представляются почти неизгладимыми. Можно даже сказать, что с появлением трех мировых религий стало просматриваться четкое различие между типом социальным и типом национальным, почти не имевшее место прежде. Действительно, одно время имелась цивилизация египетская, халдейская, греческая, но не цивилизация христианская или магометанская. Иными словами, не существовала совокупность народов, различающихся по языку и расе, разделенных на многообразные политические организации, но единых в своей вере, чувствах и общей культуре.

Магометанство по сравнению со всеми другими религиями, возможно, оказало наиболее сильное влияние на своих верующих или лучше сказать, на людей, родившихся в обществе, где эта религия утвердилась. Христианство и древнееврейская религия были и до сих пор являются наиболее пригодными моделями, позволяющими лепить, в соответствии с определенными замыслом, сырую глину человеческого духа. Наиболее мягким, но всегда очень продуктивным, оказывается воздействие буддизма.

Следует отметить, что данные мировые религии со своими доктринами и строго организованной иерархией с одной стороны чудесным образом служат делу братского сближения и уравнения верующих, а с другой - выступают мощной изолирующей силой, разделяющей население, придерживающегося различных вероисповеданий. Они могут создать почти непреодолимую пропасть среди народов близких по расе и языку, живущих в соседних странах или даже в одной местности. Религиозные различия делают почти невозможным объединение населения, проживающего на балканском полуострове и на полуострове Индостан. Римляне показали поистине необычайную способность ассимилировать подчиненные народы с учетом значительного противодействия, проистекавшего от различной расы, языка, уровня культуры. Но едва ли им удалось бы в равной степени преуспеть в этом, если бы они натолкнулись на противодействие религии враждебной, нетерпимой и мощно организованной. Действительно, друическая религия у галлов и в Британии, хотя и слабо организованная, оказывала известное сопротивление, иудеи, опустошенные и рассеянные, не были ассимилированы. На севере Африки Риму удалось латинизировать и включить в свою цивилизацию, по крайней мере до некоторой степени, предков современных мавров, арабов, кабилов, но он оказался несостоятельным перед лицом мусульманской религии, что сейчас произошло с французами и итальянцами. Нумидийцы Йогурта и Такфарина не сумели обратиться с призывом к религиозным чувствам подобно Абдель Кадеру в Алжире или Бу-Мазе в Оране. Как прекрасно отметил Н.М. Карамзин православная вера не позволила Московии, находившейся длительное время под монгольским игом, стать полностью азиатской. С другой стороны, хотя русские и показали себя мощными ассимиляторами в свою очередь и на просторах обширной России в больших пропорциях перемешали финскую и монгольскую кровь с кровью славянской, тем не менее, татарско-магометанское население Казани, Астрахани и Крыма не было слито со всеми. Эти люди либо эмигрировали, либо остались, образовав некий народ, подчиненный власти царя, но вполне четко отличный, впрочем, от других его подданных. Аналогично в Китае, дети Небесной Империи смогли достаточно успешно подчинить обитателей южных провинций, отличавшихся своей расой и языком, но не Руи-Тзе - потомков тюркских племен, тысячи лет населявших северо-западные районы самого Китая. Несмотря на то, что эти люди приняли язык и внешние проявления быта самих китайцев, с которыми жили бок о бок вперемешку в одних и тех же городах, тем не менее, им свойственна определенная моральная изоляция магометанства, веры, усвоенной их отцами еще до перехода ими через Великую Стену.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >