Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации
Посмотреть оригинал

Православие как основной ресурс обеспечения социального здоровья молодежи в условиях глобализации

Увы, но после гибели самодержавной России в 1917 году и особенно за последние годы, после распада изнутри СССР, в российском безрелигиозном обществе, трижды в 20 веке, произошли серьезные изменения системы традиционных жизненных ценностей, смыслов, приоритетов, норм поведения, формировавшихся в нашем обществе последнюю тысячу лет на основе Православия. На более конкретном уровне это проявляло себя разочарованием и утратой русским народом, вытесняемым Западом, сегодня, на обочину мировой истории, смысла жизни, принижением значения таких высших ценностей, как ценность жизни, нестяжательство, добротолюбие, ценности традиционной семьи, человеческого существования, приоритета добра и социальной справедливости. Яркое тому свидетельство - духовный кризис, финансово-экономический кризис, демографическая катастрофа, девальвация слова и смыслов, поразившая наше усталое от бесконечных реформ, по западным образцам, российское общество. Неготовность к принятию западных ценностей («бери от жизни всё, сразу и сейчас») обернулась для нас тем, что в условиях радикальных преобразований в конце 20 века «старые», традиционные жизненные ценности, советские идеалы и свершения во многом оказались разрушенными, а «новые», западные либеральные «общечеловеческие ценности» постмодернизма, где имеет место полное снятие этических, нравственных и религиозных рамок, не восприняты российским консервативным обществом, что создает в нашей стране обстановку некоего идеологического хаоса. Парадоксально, но коммунистическая идеология, отринув Бога И. Христа, взя- ла-таки на вооружение этику христиан, воплотившуюся в моральный «кодекс строителя коммунизма». Что касается либеральной идеологии, то сначала всё начиналось как бы замечательно - с благородной идеи свободы человека от диктата государства, от догматов Церкви, но затем в идеологии либерализма произошёл серьёзный надлом, отменивший, напрочь, понятие Греха, а значит - невидимую грань между Добром и Злом, что чрезвычайно опасно и для человека и для современного общества потребления, «ибо человеческая цивилизация не может жить на инстинктах, тогда это уже звериная цивилизация», - говорит Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл, - «да и не цивилизация это, а волчья стая».

Не секрет, что мировоззренчески религия наделяет человека высшим трансцендентным смыслом существования: аксиологически прививает ему ценности общежительского бытия; этически - устанавливает координаты добра и зла; регуляционно - сакрализует в виде традиций оптимальные нормативы функционирования соответствующей культурной общности. Соответственно, для того, чтобы деструк- турировать, обрушить государство, следует, сначала, выбить из-под него прочный фундамент религии. Ведь именно Православие, традиционная семья, образование, духовное просвещение и культура являются теми мощными скрепами (обручами), которые консолидируют, цементируют российское общество, объединяют людей и обеспечивают государственную устойчивость России. Действительно, именно духовно-нравственные ценности определяют наше поведение, поэтому утрата либеральным российским обществом нравственных ориентиров, относительно иерархии жизненно-важных традиционных для России и нашего народа ценностей, оплачивается, сегодня, дорогой ценой (распад, изнутри, СССР, оранжевые революции на постсоветском пространстве, драматические события и гуманитарная катастрофа на юго- востоке Украины), порождает порой нравственный беспредел в современном обществе, являясь частью общего процесса разбожествления мира в эпоху либеральной глобализации и ведёт к обрушению национальной культуры. Все эти разрушительные процессы в нашей стране являются следствием негативного социального явления, в течение всего XX века, по имени «секуляризация», т.е. вымывания идеи Бога из жизни и сознания современных людей эпохи потребления.

Сегодня в России намеренно, в результате прозелитизма (настойчивое, навязчивое стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания, имеющих другую систему убеждений), сектантства, информационно-психологических войн, подвергаются эрозии базовые для нашего, некогда православного общества, традиционные духовные ценности (добродетели), являющиеся основой народной жизни: братская, жертвенная любовь к ближнему, сочувствие, человечность, ценности традиционной семьи, совесть (сторож человеческой души - главный контролер правильности жизни), общинность (соборность), патриотизм, справедливость, ответственность, чувство долга, великодушие, взаимопомощь, милосердие и сострадание к обездоленным, нестяжательство, добротолюбие.

А ведь, «добротолюбие - духовный приоритет русского народа, одно из основополагающих понятий русской цивилизации. Основы добротолюбия излагаются ещё в «Изборнике» 1076г. Его составитель Иоанн Грешный вопрошает: «Что есть воля Божия, что требует Небесный Царь от земных людей?» И отвечает: милостыни и добра. Благочестив не тот, кто проводит время в постах и молитвах, но кто добродетелен в жизни, творит благо ближнему, праведная вера обязывает, прежде всего, служить людям. Это и есть милостыня Богу, исполнение его просьбы. Это противопоставление обрядовой стороны Православия и его сущности несло в себе известный соблазн, бывший следствием языческого периода, когда те же самые идеи воплощались вне христианского обряда. Православие укрепило в русском народе культ добро- толюбия, освятив и усилив лучшие черты русского народа.

В сборнике житейской мудрости «Пчела», одной из любимых книг русского человека с XII по XVIII вв., идеи добротолюбия занимают также главное место. Человек должен стремиться к совершению благих дел. Православный, не совершивший при жизни добра, умирает не только телом, но и душой. Пагубен не только грех, но и отсутствие добрых дел. Человек должен быть добродетельным и праведным, а не лукавым и злым, постоянно проводить границу между добром и злом, вытесняя зло, и таким образом, он становится равным Богу (конечно, в моральном смысле).

На Руси Православное Христианство стало добротолюбием, вобрав все прежние народные взгляды на добро и зло и оптимистическую веру в добро. Соединив нравственную силу дохристианских народных воззрений с мощью Христианства, русское Православие обрело невиданное нравственное могущество в сердцах и душах русских людей. Вера в Бога как в Добро и путь к Богу через Добро пронизывают русское национальное сознание, отражаясь, в частности, в сотнях народных пословиц и поговорок, посвященных теме добра: «Без добрых дел вера мертва перед Богом», «С Богом пойдешь - к добру путь найдешь», «Кто добро творит, тому Бог отплатит», « Кто добро творит, того Бог благословит». Понятия добра и зла, что хорошо, что плохо, составляют жизненный кодекс русского человека. «Жизнь дана на добрые дела», - говорит он. « Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда». «Отыди от зла и сотвори благо». На Руси существовал настоящий культ доброго человека. «В них вера крепка», - говорили о людях, делающих добро»[1].

«Нестяжательство» - также является духовным приоритетом русского народа, одним из основополагающих понятий русской цивилизации. В душе наших предков, прежде всего, крестьян, жило чувство справедливости, причем не просто материального воздаяния, компенсации, а чувство высшей справедливости - жить по душе достойно, вознаграждать по совести. К XIX в. сформировался народный идеал справедливости, который был для русского крестьянина своего рода компасом. Не следует гнаться за богатством, за наживой, преследовать корыстные интересы. Как цель жизни это считалось недостойным. Главное - прожить жизнь по-доброму, по правде, достойно.

Православное мышление в отличие от западного (католического) заключалось в том, что человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, а должен довольствоваться малым. «Лишние деньги - лишние заботы», «Не о хлебе едином жив будешь», «Без денег проживу, лишь бы хлеб был», «Без денег сон крепче», « Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой». «Напитай, Господи, малым кусом», - молит русский крестьянин XIX века. «Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век дополна». Нечего завидовать другим, говорит русский крестьянин и подчеркивает: «На людей глядя жить (т.е. не по достатку) - на себя плакаться». Отвергая стяжательство и накопительство, осторожно и с достоинством принимая богатство и деньги, православный, трудовой человек выдвигает свой идеал - идеал скромного достатка, при котором можно и самому жить сносно, и помогать своим близким»[2] [3]. Есть ещё серьезные цивилизационные различия между западноевропейской и православной цивилизациями. Так, английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1837) считал, что право на жизнь имеет только сильнейший, победивший в острой конкурентной борьбе; побежденный в ней не имеет таких прав. Кстати, так думает и по таким законам социал-дарвинизма живет сегодня высоколобая западноевропейская элита, претендующая на исключительность. Нет! - решительно говорит Западу русский православный человек. Право на жизнь имеет всякий родившийся на этот свет - гарантией чего является взаимопомощь и взаимная поддержка, имевшие место в христианском мире с древнейших времен и до начала XX века, что наиболее ярко было отражено в жизни русской общины - общественно- производственное объединение крестьян на началах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей .

Следует заметить, что деформация традиционных для нашего народа духовных ценностей существенно снижает сопротивляемость организма человека к болезням. В силу голоса Божия (совести) - грех и страх греха изменяют лейкоцитарную формулу крови, уменьшая в крови человека число эндорфинов - гормонов радости и количество лимфоцитов, ответственных за наш иммунитет. Соответственно снижается иммунитет, ухудшается индивидуальное и социальное здоровье и отсюда недалеко до серьезного заболевания. Для нашей православной Цивилизации всегда были характерны: неприязнь к жесткой эгоцентричной конкуренции, консерватизм, широта взглядов, но вместе с тем характерна и любовь к крайностям, и эмоциональность оценок, смешение личного и социального; духовного и материального; интуитивность, приоритет правды, нравственности над законом и правом, которые (по мнению россиян) должны быть укоренены в нравственном начале и соответствовать правде Божьей, а если этого нет в повседневной жизни, то тогда в душе русского человека зреет анархический бунт против Бога, отсюда и наш традиционный российский правовой нигилизм (предтеча большевизма).

Что такое Православное мировоззрение?

Это православная Вера, Отечество (единственная реальная ценность, которая еще осталась у всех нас), честь, долг, любовь, смирение, покаяние - приоритет духовного над материальным, приоритет национальных интересов над «общечеловеческими ценностями», соответствие между правом и Нравственностью, существование на основе Православия могучей жизнестойкой государственной гуманистической идеологии, (теоретическая доктрина - учение), ядром которой является создание в России справедливого общества социального гуманизма с высоким качеством жизни, где человек формируется и развивается как творец знаний. И это всё соответствует православной формуле: «Единство в свободе на началах Любви». Тогда, возможно, в российском обществе и будет достигнуто симфоническое единство - соработничество государства и православной Церкви (единство светской и духовной властей) - всё это должно заработать на уровне политического и национального самосознания, вырастающего из великой и драматичной истории России и её грозных уроков, из нашей духовно-нравственной и культурно-исторической традиции, формировавшейся веками на основе христианской культуры, изначально берущей истоки в Древней Греции и в Православной Византии (II в. н.э. и век V - XV н.э.), историческими правопреемниками которых и является современная Россия.

Что касается уровня бытового сознания, православное мировоззрение - это твердость в Вере отцов, крепкая, здоровая семья и дети, уважающие родителей, жить без подлости, жить не во лжи, находясь в постоянном внутреннем диалоге с Богом, честно и профессионально трудиться на своём рабочем месте, вообще жить по 10-ти спасительным заповедям И.Христа.

Православная церковь - это культурообразующая и духовная сила в нашей стране, стремление к сильной, но справедливой центральной власти (сильное государство), которое диктует инстинкт самосохранения русского народа и в то же время приоритет человека в вечном диалоге-споре человека и государства. Общеизвестно, что в недрах христианской культуры, из христианских монастырей «вышли» будущие Университеты - ключевое звено эпохи Модерна, где научное знание создавалось, воспроизводилось и передавалось молодёжи. Не секрет, что Университеты - это та образовательная структура, которая действительно консолидирует общество. Да, православное мировоззрение - это стремление к Высшей Правде и высшей справедливости (смысл жизни), целомудрие, совесть, стыд, сострадание и милосердие, социальная справедливость, а ещё в России это всегда, наряду с религией и семьёй, духовный подвиг христианина через посильный крест и страдания на пути самопознания к радости обретения Истины - Бога нашего И. Христа, который есть и Путь, и Свет, и Истина, и Жизнь! Для Святой Руси - это система жизненных ценностей, ориентированных на Правду, Добро и Красоту. Для русского народа в 18-19 веке были всегда характерны: глубокая религиозность, удивительная доброта и незлопамятность, открытость, способность все понять, широта характера, свободолюбие, размах решений, стыд, честность, искренность, смирение (способность чувствовать в себе малейшие проявления гордыни и подавлять их, причем смирение для православного - это смирение перед Богом и ближними, но не перед дьяволом), умеренность и воздержание (аскеза - высокий Дух), простодушие, прямота, естественная непринужденность, простота в поведении (вплоть до изрядной простоватости), несуетность, юмор, великодушие, уживчивость, легкость человеческих отношений («чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими»), кротость, незлобие, отзывчивость, миролюбие, страстность в исканиях смысла жизни и абсолютной Правды, могучая сила воли, даровитость, мессианизм и миссионизм, милосердие, сострадание, целомудрие, порядочность, благоразумие, мужество, жертвенность, справедливость, терпение, трудолюбие и добросовестность, чувство долга; противоположность, а не относительность добра и зла, противоположность порока и добродетели, благородство, доблесть, любовь к Отчизне - идеалы морали и православной культуры. Русский народ - это труженик и мученик, поэт и космонавт, а не банкир, торговец или адвокат. По мнению митрополита Иоанна (Снычева): «У русского народа душа молитвенная, богатырская, удалая, мечтательная, покаянная, исполнена любви ко всему миру, и горьких слёз и тоски по Царствию Небесному, которое здесь, на земле, недоступно. Пока у русского человека в душе звук Божий, он человек великий и праведный, сильнее которого нет на земле. Он такое царство построил, которому равных нет. Он такие победы одерживал, какие другим народам не снились. Он такие книги писал, что ими весь мир зачитывается». Общеизвестно, что великая русская культура А.С. Пушкина и П.И. Чайковского уже давно заняла в мире достойное место, это культура великого народа с открытой душой и большим, отзывчивым сердцем. Утрата вышеприведенных жизненных ценностей и моральных качеств нашим народом означает - серьезную опасность снижения нравственного и духовного иммунитета русского народа, разрушение Национального самосознания, духовности (добро, истина и красота); нравственное, психическое и душевное нездоровье, утрату смысла жизни (синдром потерянной души), а в недалекой исторической перспективе - означает гибель великой русской нации и крах нашей страны с тысячелетней историей. Поскольку, когда нет сильной внутренней идеологии, нации распадаются на противоборствующие этнические, расовые и классовые группы. Действительно, утрата русским народом абсолютного идеала чревата, в последующем, экстремизмом и тягой русской нации к саморазрушению, которое затем может смениться в народе опасным равнодушием и безразличием ко всему - то есть, социальной апатией. Если рушатся фундаментальные устои (ценности), то не устоит и дом! Именно об этом и предупреждал нас Ф.М. Достоевский: «Если Бога нет, то все дозволено!». Отсюда, в современном российском безрелигиозном, агрессивном обществе, сегодня ориентированном ошибочно, на протестантские либеральные ценности, (прогресс, секулярный гуманизм, двойственные права человека, политический радикализм, гипериндивидуализм, нравственный беспредел и рационализм - абсолютная вера в Разум, а не в Бога и т.д.) такое повальное пьянство, насилие в наших семьях, увлечениие наркотиками, жажда обогащения и безудержных, чувственных наслаждений, безответственность; пренебрежение к нашей великой истории и самобытной культуре, к традиционной семье; а ещё, вопреки православному менталитету, пренебрежение к человеческой жизни (это чудесная тайна Бога) и даже к самой смерти, утратившей, сегодня, в либеральнодемократической России свою сакральность. Поэтому сегодня так много смертей вокруг нас, живущих в удушливой атмосфере новоевропейской циничной культуры Постмодерна, культуры вседозволенности и поклонения «Золотому тельцу» - идолу материальной, потребительской западной культуры ростовщичества, привнесённой, бездумно и некритично, на российскую, социально и культурно иную, историческую почву нашими радикальными либерал-реформаторами - российской «пятой колонной». Русский философ, этнопсихолог, основоположник евразийства Н.С. Трубецкой (1890-1938) справедливо считал, что «ростовщики» являются для России - Евразии совершено посторонним телом. Психологические черты, свойственные им, чужды истории и культурному облику России - Евразии и оказывают разлагающее влияние на коренное население[4]. И действительно, по мнению экспертов, «только за четыре года шоковой терапии Гайдара валовой внутренний продукт России сократился более чем на 40 процентов». В итоге ельцинская Россия, в конце 20 века, опустилась ниже уровня Китая, Индии, Индонезии, Бразилии и Мексики. Если говорить о доходах на душу населения и качестве жизни, то либеральная Россия стала жить беднее даже Перу. И это уже не вина И. Сталина. Это печальные итоги радикального либерализма и шоковой терапии в современной России. Десятилетия технологических достижений СССР-России канули сегодня в небытие - фактически, в нашей стране в конце 20 века произошла деиндустриализация и очередное раскрестьянивание (за время «Пере- стройки-Катастройки» в России утрачено 23 тысячи российских деревень и 70 тысяч промышленных предприятий). Знаменитая, некогда, советская наука развалилась на части, распалась и глыба российской культуры, а общенародная собственность страны просто пошла с молотка»[5].

А ведь образование, Высшая школа, в том числе наши Университеты, являются той структурой, которая консолидирует современное общество. Однако, хозяевами российской жизни, в эпоху разрушительных для России неолиберальных реформ, вдруг стали, лишенные национальных корней, олигархи с двойным гражданством и коррумпированная российская бюрократия, дорвавшиеся до государственной собственности, а наш, политически наивный народ попал в услужение к ним. Все эти новации западного толка в нашем растерявшемся, атоми- зированном российском обществе - это плод человеческого несовершенного либерального ума и помрачения Разума.

А ведь со времен министра просвещения графа С.С. Уварова (1786-1855) известно, что умственное совершенствование без совершенствования нравственного - мечта, и мечта пагубная; ещё в XIX веке С.С. Уваров мечтал «изгладить (то есть, снивелировать, автор.) противоборство так называемого европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение от слепого и необдуманного пристрастия к поверхностному и иноземному». В противном случае «на выходе» нашего российского образования и воспитания будут, скорее всего, «бесы Достоевского», типа Александра Керенского, Бориса Березовского, Егора Гайдара, Бориса Немцова, Валерии Новодворской и др. И здесь следует заметить, что ум (разум) в православном и светском понимании не равнозначные понятия, в православном учении ум (разум) - это энергия души и его естественное место в сердце, а то, что наука сейчас называет разумом, в православном учении - это рассудок, результат и функция мозга, связанные с мышлением, заметим, мышлением современного человека - атеиста, то есть, падшего, греховного, а значит человека несовершенного. Кроме того, потребительская культура материалистского Запада - это хазарская культура поклонения Золотому тельцу, это идея Мирового господства и создания рая на Земле, но без И. Христа (богоборчество), без упражнения «иметь память смертную», что есть уже богоборчество, как учили нас православные святые. А ведь именно эта светлая и высокая Память дает человеческой жизни «истинно человеческий», то есть богочеловеческий христианский масштаб и смысл. Как справедливо заметил однажды знаменитый русский писатель Леонид Максимович Андреев: «Земля без бога - это обитель смерти». В современном российском безрелигиозном обществе, с уже измененным, невротизированным сознанием в молодежной, социально-незрелой среде, часто звучат сегодня разрушительные для молодых россиян западные лозунги, глубоко противоречащие традиционному российскому менталитету и великой православной культуре, и это: Обогащайся! Материальное господствует над духовным. Только сильный имеет право на выживание. Материальный успех любыми средствами и... горе побежденному! Бери от жизни всё, сейчас и сразу! Коллективное, совместное - это враг личности. Старость, дети - обуза для семьи и общества и т.д. Не надо трудиться - от работы кони дохнут. Не надо иметь детей - это слишком хлопотно. Не надо защищать Родину - это слишком опасно. В общем, без кайфа нет лайфа и т.д. Сегодня девиз дня определенной части эгоцентричной, иррациональной российской «золотой» молодежи, к сожалению, - гедонистическое удовольствие и еще раз безудержное удовольствие (секс, наркотики, рок-н-ролл), то есть, это либеральная идеология - жить, не задумываясь, примитивной, бездуховной, безответственной жизнью, близкой к животной, не прилагая нравственных усилий, отдавая приоритет в этой легкой, поверхностной и потребительской жизни (на вегетативном уровне растений) сытости, похоти, страстям, низменным, биологическим инстинктам и безудержным потребностям, неограниченным христианской моралью - в рамках так называемого "свободного" либерального общества, свободного, в том числе, и от наших традиционных, православных духовнонравственных ценностей (культурный код нации).

Как показывает современная, уже порой иррациональная, жизнь в эпоху глобализации, эти западные бездуховные идеи Постмодерна и торжества безудержной, неограниченной моралью, свободы оказались гибельными для российской молодежи, для славянской цивилизации, и подтверждением тому - катастрофические политические, социально- экономические и демографические последствия для нашего многострадального народа, и так натерпевшегося от горбачевско-ельцинской либерально-демократической «Перестройки - Катастройки» по англосаксонской модели - в экономике, образовании, в армии, в промышленности, бизнесе, в науке и культуре. Как следствие этих разрушительных, гибельных для России процессов западнизации - американизации - наличие в нашей стране проблемы беспризорных детей и бездомных людей, потерявших в период бездумного реформаторства российских неолибералов и собственное жилье, и работу, и здоровье, и какую-либо надежду на социальную справедливость. По оценкам экспертов, в конце 20 века в перестроечной России только беспризорных детей насчитывалось около 2 млн., причём, 800 тысяч российских детей и сегодня неграмотны, а бездомных людей в нашей стране уже тогда насчитывалось около 6 млн., причём, 50 млн. россиян в настоящее время - это просто бедные люди, уставшие от бесконечных либеральных реформ[6]. Сегодня, в 2014 году эти шокирующие цифры социальной статистики значительно меньше, но кардинально, данная негативная ситуация в современной либеральной России, увы, не изменилась к лучшему в условиях глобального мирового экономического кризиса, пришедшего к нам в 2008 году из неолиберальной Америки. Причем, не секрет, что беспризорные дети порой в российских семьях подвергаются со стороны взрослых немотивированной агрессии и жестокому насилию. По российской невесёлой статистике в стране только за 2009 год совершено 126 тыс. случаев насилия над детьми, 100 тыс. молодых людей гибнут в России ежегодно, а 60 тыс. российский детей, в этом же 2009 году, изъято государством из семей «группы риска» (то есть семей, где родители пьющие или наркоманы). Иногда российские дети становятся живым товаром, при попустительстве и холодном безразличии со стороны российского общества, коррумпированных региональных чиновников и правоохранительных органов. Конечно, это результат семейного и духовного неблагополучия всего российского общества и одновременно серьезный вызов нашему Национальному достоинству.

Одна из важных причин катастрофизма жизни российского общества кроется в традиционной российской болезни нашей безрелиги- озной интеллигенции, отошедшей в 19 веке от Христа - в бездумном подражательстве (обезьянничаньи), во всём, европейскому со стороны несамостоятельной российской интеллигенции, при одновременном уничижении, самобичевании и отрицании своего великого православного прошлого! Этот социальный феномен русский историк Н.Я. Данилевский, ещё в 19 веке, с горечью назвал «болезнью европейнича- нья»[7], которая, по мнению Данилевского, может стать в будущем серьезным препятствием на пути России к стабильности, возможному её расцвету и могуществу. Ярким свидетельством гибельного проникновения в неустойчивые умы и сердца российской интеллигенции 19-20 века этого порочного социального феномена (болезнь европейнича- нья), является прозападная позиция русского философа П.Я.Чаадаева, изложенная им в его знаменитых философских письмах, где наш автор главную причину отсталости России почему-то «видит» в принятии русским народом Православия, а не в католицизме и западничестве. Увы, но наш Чаадаев (этот российский Алкивиад XIX века) был не одинок в своих исканиях и искренних заблуждениях. К сожалению, Н.Я. Данилевский оказался во многом прав из своего исторического далека (XIX век), и распад СССР изнутри - яркое тому подтверждение. Призыв наших демократов-западников к российскому обществу эпохи радикальных либеральных реформ конца 20 - начала 21 века, чтобы мы-де побыстрее приобщились к «общечеловеческим ценностям» (то есть, к западным ценностям), вопреки иной генетической, религиознокультурной и историко-географической природе россиян, которая складывалась веками на протяжении всего последнего тысячелетия, означает (по - факту): отречение от всей прошлой нашей православной жизни и всех её природных начал, отречение от нашей православной культуры, христианской морали и традиционных нравственных ценностей, от нашей великой истории и русской культуры, что в дальнейшем привело к невротизации и бестиализации современного человекаатеиста, к росту в современной России тоталитарных сект, преступности, суицидам, к социальной апатии российского общества, сменяемой периодически вспышками немотивированной агрессии. Историк Н.А. Нарочницкая справедливо считает, что под «общечеловеческими ценностями» Запад, сегодня, подразумевает не столько нравственные ценности, основанные на 10-ти заповедях И. Христа, сколько философские идеи и правовые нормы, сложившиеся на Западе в эпоху Просвещения 18 века, эпоху, искусственно противопоставившую религиозное и научное мышление. Сегодня мы должны отчетливо понимать и никогда не забывать, что якобы «неправильная», с точки зрения коллективного Запада, православная Россия - это страна православная, не принадлежащая к той «правильной» европейской материалистической цивилизации после Просвещения, которая основана на рационализме Рене Декарта, общечеловеческих ценностях Иммануила Канта, идейном багаже французской, масонской революции и протестантской этике, выросших из секулярного гуманизма. А ведь именно из этого замысловатого идеологического бульона-симбиоза и родились в Европе эпохи Просвещения: секулярный гуманизм, рационализм, прогресс, исторический оптимизм, политический радикализм, социализм, марксизм- большевизм, национал-социализм, радикальный либерализм, которым так истово и фанатично, но бездумно поклонялась прекраснодушная, несамостоятельная российская интеллигенция 19-20 веков, не учитывавшая серьезные цивилизационные различия, например, между промышленным, индивидуалистским Западом и крестьянской, коллективистской Россией начала 20 века. Драматическая жизнь россиян в течение XX века показала, что все эти «измы», родившись в человеческом сознании, недолговечны и живут не более 3-4-х поколений, а вечны только великие христианские ценности, дошедшие к нам, через Священное писание и свидетельства Апостолов, через толщу веков от самого Спасителя. И главная наша задача, сегодня, сохранить в 21 веке эти спасительные для россиян и человечества нравственные заповеди Иисуса Христа и, тем самым, сохранить свою Душу и Совесть, сохранить способность различать Добро и Зло, отличать Правду ото Лжи! Традиционное, бездумное обезьяничание нашей российской интеллигенции перед коварным, алчным Западом («болезнь европейничанья») и сегодня постоянно приводит российское усталое общество, русских людей в состояние изумления и шока, а Россию, в начале каждого нового века, опять ставит у роковой черты. «Странное дело! Россия как государство - гигант, а как общество - младенец» (Ф.И. Тютчев). Поразительно, но последние триста лет Россия - это страна, в которой всегда идет снег, это всегда триумф мечты над реальностью, а еще, как метко заметил однажды царский оберпрокурор Синода в 1880-1905 году К.П. Победоносцев: «Россия - это тёмная ледяная ночь, а внутри бродит лихой человек». И действительно, в российской истории всегда присутствует такой лихой человек, соответственно каждой исторической эпохе: Иван Мазепа, Эрнст Бирон, Андрей Остерман, Жорж Дантес, Карл Нессельроде, Софья Перовская-Бланк, Евно Азеф, Родион Вацлович Малиновский, Сергей Нечаев, Александр Керенский, Владимир Ульянов-Ленин (Бланк), Александр Израилевич Парвус-Гельфанд, Лев Троцкий (Бронштейн), Степан Халтурин, Генрих Ягода, Янкель Мовшевич Свердлов, Нахамкенсон-Стеклов, Яков Юровский, Борис Савинков, Зиновьев-Розенфельд, Николай Ежов, Лаврентий Берия, Якоб Шифф, Михаил Горбачев, Александр Николаевич Яковлев, Карл Радек (Собельсон), Егор Гайдар, Борис Березовский, Шамиль Басаев, Хож-Ахмед Нухаев, Ахмед Закаев, Михаил Ходорковский, Юлия Тимошенко, Игорь Коломойский и др.

Великий русский писатель А.П. Чехов также постоянно удивлялся по поводу малых и больших странностей российского менталитета: «Русский человек обожает прошлое, ненавидит настоящее и боится будущего!». Или вот ещё яркая мысль от него же: «Самомнение у нас, живущих в России, европейское, а мышление, поступки и жизнь - азиатские!» (А.П. Чехов). Добавим, от себя, что русский человек, в отличие от западноевропейца, увы, никогда не живет настоящим, а всё время устремлен в какое- то неведомое призрачное будущее, которое, когда оно приходит или всегда нас обманывает, или всех ужасает. И здесь уместно вспомнить знаковые слова - глубокую мысль А.С. Пушкина: «За новизной бежать смиренно народ бессмысленный привык». Это про нас с вами и ведь правда, хотя и горькая. Как свидетельствуют недавние уроки драматической российской истории (18-21 век) - западная лукавая «новизна», в лице далеко небезупречных идей западноевропейского Прогресса, рационализма, секулярного (безбожного) гуманизма и политического радикализма, которые, - в сознании западных философов и российской интеллигенции непременно сопрягались с материализмом и атеизмом, - привели наш доверчивый и, где-то беспечный, политически незрелый народ, и нашу страну в 20 веке - к серьезным социально-экономическим потрясениям эпохи керенщины, большевизма и горбачевщины, причем, в России случилось это трижды - в феврале-октябре 1917 и августе 1991 года (русская Смута). Все эти драматические события в нашей стране - это следствие перманентного трёхсотлетнего внешнего давления на Россию коллективного Запада и алчных, агрессивных США, а также результат внутренней русофобии, безбожия и «болезни» европейничанья» российской несамостоятельной интеллигенции, и, конечно, это последствия самопредательства и равнодушия самого русского народа, его безответственного отношения к своей собственной судьбе. Памятуя о том, что не плоть, а Дух делает человека человеком (Людвиг Феербах), считаем не лишним для всех нас ещё раз обратить наши пристальные взоры к вечным христианским ценностям, четко сформулированным ещё 2000 лет назад святым Апостолом Павлом в его послании к римлянам: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, - в учении; увещеватель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла; прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благослав- ляйте гонителей ваших; благославляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Аз воздам, говорит Господь»[8]. Увы, но в 20-м жестоком веке россияне, ничтоже сумнящеся, временно отошли от своего Бога И. Христа. Современная неоднозначная российская либеральная действительность отчетливо продемонстрировала всем нам, что только на пути дальнейшей рехристианизации России (возвращения русского народа в Православие), по нашему мнению, произойдет укрепление индивидуального и общественного здоровья россиян, возможна, в дальнейшем, успешная модернизация российского общества, реиндустриализация страны, без чего невозможно возрождение могучей, великой демократической России, где наряду со свободой и демократией, в российском обществе воцарится ещё добро и справедливость, профессионализм и ответственность. И здесь уместно вспомнить слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который на встрече со студенческой молодёжью в г. Санкт- Петербурге (май 2009 г.), мудро заметил: «Если русский народ научится соединять Знание и Веру, божественное и человеческое, молитву и труд, небесное и земное, временное и Вечность, материальное и духовное - вот тогда ему не будет равных». Мы с пиететом и удовлетворением присоединяемся к сказанному православным патриархом, ибо человеческая душа без Веры мертва. Великая и драматическая история России (17-21 вв.) свидетельствует, что когда мы связывали наши деяния с Верой, когда мы были подлинно верующими, тогда мы успешно преодолевали все беды и напасти, которые приходили к нам в Россию, как правило, или с Юга, или всегда с Запада. Очевидно, что вопрос православной Веры, духовного просвещения и православного воспитания это сегодня для россиян вопрос жизни и смерти. Православие, крепкая, здоровая семья, умное воспитание и всестороннее, глубокое, универсальное образование; физически, психически и социально здоровая, свободная, целостная личность, наличие патриотического среднего класса и национальной правящей элиты - вот могучие, объединительные скрепы, консолидирующие российское общество. В жизни каждого человека есть два пути: путь жизни - это путь с Богом и путь смерти - без Бога.

Выбор для нас, для всех, ныне живущих в России, очевиден: Православие, Духовность, Патриотизм.

Недавние уроки трагической, но великой истории России 20 века подвигают общественное сознание россиян и авторов данной работы к мысли о том, что наряду с другими традиционными мировыми религиями Православие является основой здоровья личности и могущества России, поскольку именно наши традиционные православные духовнонравственные ценности, а не общечеловеческие (западные) определяли всегда наше поведение и нашу историческую судьбу. Духовная сила системы российских цивилизационных ценностей в их гуманистической направленности - Совесть, Нравственность, Божественная справедливость, Коллективизм - основа социального здоровья российского общества во все Времена. Что касается лукавых идей западноевропейского Прогресса, секулярного гуманизма и общечеловеческих ценностей, сопряженных в умах западных философов и ученых эпохи Просвещения, затем Модерна и Постмодерна с материализмом, атеизмом, эгоизмом и алчностью, причём не ограниченных нравственной ответственностью, то именно эта лицемерная западная «новизна», трансформировавшаяся впоследствии в марксизм-ленинизм, нацизм и неолиберализм, овладела в 19-20 веках неустойчивым сознанием прозападно настроенной несамостоятельной российской интеллигенции (кадеты, меньшевики, эсеры, большевики, либералы), став, в конечном итоге, причиной серьезных социальных потрясений для царской и советской России в 20 веке (1917, 1991 год). Последние драматические годы нашей нестабильной и противоречивой жизни в демократической России, приснопамятной эпохи Горбачева - Ельцина, продемонстрировали здравомыслящей части правящей национальной элиты страны и российской патриотической интеллигенции, что только возвращение россиян к своим духовно-нравственным истокам - Православию, только движение людей ввысь, к Богу - способно вдохнуть в наше усталое и разобщенное современное общество новую энергию созидания и творчества на основе Традиции, общего дела (например, возрождение могучей, процветающей России), без которого невозможна успешная модернизация, реиндустриализация страны и выход на более высокое качество жизни россиян! И, здесь, мы должны руководствоваться нашим древним христианским принципом: «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всём - любовь». Идеал Православия есть не материальный прогресс, но внутреннее Преображение. Единственный путь преображения - в искоренении греха в самом себе: «Не вне тебя, правда, а в тебе самом, найди себя в себе, и узришь правду. Не в вещах, правда эта, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоём собственном труде над собою». Что ж, русский гений Ф.М. Достоевский, как всегда, был прав, когда говорил, что русский человек без Бога - это пугало для всего мира. А с Богом русский человек непобедим и ему подвластно всё в этом мире.

  • [1] Пецко А. Мировые приоритеты русского народа/ Отв. Ред. О.А.Платонов. М.,2013. С. 113.
  • [2] Там же. - С. 237.
  • [3] Там же. - С.249-250.
  • [4] Там же. - С.119.
  • [5] Хлебников П. Крестный отец Кремля Борис Березовский, или История разграбления России. - 2-е изд., испр. М.: Детектив-Пресс, 2004. 480 с.
  • [6] Информационный бюллетень ВЦИОМ, 1995. № 4.-С.16.
  • [7] Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - С. 260.
  • [8] Послание к римлянам святого Апостола Павла, 12, С. 6-19.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы