Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации
Посмотреть оригинал

Российская молодежь как социальный ресурс обеспечения социального здоровья общества в условиях глобализации

ЗОЖ и духовные ресурсы российской молодежи в обеспечении социального здоровья общества

Сохранение и укрепление здоровья россиян - одна из главных стратегических задач устойчивого развития страны. Основы индивидуального здоровья закладываются в семье, в наиболее ранние периоды жизни ребёнка и поэтому так важно, начиная уже с раннего детства, воспитывать у наших детей активное, бережное отношение к своему здоровью. А для этого необходимо как можно раньше формировать у детей представление о здоровье как величайшей жизненной ценности и формировать чувство личной ответственности за собственное здоровье. Осуществить это возможно только в рамках здорового образа жизни (ЗОЖ), который представляет собой индивидуальную систему разумного поведения человека, основанную на ценностях физической культуры и спорта, традиционных духовно-нравственных ценностях Православия и самодисциплине (самоограничении).

Привитый с детства в семье и школе «здоровый образ жизни» должен как можно раньше стать первейшей, неотъемлемой потребностью ребёнка, подростка, молодого человека и, в дальнейшем, уже во взрослой жизни.

Это особенно актуально в нашей российской действительности, когда 50-55 процентов больных, ежегодно, умирает в нашей стране от заболеваний сердца и сосудов в результате - бездуховности, дистрессов, курения, алкоголизма, наркомании, неправильного питания и малоподвижного образа жизни.

Что же такое здоровый образ жизни? По нашему мнению, это, прежде всего культурный, активный образ жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством. Наверное, именно такой образ жизни имел в виду древнегреческий философ Эпикур, живший в Афинах в 341-270 гг. до н.э., когда однажды сказал: «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо». И это очень верно, поскольку здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Именно в понятии «здоровый образ жизни» наиболее полно выражается взаимосвязь между Православием, духовным просвещением, физической культурой, образом жизни человека и его здоровьем. Многочисленные исследования показывают, что на возможное снижение смертности от ишемической болезни и инсульта положительно влияет соблюдение российскими гражданами правил здорового образа жизни. Так, отказ от курения снижает смертность на 35%, изменение неправильного питания - на 45%, физическая активность - на 25%, а умеренное потребление алкоголя - на 20%. Примерно лет двадцать назад в современном мире выкристаллизовалась стройная система предсказания риска заболеть, и она учитывает пять факторов: пол, возраст, уровень холестерина, артериальное давление и факт курения.

Однако русский философ П.А. Ильин считал, что «здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают... Здоровье есть предначертанная Богом и угодная ему гармония между личною природою и личным духом», который Православной церковью рассматривается, как бы вместилищем другого духа - Духа Святаго - Третьего Лица Бога, Святой Троицы. В самом понятии «Дух» ощущается энергетическое начало. В единстве соподчинения духа человеческого Духу Святому, а ему, в свою очередь, души, которой должно быть подчинено тело, такое иерархическое устройство человеческого организма - залог здоровья, норма человеческой жизни. П это, заметим, взгляд видного русского философа на категорию индивидуального здоровья, заслуживающий внимания современников. На наш заинтересованный взгляд из XXI века, с позиций теории нормы - здоровье есть норма и гармония генетического, физического, психосоциального (духовного) состояния и развития индивида, рода (семьи), народа (популяции). Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье есть состояние полного физического, духовного и социального благополучия индивида (трактовка, данная в Уставе ВОЗ), которое проявляется в различных видах его активной, общественно полезной деятельности - в труде, семье, спорте и защите Отечества. И здесь следует отметить, что уровень здоровья каждого человека различен и, во многом, зависит от конституциональных и поведенческих особенностей, темперамента, менталитета, гормонального и иммунологического статуса индивида (генетика). Однако формулировка понятия « здоровье», данная в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в семидесятые годы

XX века уже порядком устарела, ибо в таком случае здоровье присуще только единицам; если индивид не болен, это, оказывается, не значит, что он здоров! И ещё напомним, что сегодня людей в пограничном состоянии (между болезнью и здоровьем) в так называемом цивилизованном обществе принято относить к практически здоровым. Не секрет, что в экономически развитых западноевропейских странах, где здравоохранение находится в приоритетных условиях, количество людей в пограничном состоянии составляет 50-80% от общей численности населения.

Для современного понимания философской и медикобиологической сущности здоровья приводим наиболее корректную, на наш взгляд, да и с врачебной точки зрения (Маляренко Ю.В., Быков А.Т., Кураев Г.А., Маляренко Т.Н.) формулировку ключевого для человека понятия здоровье - это качественный показатель жизни, это способность организма при разных условиях внешней среды автономно и устойчиво сохранять гомеостаз. Здоровье есть способность организма при разных условиях внешней и внутренней среды противостоять процессу дезадаптации через преобразования внутри и межсистемных взаимосвязей и других механизмов саморегуляции органов и систем (гомеокинез)[1]. Здоровье это способность индивида к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Физическое здоровье - соответствие возрастно-половой норме физического развития (что отражено в центильных таблицах) и другим физиологическим показателям нормы.

Что касается категории болезни, то человеческая болезнь рассматривается православным философом Ильиным И.А. как таинственная запись, которую нам надо расшифровать: ибо в ней записано о нашей прежней неверной жизни, когда человек живет в разладе с самим собой, чувствуя «во всём себе страшный беспорядок». А потом - это еще и шифр о новой, предстоящей нам, мудрой и здоровой, гармоничной жизни (читай - жизни с Богом). По мнению Ильина И.А., этот сакральный, таинственный шифр жизни надо разгадать нам, истолковать, сделать правильные выводы и осуществить-таки замысел Божий в отношении каждого из нас, «человеков», на путях нашего духовного совершенствования, справедливости и Добра. «В этом глубинный смысл болезни. Мы должны воспользоваться своей болезнью, не только для того, чтобы исцелить себя (ибо в этом её призвание), но и умудрить»[2]. А мудрость дается человеку через испытания и страдания (переживания), которых, как показывает история человечества, увы, не избежал ещё ни один из когда-либо живших на этой грешной земле. От себя добавим, что испытания и страдания - это крест, но крест посильный, который, по мнению Православной церкви, дается Богом каждому человеку для его духовного возрождения и совершенствования в процессе самопознания на пути к Богу, который есть и Свет, и Путь, и Истина, и Жизнь!

И хотя XX век уже немало преуспел в рационализации нашего внутреннего мира, все-таки душевные метания даже во времена Великой русской Смуты XX века - общенационального кризиса и раскола российского общества не перестали быть нормальным состоянием современного человека, мучительно раздваивающегося между Добром и Злом. Вспомним строки из известного письма Льва Николаевича Толстого своей двоюродной тетке Александре Андреевне Толстой от 18 октября 1857 года: «Мы всегда ждем, что мир водворится, в нашей душе наступит душевное равновесие. Нам худо без него... Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинаться, и опять бросать, и вечно бороться (читай - прежде всего, со злом внутри себя) и лишаться... А спокойствие - есть душевная подлость».

Еще Сократ считал, что человек должен в своей жизни (как главное свое достижение) совершенствовать ту часть тела, которая является вечной и потому самой важной, то есть, совершенствовать душу! «...внутреннее разложение индивидуальной души делает невозможным общественное устроение... разложение общественной организации ведет жизнь народа к позору и отчаянию»[3]. «Невозможно устроить мир материи, не устроив мир души...». С точки зрения религиозной философии и догматического богословия, душа обозначает одну из составных частей человеческого состава, неким таинственным образом связанную с телом и духом. Душа - внутренний, психический мир человека, его сознание. По Ильину душа - это весь многослойный поток зрительных образов, слов, чувств - наших внутренних нетелесных переживаний, во всем его объеме и разнообразии.

«Душа - это вся совокупность того, что происходит в нашем «сознании», а равно и в нашем «бессознательном», на протяжении всей нашей жизни: это наши переживания, чувства, болевые ощущения, приятные и неприятные состояния, воспоминания и забвения, праздные фантазии, впечатления и помыслы, проносящиеся в нас мимолетно, а также деловые соображения и заботы, приковывающие нас к себе надолго»[4]. Современные учёные - нейрофизиологи, философы, анатомы, биохимики, психологи сегодня считают, что душа «разлита» во всём теле человека, находясь в каждой клетке человеческого организма, в том числе, и в крови!

Сегодня, в эпоху глобализации душа современного человека подвергается сильнейшим соблазнам и испытаниям. Русский философ С.Л. Франк в своей работе «Крушение кумиров» (1923), подвергая социально-философскому анализу современную ему эпоху, как бы предвосхищает трагизм нашего времени. Причем, данная Франком характеристика состояния российского общества начала XX века настолько полно совпадает с мыслями и чувствами, переживаемыми нами сегодня в XXI веке, что, просто приходится поражаться прозорливости автора: «Исключительно трагический характер современной эпохи, неслыханное обилие в ней зла и слепоты, расшатанности всех обычных норм и жизненных устоев предъявляют к человеческой душе такие непомерно тяжкие требования, с которыми она часто не в силах справиться. Душа подвергается сильнейшему соблазну либо отречься от всякой святыни и предаться пустоте и призрачной свободе неверия, либо с угрюмым упорством вцепиться в обломки гибнущего старого здания жизни и с холодной ненавистью отвернуться от всего мира и замкнуться в себе. Все старые - или, вернее, недавние прежние - устои и формы бытия гибнут, жизнь беспощадно отметает их, изобличая если не их ложность, то их относительность; и отныне нельзя уже построить своей жизни на отношении к ним. Кто ориентируется только на них, рискует, если он хочет продолжать верить в них, потерять разумное и живое отношение к жизни, духовно сузиться и окостенеть, - а если он ограничивается их отрицанием - духовно развратиться и быть унесенным мутным потоком всеобщей подлости и бесчестности. Время сегодня таково, что умные и живые люди склонны подлеть и отрекаться от всякого духовного содержания, а честные и духовно глубокие натуры склонны глупеть и терять живое отношение к действительности».

Поэтому мы и вспомнили о душе, особенно сегодня в эпоху лукавой глобализации. По мнению Православной церкви и, на основании нашего жизненного опыта, именно, человеческая душа, как вместилище Духа Святаго, помогает человеку быть здоровым, а главное - различать высшие нравственные ценности: добро и истину, а также греховные - зло, ложь, лицемерие и обман. Вся драматическая история человечества после прихода в этот мир Иисуса Христа свидетельствует - Грех разъединяет Бога и человека, приводит его к страданиям и болезням! В книге «Место человека во Вселенной» (1897) Уоллес, английский биолог, современник Дарвина, рассматривает человека как микрокосм в составе макрокосмоса, как венец сознательной органической жизни и вершину Мира, Вселенной, его цель и результат замысла Творца. Православные иерархи считают, что Бог сотворил человека по образцу и подобию своему и назначил ему - высшему своему творению - стать таким же, как Он. И действительно, Бог наш - Иисус Христос, кроме спасительных для человечества десяти заповедей, оставил людям еще одну: «Будьте совершенны, как Отец Ваш Небесный». А между тем, в жажде высочайшего идеала современный человек способен и на величайшую подлость, что и было гениально подмечено русским писателем Леонидом Андреевым и великим прозорливцем Ф.М. Достоевским. Внутренний поиск, двойственность человеческой души и её противоречивость - в непрерывном движении - переходах между Добром и Злом, великодушием и мстительностью, смирением и гордыней, постоянная самоказнь - «лихорадка колебаний, принятых навеки решений и через минуту опять наступающих раскаяний» на пути - стремлении человека к чему-то Высшему и Истинному - Творцу. Это и есть духовность, то есть свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными, когда люди живут, оберегая друг друга, а не уничтожая. Духовность - состояние единения человека и Бога. И действительно, православная Вера обладает огромной созидательной силой, во много раз большей, чем сила физического тела, а сила Духа может противостоять любой болезни.

Еще философы древности предостерегали людей от власти пороков, порождающих расстройства и болезни. Среди грехов-болезней, разрушающих как личность, так и род, и народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов - чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыню, уныние. Грех рождает болезнь, болезнь клонит к дальнейшему греху: человек опутан ими, как древний Лаокоон (жрец Аполлона в Трое) змеями, которые его и задушили. И в этом смысле болезнь тоже есть грех - грех перед Богом, создавшим нас для труда, жизни, здоровья; грех перед Родиной и родом. При этом уныние, страх, зависть, жадность и гнев наиболее опасны для здоровья, поскольку их переживания особенно интенсивно «съедают» энергопотенциал человека и «душат» его, мешают жить интересной, наполненной жизнью. Существенно снижают сопротивляемость нашего организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие. Напротив, полезны для здоровья переживания таких благородных чувств, как: приветливость, бескорыстие, беспристрастие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадательность, ясность, детская способность у взрослого человека к изумлению миром, т.е. это способность удивляться (эмоция), которая свойственна только Человеку. Здоровый индивидуум и здоровое общество - это синонимы.

Действительно, главный враг человека - грех, который приводит его к болезням и духовной смерти. Русский философ XX века Иван Александрович Ильин считал, что «человек гибнет не только тогда, когда он беднеет, голодает, страдает и умирает, а тогда, когда он слабеет духом и разлагается нравственно и религиозно»; разложение духовности в душе может наступить у слабого человека в зрелом возрасте и оно может вести своё начало уже с детства. Поэтому важно с детства привить человеку устойчивую привычку к «здоровому образу жизни» через понимание им внутренней картины здоровья, физическую культуру, православное воспитание, духовное просвещение (есть знание живое: оно приобретается по мере внутреннего стремления человека к нравственной высоте и цельности, это «восхождение» человека к разуму духовному), которые напрямую связаны со здоровьем человека, в том числе, и здоровьем нравственным. Ещё мудрецы Древности справедливо считали, что в человеческой жизни важно не поддаваться страстям, соизмерять свои силы и возможности; руководить своими чувствами - спокойствие и порядок сохраняют здоровье. Пагубны равно похоть, обжорство и пьянство. Меру в нашей жизни необходимо соблюдать во всём - в трудах и наслаждениях, в радости и в печалях. Трудись каждодневно. Необходимо ежедневно закалять своё тело и упражнять ум. Так что же такое здоровый образ жизни?

На наш взгляд, здоровый образ жизни - это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте ценностей физической культуры и спорта, культурно-исторических, нравственнорелигиозных ценностей, национальных традиций и самоограничения (аскезы), присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, здоровое, сбалансированное питание, рациональный режим жизни, понимание индивидом «внутренней картины здоровья», отсутствие вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:

  • • изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;
  • • исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;
  • • хорошее настроение формируется «гормонами радости» - эн- дорфинами, которые образуются в организме человека;
  • • увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;
  • • половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.

Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.

С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни, которые мы попытались обобщить в нашей книге - свести воедино, и это, прежде всего:

- социальная зрелость личности (сформированность личности) - духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие жизненные ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла. Необходимо отметить, что непрестанная каждодневная борьба с внутренним и внешним Злом требует от современного человека твёрдого характера, настойчивости, концентрации, проявления Воли, самоограничения - крепости духа, гражданской смелости и воинской доблести, ничуть не меньших, чем героизм древних эллинов, римских стоиков и дружинников Александра Невского, или мужества чудо-богатырей А.В. Суворова.

По данным Госкомстата, в драматический период лукавой эпохи "Перестройки - Катастройки" из земной жизни, ежегодно, уходили бесследно в мир иной около 100 тыс. молодых россиян, не дожив и до 30 лет! Этот социальный феномен еще раз свидетельствует о том, что всё более формализующаяся земная жизнь, где чуть ли не всё строится на лжи, фальши, лицемерии и безразличии к судьбе отдельно взятого человека, опасна для любой молодой неокрепшей души, и в этой круговерти мира житейского ловкачества современному, безрелигиозному человеку, утратившему связь с Православием, с Богом (кризис духовности), легко потерять нравственные ориентиры, утратить нравственное здоровье, чутье Зла, легко утратить стремление к свободе и духовное достоинство - способность сопротивляться Злу самосовершенствованием, духовным своим воспитанием, а если придётся, то и, защищая традиционные жизненные ценности и идеалы нашей Православной Цивилизации, мечом.

Индифферентное или скептическое отношение современного неолиберального общества секулярного гуманизма и массовой культуры к нашим традиционным, православным духовно-нравственным, культурно-историческим, религиозным ценностям и социальным нормам привело сегодня к тому, что современные, так называемые «образованные» и «просвещённые» люди-атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную, однако, с социальной ответственностью и системой нравственных координат, фактически утратили живое чувство Добра и Зла.

Сегодня они ошибочно принимают Ложь за Правду, преступления за достижения, негодяев за героев, низкую интригу и ловкачество - за проявление ума, свирепость за героическую волю, а анарходемократическую утопию прекраснодушной российской (прозападной) элиты и нашего эмоционально неуравновешенного общества начала XX века - за великую либеральную «программу» республиканского преобразования страны, типа февральского безумия 1917 года. Государственный переворот, осуществленный в России безбожными большевиками - западниками на немецкие деньги (в октябре 1917 года), эти люди-атеисты из полуинтеллигенции, лишенные чутья ко Злу, восприняли за начало в большевистской России новой эры «всеобщего счастья», благоденствия и немедленной справедливости, которая в XX веке мыслилась восторженными романтиками из XIX века, не иначе как грядущий век «Разума и Прогресса».

Хотя, в жестоких реалиях XX века всё получилось до - наоборот! Поразительно, но драматический сценарий Февраля - Октября

1917 г. повторился с политически наивным народом России и в жарком августе 1991 года, но уже с либеральной иллюзией прозападной советской элиты страны - с иллюзией быстрого вхождения перестроечной России стремительным рывком (5-10 лет) в «цивилизованное постиндустриальное западное сообщество», то есть в свободную рыночную мировую экономику, причём вхождения, вопреки суровому климату России, иному архетипу россиян, особенностям нашего Национального характера и ведения российского хозяйства, вопреки нашей религиозной и культурной доминанте, этническим традициям. Не получилось! И прежде всего, не получилось из-за традиционной враждебности Запада к России и из-за серьёзных цивилизационных различий Запада и Востока. В условиях западной экспансии, лживой американской демократии и свободы для «избранных» (для англосаксов), в эпоху амбивалентной (неоднозначной) глобализации, по заокеанскому сценарию «Гарвардского проекта», под угрозу во времена горбачёвщины было поставлено само существование нашей беспечной, где-то политически наивной нации и самого российского государства. В российском рыхлом, политически незрелом и, опять-таки, традиционно неуравновешенном обществе конца 20 века российской властью во главе с Б. Ельциным жёстко подавлялись ростки индивидуальности, происходила подмена жизненных ценностей и манипуляция сознанием растерявшихся русских людей в условиях агрессивного наступления на российское невротизированное общество примитивно-пошлой массовой (западной) культуры. Не обошлось и без предательства. Увы, но светлое будущее для доверчивых россиян в очередной раз так и не наступило - до начала горбачёвщины ВВП советского Союза был 60% от ВВП США - это пять Китаев. Сейчас ВВП России - 6% от ВВП США и это одна пятая Китая! Социологические опросы показывают, что многие россияне и сегодня не очень-то и понимают куда мы (Россия) идём! А в конце XX века духовный кризис, как раковая опухоль, поразил усталое российское общество и сегодня предать для безрелигиозного человека - даже не преступление. Это всего лишь умение вовремя предвидеть ситуацию и, так сказать, гибко на неё отреагировать. И не более того, увы! Бездумная, неподготовленная горбачёвская «Перестройка- Катастройка» конца XX века негативно сказалась на российской экономике, качестве жизни и здоровье населения нашей страны, на демографической ситуации в российском обществе, показав умеющим анализировать и размышлять россиянам, разрушительную роль массовой (западной) культуры потребления; губительной, порочной идеи «за- паднизации» и «либерализации» для российской государственности, российской семьи, духовной сферы нашего общества, для современной российской жизни, их отрицательное влияние на социальное и духовное здоровье российских граждан, когда из нашей суетной жизни, где уже нет места Богу, куда-то уходят, исчезают любовь, доброта, милосердие, сострадание, надежда и справедливость. Но свято место пусто не бывает, и, взамен традиционных христианских ценностей, в основе которых добротолюбие, добродетельность, праведность и стремление к справедливости, в душе современного, безбожного человека махровым цветом распустились ядовитые цветы бытового Зла - хамство, расчетливость, цинизм, бездушие, безверие, жестокость и выгода. Всё это, в нашей стране эпохи « Перестройки - Катастройки» и, так называемого переходного периода, явилось следствием многовековой яростной борьбы протестанско-католического Запада с Православием, как с «неправильной» религией и с русским «народом-варваром», тоже «неправильным», по мнению Запада! Поляк Збигнев Бжезинский, советник американского президента по Восточной Европе и откровенный враг демократической России, открыто заявляет сегодня, что после коммунизма главным врагом западной цивилизации является Православие. Не язычество, ислам или иудаизм, а именно православие. Причина такой категоричности 3. Бжезинского заключается в том, что православие действительно является культурно-историческим фундаментом России и, опираясь на этот духовно-нравственный фундамент, можно полноценно и довольно быстро возродить ослабленную Россию как сильное, самодостаточное государство. Не будет на русской земле Православия - не будет и возрожденной Великой России[5]. И западная элита это отлично понимает. Разрушительная горбачевско-ельцинская «Перестройка» продемонстрировала негативное влияние на экономическую и политическую стабильность российского общества традиционной «болезни европейничанья», богоборчества и русофобии, поразивших ещё в XIX веке российскую прекраснодушную интеллигенцию, национальную и политическую элиту нашей страны, когда в российском обществе и, до сих пор, повсеместно, наблюдается глупое, бездумное и поверхностное подражательство Западу во всём при одновременном уничижении, самобичевании и отрицании своего драматического, но великого православного прошлого! Сегодня российской либеральной элитой за высокое выдается низкое (массовая американская культура), вопреки могучей нравственно - религиозной и, более чем, тысячелетней культурно-исторической Традиции нашей православной самобытной древней цивилизации. И как тут не вспомнить наших великих российских пророков П.Я.Чаадаева и Ф.М. Достоевского, обладавших сильным государственным умом и сердечной проницательностью. «Русский либерал - бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это- солнце Запада» (П.Я.Чаадаев). Ему вторит Ф.М. Достоевский: «Русский либерал это лакей, который так и смотрит - кому бы сапоги почистить»[6]

Ещё славянский философ К.Н.Леонтьев (1831-1891) сокрушался, что у нас, в высших слоях российского общества дух охранения слаб, а наше общество вообще расположено идти по течению... . В то время как современной России, чтобы не распасться и противостоять в XXI веке яростному натиску могучего и коварного Запада, который стоит перед нами уже во всеоружии, сегодня нужна внутренняя сила, нужна крепость государственной организации, крепость духа дисциплины и ответственность - на прочном фундаменте византизма, славянства и евразийства.

«Евразийство» - это общность исторического развития славян, тюрских, финно - угорских народов и других этносов, традиционно, веками проживающих на территории России - Евразии, близость их культур, этнопсихологического типа, религиозных взглядов и чувств, языков; их приверженность идее могучего идеократического государства с сильной, ответственной и справедливой властью, близко стоящей к народу, примат коллектива над социальной личностью как воплощением общественного целого; приоритет семейных отношений, когда в духовной жизни общества (наряду с другими мировыми религиями) особая, интегрирующая роль отводится Православию. «Евразийство» - это антитеза «русскому западничеству», основано на осознании общей исторической судьбы России и народов евразийского мира, это здоровая, идейная реакция славянского мира на идеологическую, культурную, военно-политическую экспансию Запада. Теоретики «евразийства» Петр Савицкий и Николай Трубецкой подчёркивали потенциальную значимость для успешного развития России основополагающих триад российской ментальности: «православие - самодержавие - народность», «централизация - дисциплина - самопожертвование».

По мнению многих теоретиков «евразийства» различные попытки «модернизаций» России по западноевропейским сценариям в конечном итоге оказывались, и всегда будут оказываться разрушительными для жизненного уклада евразийских народов, в условиях реально существующего (не по вине России) многовекового противостояния России - Евразии и Западной Европы, опасность и актуальность которого для России справедливо подчеркивали теоретики «евразийства». Теоретики «евразийства» считали, что здоровье будущего русского государства обусловлено тем, что оно также должно быть «государством правды» («системой государственно- частного хозяйства»), где обеспечивается синтез права и нравственности, единство прав и обязанностей граждан, то есть Россия должна стать государством «социальной справедливости», как сегодня принято говорить о государстве в современной России. В разработке идеологии «евразийства» активно участвовали также известные русские ученые - мыслители: Н.Н. Алексеев (1879-1964), В.И. Вернадский (1863-1945), Л.П. Карсавин (1882- 1952). По их мнению, Россия должна стать государством, в котором социальная Личность в своем извечном стремлении к совершенству, что является смыслом и назначением личности, через единение с Божественной реальностью как носителем единства - обретает полноту жизни и реализует, раскрывает свой творческий потенциал на благо всего общества и государства.

По мнению К.Н.Леонтьева, у либералов же всё смутно, всё спутано, всё бледно, всего понемногу. «Теперь либералами у нас (по выражению Щедрина) заборы подпирают... . Так их много и так мало нужно ума, познаний, таланта и энергии, чтобы стать в наше время либералом!»’Заметим, что К.Н.Леонтьев описывает общественно- политические события в России конца 19 века, которые и привели Россию и русский народ к февральской (либеральной) революции 1917 года, а затем и к Октябрю 1917 года. И далее по тексту: «Система либерализма есть, в сущности, отсутствие всякой системы, она есть лишь отрицание всех крайностей, боязнь всего последовательного и всего выразительного»[7] [8]. Как говаривал русский философ и гений И.А.Ильин: « Либерализм - это ложно понятая и ложно практикуемая свобода. Либерализм «грешит» индивидуализмом, а социализм - коллективизмом и оба пожинают горькие плоды своего упорства и такой однополости». В подтверждение приведем реальный факт из трагической истории России начала 20 века - именно либеральное, сплошь масонское правительство А.Ф.Керенского за шесть месяцев своего либерального правления сокрушило российскую государственность, ввергло страну в хаос и сделало возможным приход во власть жестокосердных большевиков[9] [10].

Не секрет, что зараза антихристианства, поразившая как раковая опухоль (в начале XX века), наших российских либерал-реформаторов была привнесена в царскую Россию с Запада вместе с будущими де- кабристами-западниками 1825 года, которые, оказывается, все поголовно были членами тайных масонских лож «Великого Востока» Франции и Англии, мечтавшими обустроить Россию на западный, «демократический» лад, но только после физического уничтожения русского, православного царя вместе с семьей, после уничтожения российской государственности (самодержавия) и Православия, что собственно и удалось либералам в России, через сто лет, после известного восстания декабристов". Эти традиции внутренней русофобии (то есть, яростной ненависти к русскому народу, его традициям, народным обычаям и идеалам), поразившей российских масонов - декабристов были, затем подхвачены в XX веке жестокосердными большевиками - западниками. Среди них было также много масонов, и уже продолжены российскими радикал-либералами в XX веке под теми же масонскими лукавыми понятиями - лозунгами, главный из которых: «смерть христианству!» Остальные лозунги масонов были не менее гибельны и разрушительны для современной России, например, такие закодированные для массового сознания, неоднозначные, лукавые понятия с двойным подтекстом - одним для народа, другим - для масонов, и это: liberty - свобода от нравственных табу, egalite - уравнивание греха и добродетели и ниспровержение богоданной иерархии («почитай отца и мать»), которые могут служить только тайной власти некого fratemite - братства избранных (то есть масонов). Вековая цель - мечта международного масонства - это уничтожение христианской православной Церкви, поэтому основные силы тайного ордена в борьбе с христианством сегодня направлены против современной России как оплота Православия во всём мире. К масонскому тайному ордену Бнай Брит («сыны Завета»), имеющему свои корни в саддукействе, талмудизме, сатанизме, принадлежали и первые кровавые вожди атеистического большевизма: Каменев, Зиновьев, Троцкий, Свердлов, Карл Радек[11].

Таковы стратегические планы и «дары» интернационал - большевизма, глобализма и неолиберализма: освободить современного человека, живущего в России, от православной Веры, от Совести и Чести, сделать его безродным, бессемейным, нищим биороботом- космополитом и поработить его мировому коммунистическому движению, а теперь вот неолиберальному, глобалистскому масонскому Центру («Мировая Закулиса»), который из Франции и Англии переместился в 21 веке в неоязыческую, антихристианскую, неолиберальную Америку - страну желтого Дьявола («золотого тельца») по меткому определению пролетарского писателя А.М.Горького.

Поэтому важную роль в сохранении индивидуального и социального здоровья нашего атомизированного, раздробленного общества потребления, - несмотря на кризис технической цивилизации (радио есть, телевизор есть, компьютер есть, а счастья как не было, так и нет), несмотря на наступление массовой агрессивной западной культуры,- сегодня выполняет традиционное духовное, культурное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание - образование и духовное просвещение российской молодежи, то есть наше Национальное воспитание, основанное не на духе самоотречения и душевных метаниях между «Идеалом Мадонны» и «идеалом содомским», а воспитание, основанное на великой православной культуре и морали - идеалах христианской Любви, Правды, Добра, Справедливости и традиционных представлениях о Зле, истинном и ложном, должном и справедливом. «Воспитание духовное, одновременно с физическим, имеет целью способствовать развитию интеллектуальных, нравственных и физических сил ребенка, подростка и образованию его характера; оно имеет в виду создать самостоятельную, творческую, здоровую нравственно и физически, волевую личность, наилучше приспособленную к социальной борьбе за существование и достойную жизнь, а также к активному положительному воздействию на окружающую среду». Только в этом случае мы сохраним нашу Россию как самобытное, самодостаточное государство, сохраним её суверенитет, экономическую и политическую самостоятельность России. Вспомним здесь слова русского мыслителя Ивана Киреевского: «Чем более будет проникаться духом Православия государственность России и её правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ». В противном случае неустойчивую российскую цивилизацию, состоящую только из бездуховных потребителей, стяжателей и циников ждёт трагическая судьба Карфагена, древней Греции, древнего Рима, православной Византии, царской России, Югославии и СССР, погибших в результате духовного кризиса, поразившего общество этих стран.

Замечено, что духовное воспитание в сочетании с активными занятиями физической культурой и спортом способствует развитию нравственного отношения к жизни, труду, защите Отечества; укрепляет российскую семью; развивает чувство воинской, офицерской чести, личного достоинства, чувства ответственности, непримиримости к бездуховным и безнравственным проявлениям, проступкам, несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д. (греховным проявлениям)[12]. Венцом духовного воспитания творческой, социально ориентированной личности является образование национального характера, основанного на координации интеллектуальных и нравственных сил волею, и, здесь, очень кстати физкультурное воспитание и образование российской молодежи, причём, ещё с раннего детства - в системе детско-юношеского (массового), школьного и студенческого спорта.

По мнению Е.И. Рерих, духовность - это жизненная сила, приводящая в движение человека, это психическая энергия, которая включает в себя интеллектуальные, нравственные, эстетические, религиозные накопления, объединенные в единое энергетическое поле, составляющее сущность человеческого мира. Духовность проявляется, прежде всего, в творческой деятельности любого рода. По мнению философов и мудрецов разных времен и народов, духовное здоровье, получаемое в ходе воспитания, гораздо важнее телесного. Представители Русской Православной Церкви, которая всегда была в России культурообразующей силой, а также российские философы, врачи, специалисты физической культуры, валеологи, социологи считают, что для сохранения и укрепления здоровья современной молодежи, её социальной адаптации и в продолжительности жизни взрослого человека приоритетным и определяющим является его духовность (мышление, сознание и богатый внутренний мир) и самостоятельность (вера в себя, в свои силы, способность прислушиваться к своему внутреннему голосу). Чтобы жить долго полноценной активной жизнью молодежи под руководством мудрых педагогов-наставников, необходимо научиться жить не по лжи, получая от жизни удовлетворение, в гармонии с душой, телом, разумом и физической культурой (в том числе массовым спортом), что невозможно без нравственного, национально ориентированного воспитания - религии, физического воспитания и образования, здорового образа жизни, культуры, искусства, науки и интеллекта. Всё это вместе взятое можно охарактеризовать как "сбалансированность" человека или как «зрелость личности» (социальная компонента).

Зрелость личности или сформированность личности - это способность индивида к усвоению новых знаний, традиционных моральных ценностей и норм поведения, характерных для цивилизации и культуры, с которой человек себя отождествляет (идентифицирует); духовность - общая и внутренняя культура, способность любить и уважать близких, способность к самопознанию, саморазвитию, нравственному и физическому совершенствованию, способность к полезному сотрудничеству, к творчеству, к общественно-полезной деятельности, полноценной семейной жизни, труду, систематическим занятиям физической культурой и спортом («здоровый образ жизни») и защите Отечества. Сегодня, как никогда, нужны России именно такие люди - свободные умы, зоркие люди, социально активные, творческие духовные личности- патриоты, воспитанные в рамках здорового образа жизни на фундаменте традиционных духовно-нравственных и культурных ценностей, способные в нашем суетном мире житейского ловкачества (А.А. Зиновьев) служить не маммоне и не просто начальству, не карьере и не просто работодателю, но служить именно России: ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее качеству, ее величию, ее оправданию перед лицом Божим (по И.А. Ильину).

N.B. «И здесь важно понимать, что формирование здорового образа жизни невозможно без формирования, одновременно, целостной Личности, ибо только сформированная, социально зрелая личность способна усвоить традиционные жизненные ценности, понять, осмыслить «внутреннюю картину здоровья», картину современного мира во всей его полноте и многообразии, усвоить правила «здорового образа жизни» и ценности физической культуры и спорта, а главное следовать им неукоснительно уже во взрослой жизни»[13]. Что, собственно, в процессе воспитания и образования индивида невозможно без опоры на духовно-нравственные ценности нашей православной культуры.

Кроме духовно-нравственной основы ЗОЖ, к правильному, здоровому образу жизни следует отнести еще ряд важнейших условий, и это:

- понимание индивидом «внутренней картины здоровья» - формируется по мере накопления ребёнком знаний о здоровье, приобщения индивида к здоровому образу жизни («ЗОЖ») и накопления личного опыта;

качество жизни - группа показателей социально- экономического характера, а именно: уровень продолжительности жизни человека, уровень занятости населения, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, потребление продуктов питания, жилищные условия, финансовое положение семьи, репродуктивное здоровье, дешевое безопасное водоснабжение, санитария и социальная востребованность Личности;

  • - наличие свободного времени и возможности для активного отдыха;
  • - труд и отдых (ритмичный режим труда и отдыха, их рациональное разумное чередование, что позволяет современному человеку сохранить на уровне нормы здоровья свой иммунитет, удовлетворение жизнью и работой). «Работа спасает от трех зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер);
  • - доступность и эффективность медицинской помощи;
  • - самоактуализация (постановка главной цели в жизни - реализация творческой потребности); самосовершенствование в процессе самопознания (поиск и обретение смысла жизни) - в процессе жизни верующего человека на путях Истины, Добра, Красоты и Справедливости происходит преображение его души, то есть в течение всей праведной жизни на камне православной Веры происходит раскрытие образа Божьего в человеке через каждодневный напряженный труд, борьбу, созидание, творчество, молитву, переживания любви, испытания, сомнения, покаяние, пост, страдания, болезни, через самосовершенствование и самопознание на пути человека к Высшему и Истинному - Богу, который есмь «Альфа и Омега, начало и конец»; «Путь и Истина и Свет» (Евангелие от Иоанна Ии: 14)! В жизни с Богом у верующего человека обретается смысл жизни, который является мощным фактором здоровья и личностного благополучия. Жизнь в современном мире се- кулярного гуманизма и массовой ущербной западной культуры без Бога означает создание так называемых общечеловеческих либеральных ценностей, типа «прав человека» (свобода Выбора), которые, не учитывая социальную ответственность, национальную и культурную самобытность, не соединенные с системой нравственных координат - ведут современного человека к выбору Зла, ведут к нравственной деградации автономную, гиперсвободную, тревожную личность - разрушителя традиционной морали и социальных норм жизни. Такая жизнь без Веры означает привыкание к тому, что Ницше называл «одиночество существования» - понимание, что наши жизни бесцельны, и что никакие высшие сущности не наблюдают за нашей судьбой, и мы должны жить без защиты Бога и, фактически, без какого-либо фиксированного морального стандарта вообще! Но сегодня уже очевидно, и X Всемирный русский народный собор (4-7 апреля 2006 года) это подтвердил, что кроме западных общечеловеческих, существуют и иные ценности, которые стоят не ниже прав человека. И это такие духовные ценности, как: православная Вера, Нравственность, Национальные святыни, Отечество. Без которых современная Россия - это уже не Россия! Ещё Ф.М.Достоевский заметил, что русский человек без Бога в душе - это пугало для всего мира!

Самоограничение (чувство меры и христианская аскеза), самосо- хранительное поведение - умение контролировать себя (это как умение обращаться с оружием), то есть умение управлять своими эмоциями и страстями, умение властвовать собой («крепость Духа») и чувство меры в жизни, на отдыхе, в трудовой деятельности, общении с родными, близкими в семье, друзьями и коллегами на работе. В быстротечных ритмах жизни современного творческого человека, кроме стереотипа жизни, обязательно должен быть «элемент неторопливой созерцательности» (когда ты никуда не спешишь и никому не звонишь) и кратковременный период одиночества, чтобы восстановить жизненные силы и энергию для трудовой деятельности и творчества;

  • - соблюдение режима дня; полноценный сон, в том числе дневной сон в течение 20-30 мин. в период с 13 до 17 часов; закаливание;
  • - положительные эмоции, связанные с любимым увлечением в жизни (хобби);
  • - физкультурная образованность - это приобщение с раннего детства к здоровому образу жизни через накопление ребёнком, подростком знаний о здоровье, физической культуре (средства и методы), через понимания им «внутренней картины здоровья» в процессе формирования ценностного отношения к своему здоровью, к физической культуре за счёт расширения на уроках физкультуры индивидуальных знаний по рациональному питанию, анатомии, гигиене тела и психики человека, освоения понятий о тренировочных нагрузках и эффективной спортивной подготовке;
  • - наличие по месту жительства спортивной индустрии и спортивной инфраструктуры в режиме шаговой доступности, то есть 20-30 минут от дома - наличие в магазинах доступной населению по цене, качественной спортивной обуви, одежды, спортивного оборудования и инвентаря; строительство в регионах современных физкультурнооздоровительных комплексов, спортивных площадок, спортивных залов, стадионов, бассейнов, теннисных кортов, легкоатлетических манежей, доступных для населения;
  • - рациональное, сбалансированное по макро- и микроэлементам питание с определенным количеством белков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ;
  • - отказ от вредных привычек - алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания, клептомания, злоязычие, курение, чревоугодие, бродяжничество, гомосексуализм и лесбиянство, просмотр порнографии и т.д.;
  • - оптимальный (физиологичный) объем разнообразной двигательной активности, преимущественно аэробной направленности, однократно, в течение непрерывно 60-90 минут (причём, 3 раза в неделю), с оздоровительным эффектом (оздоровительная ходьба, гребля, велосипедные прогулки, спортивные игры, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, фитнесс, шейпинг, спортивные танцы, работа на садово-огородном участке); «умеренно занимающийся физическими упражнениями не нуждается в лечении» (Авиценна).

Примечание: по мнению спортивных врачей, физкультурникам после 30 лет, особенно мужчинам, не рекомендуется бегать по утрам сразу после сна - во избежание инфаркта в молодом возрасте;

  • - гендерное поведение - в его основе заложена половая типизация, то есть процесс, в ходе которого дети приобретают половую идентичность и мотивы, ценности и модусы поведения, рассматриваемые как адекватные ( в определенной культуре) для представителей того или иного биологического пола;
  • - здоровая сексуальная семейная жизнь - эмоциональная и сексуальная удовлетворенность на фундаменте христианской любви, верности супругов, взаимного уважения в семье и терпимости к мелким недостаткам супруга.

Что касается любовных приключений и роковых страстей по причинам безбожия, эгоцентризма, авантюризма, эмоционального дефицита в повседневной жизни современного человека и ее однообразия (семейная скука), психических заболеваний, тщеславия, гиперсексуальности, холодной расчетливости, сексуальной дисгармонии супругов, недостатка жизненного опыта, психологической несовместимости партнеров, физиологической усталости или алкогольного опьянения и т.д., то эти любовные интрижки на стороне, как правило, заканчиваются психологической усталостью и разочарованием для обоих партнеров, а больше всего из-за ошибок взрослых страдают дети, когда из семьи уходит отец (в России 30% неполных семей). В любом случае любовная связь на стороне - это психотравмирующая ситуация для всех её участников, в которую не должен попадать умный, здоровый, культурный и искренне верующий человек;

  • - медицинская активность - соблюдение правил личной и общественной гигиены, ежегодный профилактический медосмотр, где врачом у пациента определяется совокупность критериев для оценки его индивидуального здоровья. В их число входят: масса тела, флюорография грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, содержание холестерина, глюкозы, гемоглобина, эритроцитов, лимфоцитов и лейкоцитов в крови, кислотно-щелочной показатель крови (pH), ультразвуковое исследование по медицинским показаниям и т.д.;
  • - санитарная, экологическая и правовая грамотность;
  • - общение с природой, безопасный, комфортный экосоциум- благоприятный климат, свежий воздух, чистая вода, длительность светового дня;
  • - демократические свободы и юридическое право, сформулированное не по западным калькам и образцам, а вырастающее из нравственно-религиозной традиции россиян, из их жизни, с учетом вековых народных представлений о справедливости и правде, укоренившихся в России на фундаменте православия и традиционных мировых религий, характерных для нашей евразийской цивилизации; независимый суд и судопроизводство, политическая, экономическая, социальная свобода человека, гарантии его прав. Наличие демократической свободы в стране означает, прежде всего, возможность раскрытия творческого потенциала человека;
  • - мониторинг здоровья - постоянный процесс слежения за состоянием и изменением здоровья населения (ранняя диагностика), средой обитания и окружающей средой, качеством жизни населения;
  • - соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики, в т.ч. регулярное посещение мечети, синагоги, буддистского храма, православной церкви - ежедневная молитва, пост, покаяние, разумное ограничение потребностей тела через аскетическое делание (то есть, современного человека не закон спасет, но Вера!);
  • - благоприятный психологический климат на работе и в семье;
  • - фармакологическая поддержка (витамины, лекарства предписанные врачом, биологически активные пищевые добавки и вещества);
  • - применение восстановительных средств: баня, плавание, спортивные тренажеры, массаж, гидромассаж, разнообразные диеты (из расчета не опасной для здоровья потери веса тела человека за месяц на 2-3 кг, за полгода на 6-8 кг и за год - до 12-15 кг), контрастный душ, ходьба босиком по траве, земле, песку, воде, аромо- и фитотерапия, стречинг - упражнения на растягивание и расслабление, цветомузыка, пение;
  • - и обязательно, жизнь в дневных рабочих ритмах, соответствующих возрастному биоритму, - согласно психологическому, биологическому и социальному статусу индивида, чередуя режим труда и отдыха;
  • - доброжелательность - хорошие взаимоотношения с окружающими.

Здоровый образ жизни как система, на наш взгляд, складывается из четырех основных взаимосвязанных элементов, четырех культур: культуры православия, культуры движения, культуры питания и культуры эмоций - отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Соблюдение здорового образа жизни, а фактически православного образа жизни, сохраняет духовному человеку социальное, нравственное и психофизическое здоровье, продлевает жизнь и творчество, придает человеку ощущение удовлетворенности и наполненности жизнью. Иными словами то, что, мы называем счастьем - радость, полнота и осмысленность духовной жизни, индивидуальное социальное здоровье, отсутствие хронических болезней, катастрофических бедствий, непреодолимых страданий и возможность реализации творческого потенциала. Здоровый образ жизни - это, прежде всего, православный образ мыслей и, как следствие, нравственный образ жизни, где во главу угла поставлено добротолюбие, нестяжательство, жить не по лжи, трудиться на благо Отечества, активно заниматься спортом, помогать ближнему, милосердие, сострадание, отсутствие вредных привычек, бескорыстный патриотизм и социальная справедливость! И тогда мы «на выходе» получаем целостную, гармоничную личность. Вот как русский философ Иван Киреевский выражает свое понимание человека: «Главный характер верующего мышления и поведения заключается в стремлении собрать все отдельные силы души в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, и воля, и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое, справедливость и милосердие, и весь объем ума сливаются в одно живое единство, и таким образом, восстанавливается существенная личность, в её первозданной неделимости»[14].

Соблюдая по жизни все эти замечательные правила «здорового образа жизни» современный человек, несомненно, продлевает себе творческую жизнь. На вопрос журналистов, в чём секрет его долголетия академик РАМН Фёдор Углов (проживший 103 года) отвечал так: «Люби родину, свою семью, люби свою работу, не падай духом, не пей и не кури, регулярно занимайся физическими упражнениями».

Формирование в массовом сознании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни среди населения на уровне практических навыков и стереотипов поведения возможно лишь в условиях: функционирования в стране эффективной системы здравоохранения, системы физического и православного воспитания, духовного просвещения, грамотного спортивного менеджмента, налаженной работы отечественной спортивной индустрии по выпуску в должном объеме качественного спортивного оборудования, инвентаря, обуви и одежды, наличия в стране современной, качественной, доступной для населения материально-технической базы спорта, отвечающей всем санитарно- гигиеническим и социальным нормам.

Вся эта отечественная индустрия здоровья должна сегодня базироваться на прорывных достижениях мировой и отечественной спортивной науки в области оптимизации и индивидуализации физической нагрузки детей с различным уровнем здоровья, поиска новых форм, средств и методов оздоровительной направленности в сфере физического воспитания школьников, трудящихся и лиц пожилого возраста, совершенствования критериев комплексной оценки состояния здоровья детей, подростков и других возрастных категорий, усиления нетрадиционных средств подготовки и реабилитации, совершенствования педагогического мастерства и более широкого внедрения научных разработок, апробированных в сфере спорта высших достижений в повседневную практику физического воспитания и физической культуры (агент социализации).

Активизация здорового образа жизни среди населения страны, распространение физкультурной образованности в российском обществе, улучшение здоровья людей и успешная социализация российской молодежи - невозможны без повышения влияния российских средств массовой информации на формирование благотворной социальной среды вокруг отечественного спорта и каждого выдающегося спортсмена в отдельности. Однако следует понимать, что массовый спорт, как агент социализации, может оказать серьезное влияние на общий процесс формирования Личности, социализацию молодежи и оздоровление населения только лишь при активном и согласованном воздействии на российскую молодежь и других (кроме спорта) агентов социализации - семьи, школы, вуза, армии, педиатрической службы страны, Православной церкви, производства, сверстников во дворе, общественного мнения, других учебных заведений и, конечно, СМИ.

То есть, всё российское общество должно озаботиться сегодня проблемой выращивания уже с раннего детства физически и нравственно здорового поколения. Формирование в массовом сознании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни возможно, прежде всего, в условии социально-экономической стабильности в стране, при наличии в России национальной элиты, эффективной системы здравоохранения, здоровой, крепкой семьи, эффективной системы духовного, физического, интеллектуального и военно-трудового воспитания, личной и национальной безопасности, при неуклонном экономическом росте страны - на прочном фундаменте укоренившейся в обществе православной культуры и соблюдения людьми, российским обществом десяти спасительных для наших граждан заповедей И. Христа (критерий нравственности), что означает в недалёком будущем нравственно, психически и физически здоровое российского общество, в котором есть место социальной справедливости.

P.S. Социальная зрелость и «сформированность личности» во многом определяется духовной сферой (психическая энергия), генетикой, православным воспитанием и образованием, благоприятным социальным окружением, а её формирование возможно только на прочном фундаменте здорового образа жизни, православной и правовой культуры, нравственного, психического, физического и социального здоровья, при условии доступности и эффективности медицинской помощи, положительной динамики социально-экономического развития страны, улучшения качества жизни и демографической ситуации в российском обществе на путях дальнейшего укрепления российской государственности и обороноспособности страны, укрепления российской семьи, системы российского здравоохранения, отечественной фундаментальной и прикладной науки, национальной безопасности, согласия и единства в российском обществе. Так победим!

  • [1] Маляренко Ю.Е., Быков А.Т., Кураев Г.А., Маляренко Т.Н. Медикобиологическая сущность здоровья // Валеология. - 2005. № 1. - С. 5-16.
  • [2] Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.:000 «Издательство АСТ», 2003.-С. 572.
  • [3] Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М.: Жизнь и мысль, 2001. -С. 171.
  • [4] Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. М: Изд-во Айрис-пресс, 2005. - С. 252.
  • [5] Проект России. М.: Олма - Пресс, 2006. - С. 238.
  • [6] Достоевский Ф.М. Бесы: М.: Изд-во Эксмо, 2006. - С. 129.
  • [7] Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. М.: Хранитель, 2007. - С.332.
  • [8] Там же.
  • [9] Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М.: Жизнь и мысль, 2001. - С.5.
  • [10] Платонов О.А. Криминальная история масонства 1731-2004 гг. М.: Изд-во Эксмо,2005. С. 321, С.95.
  • [11] Слово о Великой войне /М.:Изд. «Иолантатраст»,2005,С.-7
  • [12] Православие в исторических судьбах Юга России /Южнороссийское обозрениеЦСРИиП ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 16. Сборник статей/ Отв. ред. В.В.Черноус. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. - С. 195
  • [13] Шовкун В.А. Основы формирования здорового образа жизни у детей. Монография/ В.А.Шовкун. Ростов н/Д: Изд-во ростГМУ, 2014. - С. 4-5.
  • [14] Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни.-М.: Институт русской цивилизации, 2007.-С. 15.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы