Важнейшие Принципы учения Будды.

Центральными в учении Будды считаются:

  • ? «четыре благородные истины»;
  • ? теория причинности;
  • ? непостоянство элементов;
  • ? «срединный путь»;
  • ? «восьмеричный путь».

Как понимать эти главные принципы буддизма?

«Четыре благородные истины»:

  • • жизнь — это страдание;
  • • причина страданий — это бесконечные желания и стремления к удовольствиям и наслаждениям;
  • • избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем;
  • • для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать по пути нравственного совершенства, указанного Буддой.

Теория причинности. Все в мире взаимосвязано и имеет свою причину. Нет поступков и деяний в мире, которые не имели бы последствий.

Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это означает, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.

Срединный путь. Будда призывал к умеренности, избегать крайностей.

«Восьмеричный путь». Этот путь ведет к цели. Представляет собой постепенную трансформацию сознания и жизни человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны.

Этот путь предполагает формирование:

  • • правильных взглядов;
  • • правильного стремления (достижения нирваны);
  • • правильной речи (избегать лжи);
  • • правильного поведения;
  • • правильного образа жизни;
  • • правильных стремлений;
  • • правильных помыслов (свободы от своекорыстия);
  • • правильного созерцания, избавления от желаний.

Нирвана — это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Будда, достигнув нирваны, проповедовал свое учение еще много лет. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности и к тому, чтобы направить свою активность на свою жизнь. Не борьба с другими за место под солнцем, а борьба с другим, с чуждым в самом себе. По учению Будды люди равны по рождению. Но люди равны и перед фактом смерти. Равенство — врожденное свойство людей, которое они утрачивают при жизни. Жизнь является своеобразным полем битвы, где люди возвышаются и падают, где царят законы силы, а не законы справедливости и равенства. Можно ли при жизни достичь равенства людей? Будда утверждает - да! Такое состояние и есть нирвана. Она не является небытием, напротив, нирвана это полнота бытия, где человек не цепляется за минуты жизни из страха перед смертью, его существование исполнено радости и совершенства.

Пожелания поэта и драматурга Калидаса соответствуют состоянию нирваны. Он писал: «Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали».

В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н. э. легендарным царем Ашокой буддизм был принят в качестве государственной религии. Царь посвятил ее распространению мирными средствами все силы.

В 1 в до н. э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница), предназначавшуюся для избранных, и махаяну (большая колесница), которая была вульгаризованным буддизмом, адресованным тем, кому недоступен был безликий бог. В средние века буддизм стал одной из мировых религий, но в основном за пределами Индии. В самой же Индии к VIII столетию буддистские общины прекратили свое существование.

В конце VII века махаяна распространилась в Японии, где стала называться дзен-буддизмом. Здесь выделяются две наиболее влиятельные школы буддизма — Риндзай и Сото. Существовала поговорка, отражавшая специализацию школ: «Риндзай для самураев, Сото — для простолюдинов».

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >