ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ. КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

Теоретические основы истории мировых цивилизаций и развития культуры

План:

  • 1.1. Сущность понятия «цивилизация», ее основные черты и критерии.
  • 1.2. Циклические концепции развития цивилизаций.
  • 1.3. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.
  • 1.4. Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона
  • 1.5. Причины упадка и гибели цивилизаций.
  • 1.6. Линеарная концепция истории.
  • 1.7. Прогрессивное развитие человечества по Ж.А.Н. Кондорсе
  • 1.8. Процесс становления научного знания о культурах.
  • 1.9. Постмодернизм - культура информационного общества.

Сущность понятия «цивилизация», ее основные черты и критерии

Само слово «цивилизация» (фр.) появилось в языке недавно. Л. Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г. До появления имени существительного употреблялся глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный». В конце XVI в. слово «цивилизация» стало известно Монтеню, автору «Опытов», а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» полвека спустя появилось в «Рассуждении о методе» Р. Декарта.

В каких значениях употребляется термин «цивилизация»: Во-первых, понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков — все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта. Цивилизация первоначально воспринималась как процесс. «Нация цивилизуется под воздействием опыта», — таково заключение П. Гольбаха.

Во-вторых, экономисты (Адам Смит) связали понятия «цивилизация» и «богатство».

В-третьих, в конце XVIII в. критических рассмотрений самого понятия «цивилизация» не возникало. Цивилизация у многих исследователей оказывалась идеалом, и в нее вкладывались многозначные понятия. Так, цивилизация отождествлялась с хорошими манерами и самоконтролем — цивилизованное поведение, цивилизованный человек. Впервые в этом значении термин появился в трудах Вольтера.

В-четвертых, во множественном числе слово «цивилизация» появилось после XVIII в. с созданием различных теорий цивилизации. Так, в 1827 г. вышли «Принципы философии» Дж. — Б. Вико и «Мысли о философии человечества» И. Гердера.

Вслед за ними Франсуа Гизо высказывает убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Значит, цивилизации нужно изучать, анализировать. По Ф. Г изо, цивилизация состоит из двух составляющих:

  • 1. Из уровня интеллектуального развития;
  • 2. Из уровня социального развития.

В - пятых, появление в 1877 г. книги Л. Моргана «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества.

Интересно развитие связи понятий «цивилизация» и «культура», которые выступали как синонимы: слова «цивилизация» и «культура» употреблялись в тождественном смысле. Следовательно, в XX в. понятие культуры как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться более широким понятием цивилизация.

Основные черты и критерии цивилизации:

  • 1. Предпринималось множество попыток дать определение этой универсальной и многозначной категории. Так, в 5-м издании «Философского словаря» записано: «Цивилизация (лат. civilis — гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества».
  • 2. Питирим Сорокин (отечественный социолог, изгнанный из страны в 1922 г. и ставший гражданином США) считал, что цивилизации - это огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой — либо системы.
  • 3. Арнольд Джозеф Тойнби, английский историк и социолог, утверждает, что цивилизация - это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Цивилизация — сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования.
  • 4. Определение российского обществоведа Л. И. Семенниковой: «Цивилизация — это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу».
  • 5. Освальд Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль (Gestalt) культуры.
  • 6. Цивилизация - это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям осознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких по языкам, традиционной культуре и территории проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально — общностный состав, место и роль человека в обществе.
  • 7. Русский философ Николай Яковлевич Данилевский писал о цивилизации — главное «...должно состоять в отличении культурноисторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития».

История человечества насчитывает множество цивилизаций, обладавших неповторимостью черт и обликов. Одни разрушались или их разрушали, на их обломках возникали другие. Следовательно, цивилизация имеет свое начало, развитие, приходит в упадок, т. е. наблюдается цикличность развития.

Какова продолжительность существования цивилизации?

Бельгиец Кетле пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации составляет приблизительно 185 лет. О. Шпенглер и А. Тойнби утверждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно одну тысячу лет. Лев Николаевич Гумилев насчитывал полторы тысячи лет. Как видим, мнения разные, как разные они и в том, сколько и каких цивилизаций было.

По мнению О. Шпенглера, в истории человечества всего было 8 цивилизаций: вавилонская, египетская, народа майя, античная, индийская, китайская, арабская, западная.

H. Я. Данилевский, например, насчитывал 13 типов:

I. Египетский;

  • 2. Китайский;
  • 3. Древнесемитский;
  • 4. Индийский;
  • 5. Иранский;
  • 6. Еврейский;
  • 7. Греческий;
  • 8. Римский;
  • 9. Аравийский;
  • 10. Германо-романский (европейский);
  • 11. Мексиканский;
  • 12. Перуанский;
  • 13. Славяно — русский.

Две цивилизации - мексиканская и перуанская - погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.

А. Тойнби сначала насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, работая над всемирной историей, он сокращал их количество последовательно: сначала до 36. затем до 21 и, наконец, до 13. В принципе, вопрос о том, сколько их было - 100 или 13 - не так уж важен.

Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам.

  • - общность и взаимозависимость историко — политической судьбы и экономического развития;
  • - взаимопереплетение культур;
  • - наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

Важно выделить укрупненную единицу анализа — культурно исторический тип цивилизации.

На основе этих признаков А. Тойнби выделил три типа развития цивилизации: непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Северной Европы), циклического развития (страны Востока) и прогрессивного развития (греко — латинская и современная европейская).

Сейчас остановимся на концепциях Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Н. Гумилева, А. Тойнби, К. Ясперса и некоторых других, раскрывающих глубинные причины расцвета и гибели тех или иных цивилизаций.

 
Посмотреть оригинал