«Оттепель» в культурной жизни народов Северного Кавказа.
Относительно короткий период десталинизации внес содержательные изменения в культурную жизнь страны и отдельных ее регионов. В результате общественно- политических процессов, вызванных «оттепелью», в культуре формировались гуманистические начала, в ней пробуждался интерес к человеку, к его частной жизни. Вновь стали актуальными поиски нравственного идеала времени. На волне общественного подъема в литературе и искусстве открывались и романтизировались новые страницы революционных событий. Гуманистические начала связывались с коммунистической идеологией и с задачами формирования нового человека - строителя коммунизма.
Ощутив в середине 1950-х годов некоторое смягчение идейно-политического контроля в общественной жизни страны, осетинская художественная интеллигенция не менее ясно осознавала неустойчивость создавшегося положения. Поэтому вполне закономерно, что в литературных спорах, в противоборстве различных позиций, как правило, одерживали верх консервативное начало, выражавшееся фразой: «Как бы не стало хуже». Ослабление либеральных настроений в среде осетинских писателей к концу 1950-х годов совпало с двумя значительными событиями, подготовка к которым совершенно захватила культурную жизнь республики.
Первое было связано с юбилейными торжествами, посвященными 100-летию со дня рождения Коста Хегагурова и проходившими с большим размахом. В Северо- Осетинском музыкально-драматическом театре состоялось торжественное собрание. В нем участвовали представители писательских организаций из самых разных регионов огромной страны, Н Кочетов (Москва), П. Дорошенко (Украина), Б. Кербабаев (Туркмения), П, Хузангай (Чувашия) и другие. К юбилею Коста на «Ленфильме» был снят фильм «Сын Ирисгона» но сценарию М. Цагараева и Р. Фагуева.
Начавшись в г. Орджоникидзе, юбилей завершился торжественным вечером в г. Москве. На вечере со словом о великом осетинском поэте выступили Н. Тихонов, Г. Кайгуков, Б. Кербабаев, Л. Кешоков, К. Кулиев, латышский поэт В. Луке.(84). Без преувеличения, юбилейные торжества стали большим праздником осетинской культуры. Они объединили представит творческой интеллигенции Кавказа и всей страны. К юбилейной дате был приурочен выход первого тома академического пятитомного собрания сочинений поэта. Издание, подготовленное под редакцией К.Д. Гутиева, завершилось в течение 1959-1961 годов.
Другим крупным событием в культурной жизни Северной Осетии явилось проведение Декады осетинской литературы и искусства в Москве в августе-сентябре 1960 года. По масштабам организации, но количеству вложенных средств, по представленности различных направлений культуры, по вовлечению людских ресурсов оно не имело аналогов в истории проведения подобных мероприятий в республике.
К Декаде приурочили издание многих произведений осетинских писателей: Нигера, А. Коцоева, М. Камбердиева, Г. Плиева, Т. Епхиева, Г, Кайгукова. Были изданы сборники молодых писателей Г. Цагараева, Г. Гагиева и других. Многие произведения осетинских авторов («Поэма о героях» Д. Мансурова, «Мои земляки» М. Цагараева, «Осетинские сказки» С. Бритаева, «Навстречу жизни» Е. Уруймаговой и другие были вынесены на обсуждение в Союзе писателей РСФСР. В план обсуждения включили также монографию X. Ардасенова «Очерк осетинской литературы дооктябрьского периода».
Участники обсуждения, в целом доброжелательно оценивали творчество осетинских писателей, но видели в нём серьёзный недостаток: слабое, неглубокое отображение образа современника. Было подмечено также явное тяготение к исторической и историко-революционной тематике. Однако теперь обращение к прошлому не расценивалось как бегство от настоящего и не осуждалось так резко, как на рубеже 1940-1950-х годов. В интерпретации одного из литературных критиков
В. Гофеншефера, наиболее тесно соприкасавшегося с творчеством осетинских писателей, это явление объяснялось стремлением познать корни современности. «И если на первых порах эго осуществлялось наивно и односторонне, чтобы показать «мрачное прошлое» для обретения «светлого настоящего», то ныне это делается не для наглядных сопоставлений, а для познания исторического процесса, для самопознания человека и целого народа в его движении к революционному перевороту, к коммунизму».
Подготовка к декаде оживила культурную жизнь республики. Она служила серьезным побудительным мотивом к творческой активности писателей, художников, музыкантов. Специально к декаде были созданы новые произведения литературы, музыкального, изобразительного и театрального искусства.
Декада 1960 года была одним из последних мероприятий подобного рода, проводившихся союзными и автономными республиками. Годом раньше (30 мая 1959 года) ЦК КПСС принял постановление о нецелесообразности проведения Декад как форм показа достижений национальных культур. Среди прочих причин назывались чрезмерные материальные и финансовые затраты, громоздкость, парадная шумиха, штурмовщина и спад активности в работе учреждений культуры и творческих деятелей после завершения столь масштабных мероприятий. Следует признать, что все эти замечания имели под собой вполне реальные основания. Подтверждением тому было затишье и в деятельности творческих организаций Северной Осетии, и определенная творческая «усталость» писателей, художников, музыкантов, театральных деятелей после успешного завершения Декады 1960 года.
Однако отмеченные обстоятельства не умаляли прогрессивного значения таких крупных культурных мероприятий как эффективной формы пропаганды культурных достижений национальных республик, укрепления связей между народами, населявшими огромную страну.
Во второй половине 1950-х - 1960-е годы на волне либерализации
общественной жизни большое распространение получают различные формы сотрудничества между народами Советского Союза. Традиционными становились творческие вечера и встречи представителей художественной интеллигенции республик Северного Кавказа, Закавказья, других регионов страны. Творческие контакты деятелей культуры содействовали взаимообогащению культур народов, укреплению дружеских отношений.
5 февраля 1963 года открылся Ш съезд писателей Северной Осетии. И в этот же день вышла газета «Социалистическая Осетия» со статьей «За новую весну». Авторами её были Ахсар Кодзаги и Камал Ходов. Публикация явилась своеобразным программным документом молодых поэтов. Она подняла важнейшую проблему соотношения традиции и новаторства в культуре. «Хранить традиции — это значит глубоко отражать жизнь своей эпохи, психологию нового человека», — полагали авторы, отвергая упрощённое понимание традиции, выражавшееся в простом подражании и выливавшееся, соответственно, в нечто банальное и примитивное.
Политическая ситуация во многом определяла содержание культурной жизни. В начале 1960-х годов в художественной литературе ясно обозначилось противостояние двух направлений - консервативного и новаторского. В национальных окраинах периоды смены «оттепели» «заморозками проявлялись не столь отчетливо, как в центре. Но осетинская интеллигенция чутко улавливала неустойчивость «погоды» и вынуждена была считаться с ее колебаниями.
Отход от всего нового, порожденного периодом «оттепели » особенно отчетливо проявился после июньского 1963 т пленума ЦК КПСС по идеологическим вопросам. В июле 1963 г. года состоялся пленум Северо-Осетинского обкома партии. Он выразил солидарность с решениями пленума ЦК КПСС и подчеркнул, что в советском искусстве недопустимо использование принципов «абсолютной свободы творчества, беспартийности, безыдейности и аполитичности».(85). Одновременно была сформулирована важнейшая задача творческой интеллигенции. Художественная культура была призвана отражать действительность с жизнеутверждающих позиций показывать героику и романтику созидания нового социалистического устройства общества.
В указанный период в Дагестане было открыто 6 музеев, 883 государственных, профсоюзных и колхозных клуба, 1109 массовых библиотек, свыше 400 кинотеатров и киноустановок, согни изб-читален, домов культуры и книжных магазинов. Большие культурные силы и многообразные средства, которыми они располагают, содействуют широкому развертыванию массово-политической и культурно-просветительной работы среди населения.
В республике издавались 6 областных, 4 городские и 42 районные газеты на аварском, лезгинском, кумыкском, даргинском, лакском, табасаранском, азербайджанском, ногайском и русском языках. На крупных предприятиях и в высших учебных заведениях выходят многотиражные газеты. На пяти языках издавался литературно-художественный альманах «Дружба» и журнал для женщин «Горянка». Дагестанское издательство со дня основания (1922 г.) выпустило в свет более 12 миллионов экземпляров книг, брошюр и учебников.
На языках народностей Дагестана изданы массовыми тиражами произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шевченко, Короленко, Л. Толстого, Маяковского, Шолохова, Фадеева, Н. Островского. Большими тиражами издаются произведения дагестанских писателей Сулейма- на Стальского, Гамзага Цадасы, Эффенди Каниева, Расула Гамзагова, Магомеда Хуршилова и других.
Важнейшая роль в подъеме культурного уровня селян отводилась кино. В 1954 году на Ставрополье проходил фестиваль сельских фильмов. Длился он четыре месяца, и за это время ста семидесяти тысячам зрителей была показано больше сотни научно-популярных фильмов, больше десятка художественных, сотни сюжетов в киножурналах и кинохрониках.
В 1957 году число киноустановок превысило полтысячи, а киносеансов — почти четверть миллиона. К концу шестой пятилетки количество киноустановок превысило тысячу сто, а число посещений киносеансов достигло почти сорока пяти миллионов. Деятельность кинотеатров, конечно, не ограничивалась демонстрацией художественных фильмов. Кино было одним из мощных рычагов воздействия на людей, и власть использовала этот рычаг. Сельскому жителю посредством кино представляли передовые по тем временам методы земледелия, животноводства, демонстрировали новую технику, обучали навыкам ее эксплуатации и обслуживания. Например, дабы убедить крестьян в необходимости шире использовать возможности механизированной уборки и скирдования сена, соломы и половы, крутили фильм, рассказывающий о преимуществах такого подхода. Фильм назывался «За механизацию сеноуборки» и изобиловал демонстрациями тросовых, иолзунковых волокуш, сравнениями их возможностей, а также преимуществами использования стогометателей, скирдовальной сетки. Такие фильмы задачу свою выполняли.