Должностной статус журналиста.

Работа в СМИ относится к сфере интеллектуального, т.е. умственного труда, и в этом качестве она отличается рядом особенностей. Подробно они рассматриваются в литературе, специально раскрывающей характер труда в журналистике[1]. Мы частично касались этого вопроса в связи с профессионально-квалификационными требованиями к журналисту. Сейчас мы выделим те характеристики, которые теснее всего соотносятся со служебными обязанностями редакционного сотрудника.

В иерархическом списке особенностей на первых местах стоят оперативность и интенсивность умственной деятельности. Для сравнения: вполне можно представить себе, например, литератора, у которого случились длительные творческие каникулы, потому что «не пишется». Применительно к редакционному сотруднику такое допущение почти исключается. Наоборот, служебные и личные обстоятельства подталкивают его к ежедневному напряженному труду, который тем не менее сохраняет свое творческое содержание. Причина заключается главным образом в том, что редакционная работа носит общественно-производственный характер, а само производство имеет признаки непрерывного конвейера: оно настроено на регулярный выпуск продукции определенного ассортимента и качества. Образно содержание интеллектуальной деятельности в СМИ выражается формулой «вдохновение по графику».

Рыночная экономика диктует дальнейшее повышение интенсивности журналистского труда. В российских СМИ в течение последних лет наблюдается резкое сокращение редакционных штатов, взамен «человеческих» ресурсов внедряются электронные технологии и, соответственно, меняются критерии оценки квалификации сотрудников, возрастает нагрузка на каждого отдельного работника. Значительно ужесточилась конкуренция за место работы, образовался необычайно мобильный рынок труда. В частности, общей практикой для журналистов стало совмещение рабочих мест в нескольких, иногда разнородных редакциях (так называемая вторичная занятость). Значит, в цене сегодня журналист-универсал, который как бы воплощает в себе богатое многообразие профессиональных функций.

С производственной точки зрения журналистский труд и в самом деле многофункционален. Даже каждый из входящих в него видов деятельности «распадается» на несколько составляющих. Так, творческая работа включает в себя подготовку информационных, аналитических и художественно-публицистических произведений. Служебная практика представлена выполнением административных, организационных и редакторских (обработка текстов других авторов) обязанностей. Газетчик в случае необходимости выступает в роли литературного сотрудника, фотокорреспондента или специалиста по техническому оформлению издания. К этому надо добавить параллельную работу в разных видах СМИ — в печати, сетевых изданиях, на радио, — что для многих стало нормой.

Журналистский труд ориентирован на коллективный выпуск продукции. Даже индивидуально написанные произведения проходят через несколько рук, прежде чем увидят свет: их редактируют, проверяют на точность данных, подвергают корректуре, оформляют на полосе и т.п. Тем более коллективным продуктом является целое издание или вещательная программа. Следовательно, первостепенную важность имеет рациональное разделение труда в редакции.

В состав редакции входят не только журналисты, т.е. работники, так или иначе причастные к производству текстов, произведений. Штатный состав редакции делится на две основные группы сотрудников: журналистов и обеспечивающий персонал (т.е. работников, занятых техническими, финансовыми, организационными сторонами производства). Обычно редакции, особенно крупные, привлекают к работе и значительное число внештатных сотрудников. В целом кадровую структуру иллюстрирует рис. 2.

В свою очередь каждая из групп сотрудников представлена двумя уровнями компетенции — управленческим и исполнительским. Среди журналистов на управленческом уровне мы, как правило, увидим заведующего отделом, редактора по отделу, заместителя главного редактора, ответственного секретаря (организатора текущего производственного процесса, своего рода начальника штаба), которые занимаются кадровым менеджментом. К исполнительскому уровню относятся должности корреспондента, старшего корреспондента, обозревателя, комментатора. Последние две должности предполагают главным образом углубленный аналитический подход к освещаемым темам. Кроме функционального разделения внутри редакций обычно вводится тематическая специализация сотрудников. В зависимости от задач и строения конкретной редакции ее корреспонденты могут специализироваться на освещении вопросов политики, экономики, быта, спортивной, театральной, школьной жизни, криминальной хроники и т.д. Специалисты одного профиля объединяются в такие структурные единицы, как отделы.

Некоторые российские редакции, избирающие для себя западные аналоги в организации труда, используют сеть стрингеров, или легме- нов (legman — буквально «человек-нога»), в задачу которых входит сбор «сырой» фактической информации, тогда как текст на этой основе пишут штатные репортеры. Подобную технологию с давних времен применяли в нашей прессе специалисты в области журналистских расследований — к примеру, авторы судебных очерков, для которых черновую работу с документами выполняют разработчики темы. Если разработчиков можно относить к журналистским силам редакции, то платных агентов, играющих роль источников информации (такое встречается нередко) нет оснований помещать в этот ряд. В редакционное производство вносят свой вклад и фрилансеры (freelance), иначе — свободные журналисты, не связанные обязательствами с какими-либо СМИ.

Кадровый состав редакции

Рис. 2. Кадровый состав редакции

Новации при распределении полномочий в современных редакциях, заимствования из зарубежной практики могут в корне перекраивать привычное штатное расписание. О них вполне достоверно рассказывает героиня одного из романов популярного писателя Б. Акунина (речевые обороты договоримся считать делом вкуса автора): «У нас журнал нового типа. Бьем конкурентов профессионализмом. В других редакциях журналист все делает сам... А наш шеф-редактор взял на вооружение принцип Генри Форда — каждый занимает на конвейере свое место. Скаут — это специалист по сбору и проверке информации. Райтер — мастер концепции и стиля. Есть хедлайнер — он отвечает только за заголовки. Есть „болван" — т.е. натуральный болван... ему платят зарплату, чтобы он весь номер прочитывал и показывал, если где не врубается. Эти места переписывает адаптор, есть у нас и такая ставка».

Собственной двух-, а то и трехслойной структурой обладает и штат обеспечивающего персонала. Так, финансово-хозяйственный менеджмент представлен главным бухгалтером, директором издательства, заведующим рекламным бюро и т.п. В ведении каждого из них находятся исполнители: кассиры, издательские редакторы, операторы набора текста, агенты по рекламе и т.п. В отечественной и мировой прессе наблюдается тенденция к относительному росту обеспечивающей части персонала по сравнению с журналистской.

На вершине кадрово-должностной пирамиды находится главный редактор, председатель вещательной компании или, как в некоторых издательских домах, генеральный директор. Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Этот высший руководитель управляет редакцией единоначально, в его полномочия никто не имеет права вмешиваться. Но зачастую при нем создаются совещательные органы — редакционная коллегия, совет и т.п.

Типичное строение редакции по должностному разделению труда представлено на рис. 3.

Должностное строение редакции

Рис. 3. Должностное строение редакции

В связи с разделением должностных обязанностей наше внимание опять привлекает различие труда журналистов и других специалистов информационного профиля — сотрудников служб по связям с общественностью и рекламных агентств. Внутри редакций существуют подразделения такого рода, они тесно взаимодействуют с корреспондентами, и поэтому бывает полезно точно определить круг полномочий работников и служб. На интуитивном уровне решить эту задачу вряд ли удастся. Добиться четкого разграничения функций можно только в том случае, если у руководства редакции сложилось ясное представление о содержании каждого вида информационной деятельности. Исследователи выполнили эту работу для главных редакторов, сведя общие и различные черты в таблицу, которую мы в сокращении воспроизводим (табл. 2).

Таблица 2

Журналистика, связи с общественностью, реклама: общее и различное[2]

Журналистика

Связи

с общественностью

Реклама

Цель

Отражение событийной картины мира, объективный анализ социальных проблем с целью их разрешения

Создание положительного имиджа и управление им, разрешение кризисных ситуаций

Создание побудительных мотивов для увеличения спроса на изделие, сбыт товара

Объект

Социальная информация, разнообразные факты социальной действительности

Репутация (негативная информация отсутствует)

Товар (недостатки не указываются)

Основные

методы

Убеждение (внушение)

Убеждение, внушение

Внушение (убеждение)

Типовые

средства

(каналы)

Газета, телевидение, радио, журнал

СМИ, специфические акции (конференции, брифинги, фестивали и т.п.)

СМИ, наружная, сувенирная, почтовая и др. реклама

Заказчик

Общество, общественность (издатель, учредитель)

Руководители предприятий, регионов, лидеры организаций

Отделы предприятий, организаций, отвечающие за реализацию товара

Окончание

Журналистика

Связи

с общественностью

Реклама

Ключевые

профессии

Корреспондент, редактор (характер мышления по преимуществу индивидуализирован н ы й)

Специалист по связям со СМИ, специалист по разрешению конфликтов (характер мышления по преимуществу нормативный)

Менеджер, креатор, копирайтер, художник, фотограф (характер мышления по преимуществу прагматический)

Характер

труда

Индивидуальноколлективный;

производственнотворческий

Производственнотворческий;

индивидуальноколлективный

Производственнотворческий;

индивидуальноколлективный

Аудитория

Систематическое информирование массовой аудитории

Систематическое информирование определенной части аудитории (явно выраженная целевая группа воздействия)

Дискретная доставка коммерческой информации массовой аудитории или ориентация на целевую группу воздействия

С помощью таблицы отчетливо видно, что перед нами представители различных видов информационной практики, и они принципиально не могут сливаться в однородное производственно-творческое целое. Если же один и тот же сотрудник начнет выполнять функции своих смежников, ему придется радикально менять и способ мышления, и объект, и целевую аудиторию — отнюдь не одну только форму произведений, как может показаться при беглом взгляде на распределение обязанностей.

Правда, в редакционной жизни разделение труда выглядит не таким строгим, как в схематическом описании. Структура обязанностей подвижна, она подчиняется производственной необходимости и зависит от субъективных наклонностей работников. Это относится не только к специализации на литературно-творческой или, например, рекламной деятельности. Главный редактор нередко выступает с собственными публицистическими статьями, не говоря уже о заведующем отделом, а финансовые обязанности в небольшом коллективе могут быть возложены на ответственного секретаря. В зависимости от типа СМИ штат пополняется должностями, которых нет в классической газете. Так, в «толстом» журнале, где публикуется много сторонних авторов, основным исполнителем становится не корреспондент, а редактор, появляется должность консультанта и т.д. На телевидении в творческий ансамбль входят оператор, режиссер, звукооператор, музыкальный редактор. Крупные редакции вводят ставки специального корреспондента (сокращенно — спецкора), выполняющего особенно ответственные задания, и собственного корреспондента (собкора) — представителя редакции в отдельном регионе страны или мира.

Из всех сотрудников нас более всего интересует корреспондент как главная рабочая сила редакции. Его производственные обязанности складываются из трех компонентов: индивидуальный труд по сбору и подготовке информационных материалов, работа по плану отдела (сдача материалов согласно норме и графику, взаимодействие с внештатными авторами, участие в организационных мероприятиях отдела и др.) и работа по общередакционному плану (дежурство на выпуске номеров, подготовка обзоров публикаций, участие в производственных совещаниях и др.).

Нетрудно заметить, что наиболее ценный вклад в общее дело корреспондент вносит тогда, когда добывает и готовит к публикации свои материалы. Поэтому в интересах производства его следовало бы сколько возможно разгрузить от рутинной «службы». Кстати сказать, по неписаным традициям отечественной прессы особенно трудоемкие материалы редко создаются в редакционной суете — чаще дома. Значит, администрация должна беспокоиться о том, чтобы сотрудники имели достаточно комфортные условия для продолжения рабочего дня в домашней обстановке. В то же время принципиально неверен взгляд на корреспондента как на творца-индивидуалиста, абстрагировавшегося от коллективного трудового процесса. Эти два начала — индивидуально-творческое и редакционно-коллективное — сочетаются в противоречивых и даже прихотливых комбинациях.

Важнейшая сторона организации работы редакции — внутренний трудовой распорядок. Обязанности сотрудников и правила служебного поведения излагаются в редакционных регламентных документах. Они многообразны по форме и нормативной силе. Центральное место среди них принадлежит уставу редакции и договорам с учредителем и издателем, предусмотренным Законом РФ «О средствах массовой информации». Именно в этих документах представлены статус СМИ, порядок формирования штатов и выдвижения главного редактора, распределение финансовых обязательств и т.д. Функциональные требования к сотрудникам излагаются в должностных инструкциях, а с конкретным работником заключается контракт или временный трудовой договор. Регулирование производства во времени осуществляется посредством графиков (сдачи материалов в секретариат, прохождения номера газеты через типографию, дежурств по номеру, рассылки и др.). Директивы по оперативным вопросам содержатся в приказах администрации или решениях редколлегии.

Отдельного описания заслуживают плановые документы. Только очень наивный или ненаблюдательный человек может считать, что в редакции царит лихорадочный беспорядок, который знает лишь один регулятор — стихийно происходящие события. На самом деле планирование пронизывает всю производственную жизнь, придавая ей ритмичность и предсказуемость.

Для отдельного корреспондента ориентиром служит его собственный индивидуальный план. Этот своеобычный документ создается по принципу встречного движения. Сначала корреспондент подает заявку (в отдел, дирекцию или редакторат), в которой излагает свои предложения о тематике, объектах и объемах материалов на предстоящий месяц. Затем, пройдя корректировку и утверждение у руководства, документ возвращается к журналисту уже в виде директивы.

Принцип встречного движения проявляется не только в этом механизме утверждения плана, но и в том, что стороны учитывают интересы друг друга. Корреспондент, подавая заявку, конечно же, представляет себе, что именно ждет от него редакция, чем в первую очередь он будет ей полезен. Но и редактор не стремится в корне переиначить предложения сотрудника, если в целом они укладываются в стратегию издания или программы. Более того, журналист включает в свою заявку такие пункты, которые выходят за рамки его нормативных обязанностей — освещение неожиданной тематики, превышение стандартного объема работы, проведение собственными силами организационных мероприятий и т.п. Поощрение подобных инициатив является одним из лучших способов управления коллективом, стимулирования в нем творческого поиска и создания здоровой обстановки взаимного уважения. Именно благодаря такой «факультативной» активности отдельных сотрудников на газетных полосах и в эфире появляются свежие рубрики и нестандартные авторские передачи. Жаль, что в последние годы некоторые редакции отказываются от индивидуального планирования — на культуре труда это сказывается не лучшим образом.

По объему работы месячный индивидуальный план соответствует тем нормативам, которые приняты в данной редакции. Скажем, в ежедневном общероссийском издании он может включать в себя 3—4 собственных выступления корреспондента по 200—400 строк плюс десяток кратких информационных сообщений плюс 1—2 материала внештатных авторов. И такая норма окажется весьма напряженной, требующей постоянных поисковых и творческих усилий. Однако в городской или районной газете, где штат невелик, а потребность в материалах огромна, корреспонденту придется каждую неделю готовить тысячи строк. Глубина разработки тем при этом, конечно, пострадает, тогда как интенсивность труда, напротив, возрастет.

В стройной системе планирования нуждается деятельность редакции в целом. Каждое предприятие СМИ выбирает особенную, подходящую для него методику проектирования своего производственного будущего. Поэтому те виды документов, которые мы назовем, не обязательно встретятся в каждом трудовом коллективе. Однако требование именно системного, комплексного подхода к планированию сохраняется в любом случае как условие успеха и в организации труда, и в конкурентной борьбе на рынке.

На глубокую перспективу рассчитан план развития, или стратегический план. Как правило, он охватывает период времени протяженностью в несколько лет. Редакция предусматривает главные области своей деятельности, развитие материально-технической базы (например, модернизацию типографии), те или иные формы взаимоотношений с учредителями и издателями, переход на новую технологию изготовления продукции, реорганизацию кадровой структуры и т.п. Естественно, что тематика отдельных публикаций в этом случае не рассматривается, равно как и другие относительно частные вопросы.

Долгосрочное планирование представлено документами, срок действия которых составляет год, полгода, во многих редакциях — квартал. Их принято называть направленческими планами (в отличие от тематических), поскольку темы конкретных выступлений опять-таки отражаются в них крайне редко. Исключениями служат разве что программные публикации — например, статья видного общественного деятеля, открывающая собой длительную дискуссию по принципиальным для издания вопросам. В основном же такие планы показывают ведущие тематические направления данного СМИ, как традиционные для него, так и более или менее необычные, вызванные к жизни особыми событиями — выборами президента страны, проведением на обслуживаемой территории чемпионата мира по хоккею, юбилеем города или региона и т.п.

Долговременное планирование содержит и материал иного рода — так называемые модели издания. Они делятся на две категории. Графическая модель представляет собой комплекс стандартных элементов дизайнерского и полиграфического оформления издания. По строго установленным правилам могут выполняться как отдельные фрагменты верстки (формы подачи фотоиллюстраций, шрифтовое оформление заголовков, форматирование авторской подписи под статьей и т.п.), так и макеты целых полос. На таких макетах-стандартах заранее предусмотрены варианты расположения публикаций, используемые для их набора шрифты, линейки и т.д. Макеты-стандарты превращают подготовку номера в высокотехнологичный процесс, заметно экономят время и силы секретариата и в силу этого играют незаменимую, хотя и вспомогательную роль при планировании.

Непосредственное отношение к планированию имеют композиционно-содержательные модели. Основным инструментом при их конструировании выступают постоянные рубрики. Коллектив редакции на долгий срок устанавливает дни и номера полос, на которых они появляются в свет, и ответственных за их наполнение материалами. Так составляется сетевой график издания. Для трехразового издания он может, в самом простом исполнении, приобрести следующий вид:

Сетевой график издания

День недели

Ответственный за рубрику

Первая

полоса

Вторая

полоса

Третья

полоса

Четвертая

полоса

Вторник

рубрики

рубрики

рубрики

рубрики

Четверг

рубрики

рубрики

рубрики

рубрики

Суббота

рубрики

рубрики

рубрики

рубрики

В приведенную схему остается вписать названия рубрик, а также отделы или имена сотрудников, и устойчивый ритм работы обеспечен на продолжительный срок.

Во многих редакциях составляются среднесрочные планы, рассчитанные на период от месяца до трех. Еще более короткие отрезки времени охватывает оперативное планирование, например недельное. В этом случае и на уровне редакции, и на уровне каждого отдела составляется по возможности точная конструкция ближайших выпусков. В планах указываются темы, объекты, объемы, авторы публикаций, а если предусмотрены иллюстрации, то описываются и они. В ряде редакций принято также пояснять, готов ли уже материал или его еще предстоит собрать и написать. Иными словами, достигается максимально возможная ясность, чтобы секретариат заблаговременно приступал к составлению отдельных полос и номеров. Однако наибольшей конкретностью обладает план номера — того, что выйдет завтра или в ближайший по графику выпуска день. Такой план выполняется в двух вариантах — в текстовом, в котором описывается все содержание выпуска, распределенное по полосам и рубрикам, и в графическом, т.е. в виде чертежа, макета. Макет составляется со скрупулезной тщательностью, он отражает не только содержание номера, но и все бесчисленные детали оформления. Только при этом условии редакция гарантирует себя от неприятных сюрпризов, которые может принести выполнение ее указаний в типографии. В плане номера не бывает пустот — разве что до последнего момента оставляется свободное пространство для сверхоперативных новостей. Понятно, что для мультимедийного издания с высокой частотой обновления материалов критерии конкретности и оперативности становятся еще жестче.

Заканчивая обзор системы планирования, добавим, что кроме основных его видов существуют дополнительные планы, обеспечивающие некоторые специальные стороны производства. К ним относятся, например, планы-графики проведения внутриредакционных мероприятий (творческих совещаний — «летучек», заседаний редколлегии и др.), подписных кампаний, организационно-массовой работы, повышения квалификации и движения кадров и пр. Когда говорят, что без планирования не обходится ни одна редакционная акция, это не надо воспринимать как преувеличение. Для каждого сотрудника планы и графики служат средством разумной организации своего рабочего времени, и в этом отношении у них нет альтернативы.

По значению для организации труда к планированию примыкают должностные инструкции работников. Они определяют круг обязанностей и компетенции сотрудников и вносят порядок в служебное взаимодействие. К сожалению, далеко не в каждой редакции принято разрабатывать эти регламентные документы. Характерно, например, что когда шеф-редактор одного из телеканалов в сети Professionali.ru попросил прислать ему должностные инструкции, почти никто не смог ему помочь. Своими материалами поделилась только телекомпания Мега-TV. Приведем выдержки из инструкции для корреспондента.

1.2. Корреспондент назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора, в соответствии с условиями заключенного контракта по представлению главного редактора-

КЗ. Корреспондент должен иметь высшее или неоконченное высшее образование, подтвержденное документом, и специальную подготовку, полученную в... средстве массовой информации.

  • 1.4. Корреспондент непосредственно подчиняется главному редактору ТСН.
  • 3. Обязанности

Основной задачей корреспондента является безусловное и качественное выполнение настоящей инструкции, а также требований генерального директора и непосредственного руководителя, связанных с трудовыми функциями.

  • 3.1. Осуществляет совместно с оператором видеосъемки сюжетов для программы новостей или для других программ ТРК.
  • 3.2. Проверяет качество съемки и звука на исходных кассетах.
  • 3.3. Просматривает отснятый материал и подготавливает тексты видеосюжетов с подробной расшифровкой интервью и указанием тайм- кодов.
  • 3.4. Монтирует и озвучивает видеосюжеты совместно с оператором монтажа или самостоятельно только в строго отведенное для этого время.
  • 3.6. Выполняет разовые поручения главного редактора, творческого и генерального директоров.
  • 3.7. Выполняет правила внутреннего трудового распорядка, условия трудового контракта, приказы и распоряжения генерального директора и непосредственного руководителя.
  • 5. Взаимоотношения по работе
  • 5.1. Корреспондент во время съемок является руководителем съемочной группы, ответственным за координацию действий всех членов съемочной группы...
  • 5.2. Корреспондент в процессе подготовки видеоматериалов к эфиру взаимодействует с координатором... работы съемочных групп, с операторами, операторами монтажа, водителями, операторами звука и титров.

Время — ценнейший ресурс профессионала с точки зрения повышения производительности труда и сбережения творческого потенциала. Дополнительную возможность рационально распорядиться им дают специальные приемы, проверенные многими поколениями журналистов. Специалисты по научной организации журналистского труда рекомендуют следующие способы экономии времени:

  • • параллельная работа над несколькими заданиями (согласимся, что неразумно выезжать в дальнюю командировку ради одного материала: кроме, например, заготовок для статьи в блокноте и фотокамере окажутся еще и зарисовка о человеке необычной судьбы, и деловое интервью, и жанровые сценки на улице и т.п.);
  • • поручение части заданий помощникам (в этом качестве выступают и постоянные авторы, которыми окружает себя опытный профессионал, и студенты-практиканты, и люди, решившие попробовать себя на поприще журналистики);
  • • использование максимального количества источников информации (вместо того, чтобы подолгу разыскивать и ожидать единственного человека, способного дать сведения);
  • • аккредитация при пресс-центрах организаций и предприятий (аккредитующие организации обеспечивают СМИ своей деловой документацией, приглашают на свои мероприятия, предоставляют помещения, технику и условия труда);
  • • изучение других СМИ (воспитав в себе привычку просматривать свежую прессу, журналист получает подсказки — актуальные темы, адреса, способы разработки сюжетов);
  • • использование современной оргтехники;
  • • применение научных методик работы с информацией (ведение картотек, статистическая обработка больших массивов данных, владение системой библиографического поиска и т.п.);
  • • самоконтроль (проверка и оценка выполнения дел, запланированных на день, на неделю и т.п.; естественно, для этого нужно выработать привычку составлять и записывать такие планы);
  • • самонаблюдение (иногда бывает полезно на неделю завести дневник самоконтроля, чтобы регистрировать все потраченные часы и минуты, в том числе избыточные затраты)[3].

В регулировании коллективной и индивидуальной деятельности важную роль играют редакционные кодексы. По своему происхождению они относятся к сфере корпоративной этики. Редакция устанавливает стандарты поведения своих сотрудников в обстоятельствах, которые, как правило, не получили исчерпывающего толкования в законодательстве. В кодексах предлагаются решения типичных вопросов, встречающихся в практике репортера: например, как вести себя по отношению к несовершеннолетним героям разоблачительных публикаций, или к ненадежным источникам информации, или к небескорыстным спонсорам. Иногда кодексы принимают характер «мягких» этических рекомендаций, призванных нравственно сориентировать журналистов. Но они могут приобретать и форму официальных правил внутреннего трудового распорядка, введенных в действие административным решением.

Многие редакции используют такие кодексы для демонстрации своей респектабельности перед лицом аудитории и коллег. Так, кодекс газеты «Ведомости» (он носит название «Догма») открывается статьей

«Независимость»; в свою очередь ее первый пункт гласит: «Журналист должен относиться ко всем событиям, компаниям и людям с одинаковым скептицизмом. Ценность для читателя — главный критерий при выборе тем для освещения. Никто не имеет права требовать особого отношения к себе. Это относится в первую очередь... к акционерам „Ведомостей", к рекламодателям, к так называемым олигархам и к ценным источникам информации». Руководство для сотрудников агентства Reuters открывается сходной заповедью: «Все, что мы делаем как журналисты Reuters, должно отличаться независимостью, свободой от предубеждений и абсолютной честностью».

Иногда кодексы разрастаются до объемных сводов правил, которые регламентируют поведение едва ли не во всех мыслимых ситуациях. Так, компания «РТВ Словения» издала для внутреннего пользования целую книгу на 100 страницах. В нее включены два десятка разделов, по сферам и формам профессиональной практики: разнообразие и сбалансированность новостей, избирательные кампании, отношения с государственной властью и правительственными органами, расследовательская журналистика, уважение ценностей зрителей и слушателей, реклама, промоушн и спонсорство, внешность в эфире и требования к одежде, конфликт интересов и др. Каждый раздел в свою очередь содержит подробный список тем и ситуаций[4].

Не хотелось бы, однако, чтобы сложилось впечатление, будто чем детальнее регламентирована редакционная жизнь, тем весомее будут творческие достижения. Наоборот, условием успеха служит свобода индивидуального поведения, хотя и в пределах общего порядка. Добавим, что редакция представляет собой легитимную производственную единицу, и на нее в полной мере распространяются нормы трудового законодательства, в том числе с точки зрения прав работника (хотя и с оговорками о специфике творческой деятельности). Все внутренние документы должны быть согласованы с действующими законами, а права сотрудников защищены профсоюзами.

  • [1] Основы журналистской деятельности : учебник / ред.-сост. С.Г. Корконосенко.М., 2013; Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист : учеб, пособие.3-е изд., испр. и доп. М., 2011.
  • [2] Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты. Воронеж,2000. С. 160-161.
  • [3] Гуревич С.М. Указ. соч. С. 275.
  • [4] Professional Standards and Ethical Principles of Journalism in the Programmes of RTVSlovenia. Ljubliana, 2000.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >