Субъекты мирового хозяйства: многообразие и особенности развития
В современном мировом хозяйстве функционирует множество субъектов национального и наднационального уровня. За последние полвека интенсивность взаимодействия между ними выросла и стала предметом пристального внимания, а их роль определяет особенности развития мирового хозяйства. Часть участников мировой конкуренции — хозяйствующие субъекты и предпринимательские структуры отдельных стран — осуществляют непосредственную международную деятельность. Это не только крупные производственные и финансовые компании — транснациональные корпорации, транснациональные банки, инвестиционные фонды, но и небольшие фирмы, способные выпускать «мировые продукты». Другая часть субъектов — правительства и правительственные структуры, международные экономические организации, наднациональные органы — посредством располагаемых методов, инструментов и ресурсов реализуют свою экономическую политику на национальном, межгосударственном и наднациональном уровнях.
Субъектами мирового хозяйства в современном мире могут выступать любые структуры, а также отдельные индивиды, которые обладают значительными ресурсами и могут влиять на мировые экономические процессы. Как отмечает проф. М.Г. Делягин: «Современная конкуренция ведется разнородными субъектами, существующими в различных плоскостях, преследующими несопоставимые цели и действующими разнородными методами... Важный фактор глобальной конкуренции — расширение спектра ее субъектов, в том числе и труднонаблюдаемых структур... Упрощение процесса коммуникаций, позволившее создавать весьма эффективные сетевые структуры, распределенные не только в географическом, но и в правовом отношении, резко повысило влиятельность всех негосударственных участников мировой конкуренции»[1].
Субъекты мирового хозяйства характеризуются по следующим параметрам:
- — масштаб деятельности (региональный, транснациональный, глобальный);
- — используемые ресурсы (финансовые, трудовые, природные, интеллектуальные, технологические, информационные и др.);
- — механизмы и инструменты взаимодействия с мировой экономикой и ее субъектами;
- — влияние на мировые экономические процессы (характер экономической экспансии).
По мере дальнейшего изложения материала учебного пособия будут раскрываться характер деятельности и взаимодействие субъектов мирового хозяйства. Однако для понимания предмета изучения мировой экономики охарактеризуем некоторых значимых участников международных экономических отношений.
Главными субъектами мировой экономики являются страны (национальные экономики). Они остаются самостоятельными игроками в мировом хозяйстве, несмотря на то, что понятия «страна как субъект мировой экономики» и «экономический и политический суверенитет» размыты в большей части благодаря процессам экономической интеграции и глобализации (эти проблемы проиллюстрированы в темах 3 и 4. — Примеч. авт.). Часть стран, и в первую очередь «Большая двадцатка», предстают как «системно значимые страны», влияющие своей политикой и параметрами экономики на мировые экономические процессы. На эти страны приходится наибольшая доля мирового производства, мирового потребления и основная часть глобальных потоков товаров, услуг, капитала и информации. Среди них присутствуют лидеры глобального и регионального масштаба. Так, Китай еще до 1990 г. не рассматривался в качестве такого, однако сегодня он лидирует по большинству мировых валовых показателей и находится в тесных экономических связях со странами всех регионов мира, в том числе и наибеднейшими. При этом подавляющему большинству национальных экономик не удается определять основные тенденции развития. Тем не менее, предлагая на мировой рынок уникальные ресурсы, товары и услуги национального происхождения, проявляя свои экономические интересы, они также играют свою роль в развитии мировой экономики.
Заметным явлением во всех регионах мира во второй половине XX в. стало стремление к объединению стран на экономической основе и формирование интеграционных блоков (см. табл. 4.1). Большинство из созданных интеграционных объединений не отличаются зрелыми формами многосторонних экономических отношений, ограничиваясь либерализацией сферы внешней торговли. Единственное из интеграционных объединений — Европейский Союз — выглядит как целостное образование благодаря достигнутому уровню развития, при котором вырабатывается единая экономическая политика и созданы наднациональные органы, способные взять на себя ответственность за развитие национальных экономик, входящих в интеграционное сообщество. Нельзя отрицать, что существующие серьезные экономические проблемы ЕС вызваны самим механизмом интеграции. Тем не менее для преодоления долгового кризиса стран зоны евро на современном этапе именно коллективные усилия и выполнение взаимных экономических обязательств представляются наиболее эффективными.
Решение многих экономических проблем продуктивно реализуется в рамках международных экономических организаций и принятых международных экономических соглашений. За пол века выстроена целая система международных экономических организаций во главе с Организацией Объединенных Наций, выполняющих ряд конкретных функций по регулированию мировой торговли, движения капитала, рабочей силы, интеллектуальной собственности и др. Но международные экономические организации нередко выступают инструментом зашиты интересов крупных экономик в ущерб интересам менее развитых стран. Это заставляет страны искать иные формы сотрудничества, прибегать к заключению двусторонних экономических соглашений в какой-либо сфере.
Еще одна значимая группа субъектов мирового хозяйства — международные корпорации, или транснациональные корпорации (ТНК) (см. Приложение 4, табл. 7).
ТНК определяют как форму структурной организации крупной компании, имеющей зарубежные филиалы. Основной признак такой компании — международная производственная и сбытовая деятельность и осуществление прямого инвестирования в странах мира.
Массовым явлением в мировом хозяйстве ТНК становятся со второй половины XX в. По оценкам экспертов, к середине первого десятилетия XXI в. насчитывалось более 70 тыс. родительских компаний и более 700 тыс. их зарубежных филиалов. Основная часть ТНК имеют европейское, американское и японское происхождение, а в последние двадцать лет они появились в азиатских и латиноамериканских странах. По данным Комиссии по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), добавленная стоимость, созданная в рамках международного производства ТНК в 2010 г., составила почти четверть глобального ВВП (приблизительно 16 трлн дол.), при этом на зарубежные филиалы приходилось более 10% глобального ВВП и одна треть мирового экспорта.
Важная особенность ТНК — способность координировать деятельность в рамках глобальной производственно-сбытовой цепочки. Они улавливают конъюнктуру спроса мирового рынка и, обладая большой мобильностью и способностью выстраивать производственно-сбытовую цепочку в сжатые сроки в странах мира, реализуют свою политику. ТНК распространяют не только непосредственно произведенные ими продукты, но и стиль ведения бизнеса, методы управления, механизм продвижения и сбыта продукции, стандарты потребления. Образно говоря, ТНК — мировые компании, выпускающие мировые продукты, востребованные во всем мире.
Распространяя свою деятельность, международные корпорации оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие стран базирования и приложения капитала. Большинство национальных правительств выступают за экономические отношения с международными корпорациями, поскольку это связано с целями промышленной политики и стратегиями развития принимающих стран. С помощью ТНК страны решают задачи мобилизации необходимого финансирования и инвестирования, распространения технологий для роста промышленного потенциала. Этим путем пошли все быстроразвивающиеся экономики современности, в том числе Китай, Индия, Мексика, Бразилия, Индонезия и др. Для стран базирования зарубежная деятельность ТНК — это способ поддержания внутренней экономики, поскольку производственно-сбытовая сеть формирует «вторые экономики» ведущих стран.
ТНК значительно усиливают экономическую зависимость между национальными хозяйствами и являются основными проводниками процессов глобализации в мировом хозяйстве. Продвижение мирового продукта на рынок обеспечивают мировые телекоммуникационные, финансовые, производственные, коммерческие и транспортные инфраструктуры, которые международные корпорации создали для обслуживания своей производственной и сбытовой деятельности. Этим гарантируется практически мгновенный выход продукта на мировой рынок. Представляя глобализацию как формирование единого мирового рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, нетрудно представить, что основными заинтересованными игроками выступают именно ТНК.
В последние два десятилетия на мировых финансовых рынках возросла роль институциональных инвесторов. Институциональные инвесторы — это публичные компании: страховые компании, инвестиционные компании, паевые инвестиционные фонды, пенсионные фонды, брокерские компании, инвестиционные банки и хедж-фонды. Используя различные схемы, они мобилизуют и трансформируют в инвестиции значительные объемы финансовых ресурсов, вполне сопоставимые с ВВП государств (табл. 1.3).
Многообразие инвестиционных стратегий определяется тем, что в их управлении находится гигантский объем капитала: в 2008 г. за институциональными инвесторами стояло около 50 трлн дол.[2] На их долю приходилось до 40% операций на финансовом рынке. Количество институциональных инвесторов резко выросло на рубеже 1980—1990-х гг.
вслед за обозначившимся подъемом крупных экономик развивающихся стран Латинской Америки, Китая, Индии, нуждавшихся в инвестициях. Во многом стабильность отдельных сегментов мирового финансового рынка, а также финансовых рынков отдельных стран и регионов зависит от активности институциональных инвесторов.
Финансовые активы институциональных инвесторов, % от ВВП
Таблица 1.3
Страны |
1992 г. |
1995 г. |
2000 г. |
2006 г. |
Великобритания |
131,3 |
162,1 |
210,3 |
207,4* |
Германия |
34,0 |
56,4 |
130,7 |
119,1 |
Италия |
21,8 |
25,9 |
94,3 |
98,1 |
Канада |
68,6 |
94,0 |
134,1 |
144,4 |
США |
127,2 |
140,9 |
185,1 |
202,5 |
Франция |
61,9 |
75,9 |
130,7 |
174,0 |
Япония |
78,0 |
98,7 |
106,1 |
148,4 |
’ Данные относятся к 2005 г.
Источник: OECD statistics, http://www.oecd-ilibrary.org/statistics
Большая часть институциональных инвесторов различных классов работает на финансовом рынке США, признанном наиболее либеральным в мире. Активы институциональных инвесторов США на 2007 г. составляли более 29 трлн дол. (табл. 1.4).
Распределение финансовых активов в США в 2007 г.
Таблица 1.4
Активы финансовых институтов |
Млрд дол. |
Доля, % |
Всего |
51 667 |
100,0 |
Коммерческие банки |
11 195 |
21,7 |
Сберегательные институты и кредитные союзы |
2 574 |
5,0 |
Компании страхования жизни |
4 984 |
9,6 |
Компании общего страхования |
1 381 |
2,7 |
Накопительные пенсионные фонды |
12716 |
24,6 |
Фонды коллективного инвестирования |
11 777 |
22,8 |
Прочие |
7 040 |
13,6 |
Источник: Statistical Abstract of the United States 2009.
После краха рынка ипотечного кредитования в США институциональные инвесторы и хедж-фонды ушли на другие прибыльные рынки. Наибольшую спекулятивную активность в последние три-четыре года они проявляют на нефтяных и продовольственных фьючерсах.
Наряду с институциональными инвесторами еще одним значительным участником финансового рынка являются суверенные (государственные) инвестиционные фонды (табл. 1.5). Хотя первые суверенные инвестиционные фонды (СИФ) появились еще в 1950—1960-х гг. в Кувейте и Сингапуре, они получили распространение в странах мира лишь в последние десять лет. Причем источниками их формирования служат не только сверхдоходы от экспорта нефти и газа (ОАЭ, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Бруней, Норвегия и др.), но и резервы центральных банков (Китай, Сингапур), налогообложение экспорта (Россия, штат Аляска США), профицит бюджета (Южная Корея, Новая Зеландия), поступления от приватизации (Австралия, Малайзия). Только 15% СИФ принадлежат правительствам развитых стран, остальные 75% — быстрораз- вивающимся и развивающимся странам. Самые крупные суверенные инвестиционные фонды у Арабских Эмиратов, Норвегии, Кувейта, Китая, Сингапура, Саудовской Аравии и Гонконга, которые в сумме аккумулируют до 3 трлн дол.
Таблица 1.5
Крупнейшие суверенные инвестиционные фонды*
Страна |
Наименование СИФ, год создания |
Активы, млрд дол. |
Происхождение |
ОАЭ, Абу-Даби |
Abu Dhabi Investment Authority, 1976 |
627,1 |
Нефть |
Китай |
SAFE Investment Company, 1997 |
567,9 |
Несырьевой |
Норвегия |
Government Pension Fund — Global, 1990 |
560 |
Нефть |
Саудовская Аравия |
SAMA Foreign Holdings, нет сведений |
472,5 |
Нефть |
Китай |
China Investment Corporation, 2007 |
409,6 |
Несырьевой |
Кувейт |
Kuwait Investment Authority, 1953 |
296,0 |
Нефть |
Гонконг, Китай |
Hong Kong Monetary Authority Investment Portfolio, 1993 |
293,3 |
Несырьевой |
Сингапур |
Government of Singapore Investment Corporation, 1981 |
247,5 |
Несырьевой |
Сингапур |
Temasek Holdings, 1974 |
157,2 |
Несырьевой |
Россия |
National Welfare Fund, 2008 |
149,7 |
Нефть |
* Рейтинг на февраль 2012 г.
Источник: Sovereign Wealth Fund Rankings, http://www.swfmstitute.org/fund-rankings
По сравнению с институциональными инвесторами СИФ располагают не самыми крупными активами — по оценкам на начало 2012 г. на 45 стран приходилось 4,8 трлн дол., — однако признаются значимыми субъектами мирового финансового рынка, особенно в условиях сужения ликвидных активов. Суверенные фонды не всегда открыто заявляют о своих намерениях и политике распоряжения имеющимися средствами, часть из них не публикует сведения о средствах и вложениях. Тем не менее СИФ находятся в постоянном поиске надежных активов с наименьшими рисками и стабильной доходностью. Главным объектом вложения являются ценные бумаги с фиксированным доходом и ценные бумаги корпораций, и лишь небольшая часть (менее 10%) вкладывается в рискованные активы или передается в управление других инвестиционных фондов. В последние годы СИФ вкладывают в инфраструктурные объекты развитых стран (мосты, дороги, парковки), чем вызывают негативные отклики и опасения общественности в США и Европе.