ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Предмет и история становления философии науки
Соотношение философии и науки
Первоначально в античной Греции философией считали всю совокупность знаний, включавшую в себя не только представления о происхождении и устройстве мира, но и элементы математики, астрономии, физики, географии, биологии, медицины. Иными словами, философия и наука когда-то понимались как единое целое. Однако уже в конце V — начале IV в. до н.э. Платоном, а затем его учеником Аристотелем были осуществлены первые классификации научного знания. Так, Аристотель выделил три рода наук: теоретические, практические, творческие.
Теоретическое знание он определил как знание ради самого знания. Его цель — просвещение человеческого разума, раскрытие загадок и тайн космоса. Оно включало:
первую философию, впоследствии названную метафизикой, — учение о высших началах и первопричинах всего существующего и способах их познания, т.е. науку о предельных основаниях мироздания, познаваемых при помощи умозрения;
физику — учение о природе чувственных явлений, материальных элементах мира;
математику, предметом которой являлись натуральные числа и геометрические фигуры;
логику, которая являлась «органоном» (орудием) науки, позволяющим изучать законы и формы человеческого мышления.
Практическое знание, которое Аристотель характеризовал как знание ради деятельности, включало:
этику — науку о законах и принципах морали; политику — науку о законах управления полисом; экономику — науку о законах хозяйственной жизни.
Творческие науки представляли собой знания, объясняющие процесс создания каких-либо предметов, причем преимущественно в сфере искусства. К ним Аристотель относил эстетику и риторику.
Однако лучшим и высшим знанием Аристотель считал все же первую философию (метафизику). Метафизика — это самое важное и совершенное знание, которому подвластно постижение недоступных для чувственного опыта, скрытых тайн мироздания. Впоследствии Гегель в «Лекциях по истории философии» назвал ее «золотым крестом над храмом познания». И действительно, метафизика считалась наукой наук, царицей знания. Ей как высшей теоретической науке подчинялись все остальные отрасли познания, призванные в основном собирать эмпирический материал. Такая ситуация сохранялась вплоть до XVI в.
К XVI—XVII вв. аристотелевскую умозрительную физику, подчинявшуюся метафизике, вытеснило экспериментальноматематическое естествознание, ядром которого являлась механика. У ряда ученых сложилось мнение об исторической ненужности философии, якобы отжившей свое время как спекулятивной формы познания, не основывающейся на фактах. Недаром кому-то из отцов новоевропейского естествознания — то ли Ньютону, то ли Галилею — приписывали выразительную реплику: «Физика, бойся метафизики!» Не случайно в работах немецкого философа В. Виндельбанда, в конце XIX в. анализировавшего эту драматическую ситуацию, возникла ассоциация отношений между философией и новоевропейскими частными науками с коллизиями шекспировского «Короля Лира». Метафизика, столько столетий бывшая властной госпожой в царстве знания, в условиях расцвета новоевропейского экспериментального естествознания представлялась беспомощной и ненужной.
Попытки жесткого противопоставления науки и философии (метафизики) весьма настойчиво осуществлялись и в дальнейшем. С одной стороны, усердствовали представители позитивизма в его различных модификациях, с другой — мыслители, близкие к философии жизни, экзистенциализму и другим иррационалистическим направлениям. Более взвешенной является позиция, признающая как сходство, так и различие науки и философии как форм духовной деятельности. В связи с этим специфика философии определяется прежде всего тем, что она является особой формой мировоззрения. И в этом своем качестве выражает и одновременно познает отношение человека к миру. Иными словами, если наука познает мир сам по себе, то философия — сложную систему взаимоотношений между человеком и миром. Эта система включает такие типы отношений как познавательный, практический, ценностно-ориентирующий. Они весьма точно выявлены И. Кантом в сформулированных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии:
- • что я могу знать? Или каковы познавательные возможности рода человеческого? — относится к познавательному типу отношений человека к миру;
- • что я должен делать? Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно? — относится к практическому типу отношений человека к миру;
- • на что я смею надеяться? — это вопрос о ценностях и идеалах, и он относится к ценностному типу отношений человека к миру.
Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»
Итак, предмет философии как формы мировоззрения — взаимоотношения человека и мира. С этой точки зрения она близка другим историческим формам мировоззрения — религии и мифологии. Однако в отличие от них философия представляет собой системно- рационализированное мировоззрение, т.е. мировоззрение, опирающееся на абстрактное мышление. Преимущественная опора на этот методологический инструмент сближает ее с наукой. Вместе с тем философское мышление имеет свои особенности: философские понятия по сравнению с научными понятиями характеризуются наибольшей степенью общности.