История социальной психологии

Развитие социальной психологии за рубежом

Зарождение социальной психологии как научной дисциплины происходило первоначально на базе философии. В античной (древнегреческой) философии социально-психологические по своему характеру идеи разрабатывались такими философами, как Сократ, Платон, Протагор, Аристотель. В философии Нового времени — Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Гегелем.

Согласно Б.Д. Парыгину, выделение социально-психологической теории произошло на базе:

  • а) эмпирического опыта социальной психологии:
    • ? стихийно сложившийся опыт использования законов общественной психологии для достижения определенных практических результатов,
    • ? ораторское искусство Древней Греции, сформировавшее приемы и технику управления вниманием, эмоциональнопсихологическим состоянием больших и малых человеческих групп,
    • ? опыт использования средств искусства в обыденной и праздничной жизни для формирования социально приемлемых установок и ценностных ориентаций,
    • ? опыт использования искусства в формировании эмоционального поля религиозных действ, позволяющих наиболее эффективно осуществлять воздействие на личность,
    • ? опыт, действия жрецов, шаманов, ведунов, в которых отрабатывались приемы суггестивного воздействия на аудиторию,
    • ? культурно-психологические традиции чань-буддизма, формировавшие приемы психотехники, психотренинга и психорегуляции;
  • б) философских идей, которые легли в основу социально-психологической теории:
    • ? идеи Платона об иррациональности поведения масс, присущей демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений),
    • ? идеи Аристотеля об общественных инстинктах, интегрирующих социум,
    • ? социально-психологические объяснения процессов общественно-политической жизни, содержащиеся в работах Аристотеля, Т. Гоббса, П. Гассенди, Б. Спинозы, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо,
    • ? концепция социальной детерминации развития личности в работах Гельвеция,
    • ? философско-антропологическое объяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности, данное Л. Фейербахом,
    • ? теория исторического развития, развернутая в работах Гегеля,
    • ? научный анализ социально-психологических явлений (социальных настроений, общественного мнения, нравов, обычаев и т.д.), данный в трудах русских философов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева,
    • ? социально-психологический анализ положения русского крестьянства, содержащийся в работах социолога Н.К. Михайловского,
    • ? другие философские идеи, теории, концепции;
  • в) предпосылок социально-психологической теории в системе наук о человеке.

Выделение социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний произошло в середине XIX в. (в том числе это связано с выходом в свет в 1859 г. в Германии «Журнала по этнической психологии и языкознанию», созданного X. Штейнталем и М. Лацарусом), однако на тот момент социальная психология представляла собой лишь описательную науку.

Первой социально-психологической концепцией (появилась во второй половине XIX в.) считается психология народов, авторами которой являются немецкий философ М. Лацарус (1824— 1903), языковед X. Штейнталь (1823—1899) и физиолог, языковед В. Вундт (1832—1920). Основная идея данной концепции состоит в том, что психология сталкивается с явлениями, причины которых следует искать не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, выражающимся в мифах, обычаях, религии, искусстве. Вундту принадлежит постановка вопроса о том, что методом исследования психологии народа должен служить анализ мифов, обычаев, языка. Эта идея получила развитие в современной этнопсихологии — разделе социальной психологии о психологических характеристиках этнических групп. Задача социальной психологии с позиций «психологии народов» — «познавать психологически сущность духа народа, открывать законы, по которым протекает духовная деятельность народов».

Второй серьезной социально-психологической концепцией является психология масс. Ее авторы — французский социолог Г. Тард (1843—1904), итальянский юрист С. Сигеле (1868—1913), французский социолог Г. Лебон (1841—1931) — сосредоточились на изучении больших скоплений людей — «масс», главной чертой которых является господство инстинктивных реакций, преобладание чувств над интеллектом, что является причиной повышенной внушаемости людей, потери их личной ответственности. Психическое заражение выступает как основа объяснения явлений и закономерностей в социальной психологии (Лебон).

Официально началом существования социальной психологии как самостоятельной дисциплины считается 1908 г., когда в свет вышли работы английского психолога У. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американского социолога Э. Росса «Социальная психология».

Английский психолог У. Мак-Дугалл (1871—1938) предложил теорию инстинктов социального поведения, в основе которой — понятие «инстинкт». Поведение людей, согласно мнению Мак-Дугалла, обусловлено врожденными инстинктами. Он выделил следующие инстинкты: борьбы, бегства, воспроизведения рода, приобретения, строительства, стадный инстинкт. Инстинкты лежат в основе всей социальной жизни, например, инстинкт борьбы является причиной войн, а инстинкт приобретения детерминирует рыночные отношения.

Положительное значение первых концепций заключалось в том, что в них были поставлены вопросы о соотношении сознания отдельного человека и сознания группы (психология народов и психология масс), о движущих силах социального поведения (теория инстинктов социального поведения). Недостатком был описательный характер, отсутствие исследовательской практики.

Начало экспериментального этапа развития социальной психологии связано с работами В. Мёде (Германия), Г. Олпорта (США), В.М. Бехтерева (Россия). Внимание этих ученых было сосредоточено на изучении социально-психологических явлений в группах. В качестве метода использовался лабораторный эксперимент.

Зарождение в 1920-х гг. экспериментальной социальной психологии происходило благодаря трудам немецкого исследователя В. Мёде (1888—1958). Он установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку при проведении опытов с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых. Мёде выявил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный), установил влияние социально-психологических факторов на все психические качества индивида — восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю, обнаружил оценочные деформации — конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам).

Усовершенствование методики социально-психологических экспериментальных исследований было осуществлено американским психологом Гордоном Олпортом (1897—1967), на основе его исследований были сформулированы практические эффективные рекомендации по улучшению организации производства, рекламы, политической пропаганды, военного дела.

Интересны исследования немецкого психолога Курта Левина (1890—1947), который занимался исследованием личности человека и группы и создал теорию поля. Согласно его представлениям, личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов. Каждый из предметов обладает определенным зарядом (валентностью). Валентность можно определить как свойство предмета притягивать или отталкивать. Другими словами, валентность — это то, насколько данный предмет является ценным для человека. Воздействуя на человека, предметы вызывают потребности. Потребности — это своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение. В состоянии напряжения человек стремится к разрядке, т.е. к удовлетворению потребности. Левин различал два вида потребностей — биологические и социальные, или квазипотребности.

Исследования Левина показали, что поведение человека может направляться не только сиюминутными потребностями, но и идеальными мотивами поведения, т.е. мотивами, представленными только в сознании человека. Наличие идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредственное влияние окружающих предметов (влияние поля).

Таким образом, поведение человека может быть полевым, в этом случае оно детерминировано существующей в данный момент времени ситуацией, либо волевым — поведение, выходящее за рамки существующей ситуации и обусловленное идеальными мотивами.

От анализа мотивации поведения отдельного индивида ученый переходит к исследованию группы и становится инициатором направления, названного «групповая динамика». Группа трактуется им как динамическое целое, как особая система, индивиды которой сплачиваются под воздействием различных сил. Левин отмечал: «Сущность группы — не сходство или различие ее членов, а их взаимозависимость. Группа может быть охарактеризована как динамическое целое.

Это означает, что изменения в состоянии одной части изменяют состояние любой другой. Степень взаимозависимости членов группы варьирует от несвязной массы к компактному единству». Левин занимался и проблемами групповой дифференциации, типологией стилей общения. Ему принадлежит описание стилей общения: демократический, авторитарный, попустительский. Именно в школе групповой динамики возникли так называемые Т-группы — группы тренинга (Т-группа — это группа, создаваемая для воздействия на ее членов с целью развития у них социально-психологической компетентности, навыков общения и взаимодействия).

В XX веке такие психологические теории, как бихевиоризм, психоанализ, когнитивные теории, интеракционизм, неизбежно рассматривали и социально-психологические закономерности взаимодействия людей в группах и тенденции формирования личности в зависимости от социальных особенностей общества (см. главу 2).

Интеракционизм (от англ, interaction — взаимодействие) — направление социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога Джоржа Мида (1863—1931). Ключевое понятие интеракционизма — социальное взаимодействие, под которым понимается непосредственная межличностная коммуникация, или обмен символами. С точки зрения интеракционизма, развитие личности происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе. Личность имеет структурное строение и состоит из трех основных компонентов: I («Я»), Me, Self. «Я» является импульсивным, активным, творческим началом личности. Me («меня») — то, каким меня должны видеть другие, это нормативное «Я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований значимых других людей. Нормативное «Я» как бы направляет импульсивное «Я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия. Self — «самость» человека, представляет собой совокупность импульсивного и нормативного «Я», их активное взаимодействие. Личность — активная, творческая социальная сторона человека, способная оценивать и направлять собственные действия.

На современном этапе европейские социальные психологи объединены в Европейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии (ЕАЭСП). В нее входят: А. Тэшфел из Англии; С. Московичи, К. Фламан из Франции; Р. Харре, Р. Роммет- вейт из Норвегии; И. Асплунд из Дании; И. Израэль, X. Виберг из Швеции; М. Ирле и П. Шенбах из Германии; Марио фон Кранах из Швейцарии и др.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >