Философия гуманизма и ее воплощение в социальной работе

Сущность и природа гуманизма

Вопросы для изучения

  • 1. Гуманизм как философское учение, его сущность, этапы становления.
  • 2. Гуманность как родовая черта человека.
  • 3. Гуманность как необходимое условие выживания и развития человечества.
  • 4. Современный этап развития гуманистического учения.
  • 5. Деятельностная природа гуманизма.
  • 6. Специфика гуманистического мировоззрения.

Гуманизм как философское учение, его сущность, этапы становления

В настоящее время слово «гуманизм» известно каждому человеку. Но А. Швейцер указывает, что человечество не обладает идеалом гуманности извечно . Естественно, что теория гуманизма появилась существенно позже, чем первые попытки философов и мыслителей размышлять над этим феноменом, и, разумеется, существенно позже, чем проявления гуманизма в практике обыденной жизнедеятельности были осознаны. По его словам, понятие гуманности как отвечающего нашей сущности отношения к ближнему впервые выдвинул живший сначала в Риме, а затем в Афинах философ-стоик Панеций (180—110 гг. до н.э.)[1] [2].

Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — термин, который связывают с именем древнеримского философа и оратора Цицерона, употреблявшего его еще в 1 в. до н.э. Для Цицерона humanitas — это такое воспитание и образование человека, которое способствует его возвышению. Гуманизм — понятие, в широком смысле означающее интерес к человеку. Одновременно это понятие интерпретируется как интерес к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities).

В литературе используются следующие определения гуманизма:

  • ? взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей моральные качества;
  • ? совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создание благоприятных для человека условий общественной жизни.
  • ? человеческий, человечный — способствующий утверждению идей о высоком достоинстве и ценности человека, о его праве на свободное развитие;
  • ? прогрессивное направление общественной мысли, исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, считающее благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечностижеланной нормой отношений между людьми*;
  • ? признание человека как личности, его прав на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага как критерия оценки общественных отношений;
  • ? совокупность взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью, учение, защищающее достоинство и права человека, свободу и всестороннее развитие личности;
  • ? принцип мировоззрения (в том числе нравственности), в основе которого лежит убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и в том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью обществ',
  • ? совокупность идей, взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми;
  • ? мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей;
  • ? признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви;
  • ? исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечностижелаемой нормой отношений между людьми', [3]
  • ? развитие разума, чувств, воли, стремление к самосовершенствованию во имя человечности, воспитание уважения к людям, преодоление отчуждения и эгоизма;
  • ? признание ценностей человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений;
  • ? сосредоточение на человеческих потребностях и свершениях, не прибегая к религиозным понятиям. Признание творческого потенциала человечества, ценности субъекта;
  • ? человечность в общественной деятельности, в отношении к людям;
  • ? отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству;
  • ? рефлексированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.

Можно видеть, что гуманизм в современном понимании — это и учение, и мировоззрение, и отношение к человеку, и, что очень важно, деятельность. В любой интерпретации гуманизм предполагает признание ценности человека, уважение к нему, признание его достоинства и основанные на этом отношения и действия.

Гуманность — термин, производный от понятия «гуманизм», который, согласно словарю В. Даля, означает человеческий, человечный людской; свойственный человеку, истинно просвещенному; человеколюбивый, милостивый, милосердный.

В психологическом словаре гуманность определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи. Гуманность — это основа гуманизма, его естественный источник.

Проявления гуманности можно видеть на протяжении всей истории человечества, однако как целостное учение гуманизм начал складываться только в XIV в. в Италии и распространяться в Западной Европе с XV в. История гуманизма — это история целенаправленного осознания человеком своей человеческой природы. В современных условиях гуманизм не только является развитым философским учением, но и провозглашается официальной государственной идеологией большинством развитых стран.

Классификация гуманистических воззрений в 1949 г. предложена У.А. Смитом[4]:

древний гуманизм — понятие, относящееся к системам воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа. В их работах можно встретить рассуждения гуманистического содержания, но они пока еще не носят системного характера, присущего учению;

классический гуманизм — гуманизм эпохи Возрождения; понятие, относящееся к древним гуманистическим идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей, как Ф. Бэкон, Дж. Боккаччо, Эразм Роттердамский, М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла, Л. Валла, Леонардо да Винчи, Р. Агрикола, Т. Эллиот, Ф. Петрарка и многие другие. Эти авторы провозглашали человека высшей ценностью, выступали против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества, защищали светские ценности в противовес ценности аскетизма средневековой церкви;

теистический гуманизм — понятие, включающее в себя как христианских экзистенциалистов, так и современных теологов, настаивающих на способности человека работать над своим спасением совместно с Богом;

атеистический гуманизм — понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др. Вместе с тем, с точки зрения Н.А. Бердяева, атеистический гуманизм диалектически перерождается в антигуманизм. В идейном плане он в конечном счете приводит к ницшеанству и марксизму, в социальном — к бесчеловечным режимам, в которых человек приносится в жертву нации и классу, идеям могущества и общего блага;

коммунистический гуманизм — понятие, характеризующее убеждения ряда марксистов, полагающих, что последовательным натуралистом и гуманистом был К. Маркс. Согласно марксистской теории, гуманизм — мировоззрение, признающее высшей ценностью человека, его достоинство, благо, свободное гармоничное развитие. Как утверждается в марксистской теории, мерилом гуманности человеческих поступков является то, насколько они на практике способствуют решению назревших задач общественного прогресса, «освобождению трудящейся личности», созданию социалистического и коммунистического общества. Особенность социалистического гуманизма состоит в его партийности, классовом (изначально, пролетарском) характере, выдвижении на первый план интересов трудящихся масс, которые противопоставляются интересам «угнетателей» и в конечном счете «буржуазному псевдогуманизму с антикоммунистическим содержанием»;

натуралистический (или научный) гуманизм — эклектический набор установок, рожденных в современную научную эпоху и сконцентрированных на вере в высшую ценность и самосовершенствование человеческой личности.

Можно видеть, что при всем разнообразии гуманистических учений в центре их внимания находится человек как свободная и ответственная личность.

  • [1] Швейцер А. Гуманность / Благоговение перед жизнью. М. : Прогресс, 1992. С.508.
  • [2] Там же.
  • [3] Выделены наиболее употребительные определения.
  • [4] Черный Ю.Ю. Современный гуманизм (Обзор) // Философия в XX в. В 2 ч. Сб.обзоров и рефератов / ИНИОН РАН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. отд.философии / отв. ред. И.С. Андреева; сост. А.И. Панченко. М., 2003. Ч. 2. 168 с. С.125—167.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >