Социальная реальность и социальная работа
Социальная реальность: сущность, методология познания
Вопросы для изучения
- 1. Социальная реальность: сущность и понятие.
- 2. Социальная философия как методология познания социальной реальности.
- 3. Социальная работа как функция социальной реальности.
- 4. Социальная реальность как фактор формирования моделей социальной работы.
- 5. Социальная реальность как фактор становления и развития социальной работы.
- 6. Философские аспекты социальной политики.
Социальная реальность: сущность и понятие
Вопрос о сущности социальной реальности требует прояснения смысла такой пары онтологических категорий, как возможность и действительность. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность — как актуальное. Бытие имеет и актуальную, и потенциальную формы существования, которые охватываются понятием «реальность». Реальность — это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий говорят также о виртуальной форме бытия — виртуальной реальности. Вопрос о критериях существования этих типов и форм бытия решается в рамках философской онтологии.
Социальная реальность — это, несомненно, реальность, но в социальной философии понятие «социальная реальность» пока еще не получило четкого определения и зачастую употребляется как синоним понятий «общественная жизнь», «социально-историческое бытие» и др. Различные подходы к его пониманию демонстрируют феноменология, экзистенциализм, волюнтаризм, конвенционализм, позитивизм и др. философские школы и направления. В последние годы получили распространение теории, рассматривающие социальную реальность во всем многообразии субъектно-объектных отношений, включающих как индивида со своими смыслами и значениями, так и социальные структуры, организации и инстатуты. Наиболее распространенным является определение, согласно которому социальная реальность представляет собой действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы. Вместе с тем социальная реальность может существовать в действительности и как потенциальная возможность. Таким образом, социальная реальность — это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надындивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования. Она складывается из множества явлений (социальных фактов).
В настоящее время термин «социальная реальность» употребляется в двух смыслах: онтологическом, отражающем все объективно существующие социальные процессы и явления; и эпистемологическом, являющимся предметом конкретных социально-гуманитарных наук. В онтологическом смысле, т.е. как объект познания, социальная реальность обозначает духовно и практически освоенный человеком мир общественных взаимосвязей как со стороны объективного, закономерного, сущностного в нем, так и случайного, субъективного, уникального. В эпистемологическом смысле, т.е. как предмет исследования, социальная реальность выступает как гносеологическое определение предметных смыслов этого понятия (историческая реальность, психологическая, правовая, социологическая и др.) и представляет собой, как правило, фрагмент социального бытия, его аспект и т.п. Она зависит от парадигмы, стиля мышления, целей и задач, норм и средств исследования, применяемых конкретным ученым.
Социальная реальность центрирована вокруг субъекта. Ее наличность как сферы надприродной, искусственно создаваемой и воспроизводимой, возможна только благодаря субъекту. Поэтому необходимо рассматривать законы легитимизации и воспроизводства социальной реальности не только в сопряжении с жизнью субъекта, его стремлениями, целями, переживаниями, но и с нормами, правилами, установками, существующими в той общности, к которой принадлежит индивид. Восприятие индивидом социальной реальности базируется на априорности жизненного мира, в который он вступает. Априорность субъективности и интерсубъективности становится жизненным миром априорных данностей, подвергающихся затем объективации и универсализиации.
В целом социальная реальность имеет субъектно-объектную природу. Это обстоятельство отражено в так называемой трансформационной модели, где социальная реальность выступает в виде взаимосвязи субъективного и объективного, общества и личности[1]. Согласно ей, индивиды не творят общество; оно всегда предшествует им и составляет необходимое условие для их деятельности. Общество есть совокупность структур, обычных практических процедур и условностей, которые индивиды воспроизводят и преобразуют, но которые реально не существовали бы, если бы они этого не делали. Общество не существует независимо от человеческой деятельности; но оно и не является ее продуктом. Общество обеспечивает необходимые условия для целенаправленного (интенционального) человеческого действия, и целенаправленное человеческое действие есть необходимое условие жизни общества. Общество существует только в человеческом действии, но человеческое действие всегда выражает и использует ту или иную социальную форму.
Эта концепция связи личности и общества вносит радикальное изменение в понимание социальной реальности:
- ? социальная реальность есть субъективно-объективная реальность;
- ? она не существует независимо от идей и представлений субъектов о сути своей деятельности;
- ? она не может быть познана методами естественных наук (гипоте- тико-дедуктивными) как «бессловесная» вещь, а предполагает иные методы, направленные на постижение смыслов и значений «человеческого» мира.
Поэтому под социальной реальностью прежде всего следует понимать реальность, формируемую посредством и в ходе взаимодействия людей. Однако она должна включать в себя не только людей и их объединения, но и обслуживающие их материально-технические средства, а также те элементы природной среды, которые являются объектом деятельности человека.
П. Штомпка выделяет два уровня социальной реальности: уровень индивидуальностей, представленный отдельными индивидами или отдельными членами сообществ, и уровень общностей, представленный абстрактными социальными целостностями надындивидуального типа, представляющими особую, специфическую социальную реальность (общества, культуры, цивилизации, социальные системы и т.п.)[2].
Таким образом, структура социальной реальности образована индивидами, их объединениями, отношениями и действиями, языком, без которого невозможны общение и совместная деятельность, а также миром материальных артефактов и природными явлениями, вовлеченными в сферу социальной деятельности. В структуру социальной реальности входят также коллективные представления (общие взгляды, установки, стереотипы и т.п.), сформированные в обществе и разделяемые его членами.
Современная социальная реальность является двойственной и противоречивой. С одной стороны, имеет место посткризисный рост экономической эффективности, расширение слоя высокооплачиваемых и привилегированных, с другой стороны, наблюдается экономическая стагнация для непривилегированного большинства, ухудшение социально- экономического положения наименее защищенных. Такое положение обусловлено многими обстоятельствами, среди которых одним из главных является ослабление государства всеобщего благосостояния. В результате возникает новое соотношение между государством и рынком, ведущее к крупным социальным изменениям.
Изменение социальной реальности происходит также вследствие его субъективного расширения за счет виртуальной реальности, создаваемой компьютерными технологиями. В итоге социальное пространство современного общества и соответственно социальная реальность приобретают такие качества, как дискретность, фрагментарность, иллюзорность. Неудовлетворенность индивида актуальным состоянием социального мира приводит зачастую к тому, что материальность социального мира замещается им компьютерной и телевизионной виртуальностью столь интенсивно, что может сформироваться зависимость, вследствие которой индивид перестает жить в реальном мире, предпочитая ему виртуальный, который он может обустроить по своему вкусу.