ОТ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ

Первые проявления финансового гения в Древнем мире

С достаточной уверенностью можно сказать, что первые признаки финансового гения появились в эпоху Древнего мира. Уже в эпоху Древнего мира развивался человеческий гений, который проявлял себя в самых разных областях, в том числе, и в области финансов.

Под Древним миром понимается в широком смысле обозначение первого и наиболее длительного периода истории человечества от начала формирования человеческого общества (800-100 тыс. лет до н. э.) до начала феодальной формации (первые века н. э.). Это понятие охватывает два периода - первобытное общество и рабовладельческий строй (Древний Восток и Античность). В узком смысле Древний мир - период рабовладельческой формации; именно на этот период направлено наше внимание.

В эпоху Древнего мира показательным было развитие цивилизации Египта, Вавилона, Финикии, Лидии, Индии, Китая и других регионов древнего Востока, а затем-цивилизации античного мира (Греция, Рим, эллинистический мир).

Характерно, что в эпоху Древнего мира в наиболее успешно, с точки зрения автора, финансовая и экономическая мысль, затем выделялись финансовые новации, принадлежащие безымянным гениям, а в последнюю очередь появляются финансовые гении-достоверные лица, оставившие свое имя в истории.

Уже в эпоху Древнего мира начинает формироваться понятие «финансы». В числе первых, известных своими характерными финансово-экономическими признаками, выделяются восточные деспотии, экономика которых отличалась большим государственным хозяйством и слабо развитыми частнособственническими и товарно-денежными отношениями. В этих условиях появляется ряд теоретических работ как широкого, так и узкого плана, в которых рассмотрен большой круг про- блем-от общего отношения к экономике до конкретных вопросов финансового обращения. Но именно финансы как отдельное явление еще не рассматриваются; проблемы финансов увязываются с общими социально-экономическими вопросами. Характерной приметой этих работ является то, что категория «богатство» рассматривается в них на микро- и макро-уровне. В.Я.Железнов в своем исследовании, касающемся истории денег, пишет: «Появление денежного хозяйства с его рациональным орудием-чеканной монетой-необходимо должен был внести в жизнь чуждый ей дотоле «меркантильный дух. В руках отдельных лиц могут сосредотачиваться значительные богатства, независимо от их положения в общественной иерархии и участия в военных экспедициях. Стремление к богатству становилось...целью в самой себе[1]».

Первые вопросы, косвенно связанные с финансами, появляются в древнем Египте. Проблемы организации и управления царско- храмовым хозяйством, государственной регламентации хозяйственной жизни нашли отражение в произведениях Древнего Египта: «Поучения гераклеополъского царя своему сыну Мерикара» (XXII в. до н.э.) и «Речение Ипусера».

В первой работе рассматриваются вопросы государственного управления в Древнем Египте. В сочинении перечислены экономические функции правителя, должностные инструкции верховного сановника, правила государственного управления и руководства хозяйством, которыми он должен был овладеть.

В работе «Речение Ипусера», появившейся примерно в этот же период, рассмотрена проблема падения экономики в связи с восстаниями и войной, даются рекомендации по реорганизации хозяйства в целях дальнейшего подъема.

Регион Месопотамии, представленный рядом государств -Урук, Шумер, Аккад, Вавилон, Финикия, Ассирия и др. дал миру примеры высокого теоретико-финансового и финансово-юридического мышления. Во II тысячелетии до н.э. возникает могущественное Вавилонское царство, где в период правления царя Хаммурапи (вторая половина XVIII в. до н.э.) был разработан свод законов — «Кодекс Хаммурапи», в котором сосредоточены экономические взгляды той эпохи. Свод законов был высечен на каменной стеле, был доступен всем и содержал нормы права, регулирующие товарно-денежные отношения и налоговой системы.

В Древней Индии в конце I тыс. до н.э. появляетсятрактат «Арт- хашастра» (от санскр. artha — учение, sastra — доход), состоящий из 15 книг и представляющий собрание наставлений царю по вопросам государственного управления. Автором предположительно является Каути- лья (или Вашнагупта)— советник царя Чандрагупты I Маурья. В трактате определяется главная цель экономической политики государства: пополнение государственной казны, а также большое место уделено налоговой системе и вопросам, связанным с монетным двором.

В Древнем Китае основные течения общественной жизни оформились в V—IV вв. до н.э. Древнекитайская экономическая мысль связана с именем Конфуция (551—479 до н.э.). Его взгляды изложены в работе «Лунь юй» («Беседы и суждения»), где большое место уделено вопросам естественного права, социальной структуры, труду.

В IV в. до н. э. появляется трактат «Гуань-цзы», явившийся результатом коллективного труда нескольких тысяч ученых из «Дворца наук у западных ворот», представивших для трактата около были написан 500 сочинений. Трактат состоит из 8 тематических разделов, 86 глав. Назван по имени Гуан Чжуна, министра царства Ци, прославившегося своими экономическими реформами. В трактате уделено большое внимание экономической политике государства, в т.ч. государственному контролю над ценами, государственной монополии на ряд то- варов( на соль, железо), изложена концепция управления страной на основе законов. В сочинении «Гуань-цзы» задача «сделать государство богатым и народ довольным» считалась делом государя и его чиновников, а составляющими богатства являлись не только золото и жемчуг, но и материальные блага. При этом роль золота, как товара, объяснялась, прежде всего, его природным предназначением выступать в качестве денег и способствовать такому обмену, в результате которого «выгоды у одних бывают больше, чем у других».

Известным мыслителем древнего Китая является также Гунсунь Ян ( правитель области Шан), живший в IVb. до н.э. Он оставил потомкам трактат «Шан Ян», в котором изложен опыт экономических реформ: впервые в Китае закреплена частная собственность на землю, проведена перепись населения для установления гибкой податной системы. Большую роль правитель отводил торговле и государственной монополии на разработку недр.

В этот же период становится известным деятель-практик Мэн- цзы, реформировавший систему податного налогообложения ( в основном земли).

В древней Иудее финансовая мысль нашла свое отражение в Торе.

Все сочинения древних авторов характеризует нормативный подход. Их невозможно назвать экономическими произведениями в чистом смысле. Это смесь особых религиозно-этических, философских, социальных норм с экономико-политической и юридической практикой.

Европейская цивилизация развивала свою экономическую и финансовую мысль позже, чем древний Восток. Античное общество древней Греции и Рима, позже-эллинистическое общество развивало экономические представления в общем контексте философской мысли.

В этом отношении одним из первых можно назвать произведения известного греческого философа и историка Ксенофонта (ок. 430 — ок. 356(5) до н.э.).

Ксенофонт. Римская копия IV в.

В его произведениях «О доходах»,»Экономикос» и «Домострой» рассматриваются вопросы улучшения финансового положения Афин, даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Исследователь Р.Р. Яруллин полагает, что Ксенофонта некоторые представители экономической истории трактуют как автора первой теории стоимости[2].

Знаменитый греческий философ Платон (427— 347 до н.э.) в «Диалогах» и «Законах», посвященных совершенствованию системы государственного устройства, представлял и некую программу экономической политики и реформ. В произведении «Государство» Платон представил проект идеального государства. Основываясь на его взглядах, Платона вполне можно считать сторонником протекционизма. Кроме того, он поднимал вопросы денежного обращения, считая монету необходимой только для целей внешней политики, оплаты глашатаев.

Платон

При рассмотрении вопроса о кредитах выдвигал идею о том, что кредит должен выдаваться только людям, внушающим доверие.

Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в трудах Аристотеля (384—322 до н.э.).

Аристотель

Основными сочинениями, в которых изложены его экономические взгляды, являются «Политика» и «Никомахова этика», а также «Риторика». Он высказывает идею, о том, что одним из источников обогащения является сокращение расходов. Его взгляды не всегда находят понимание в современном обществе; например, Аристотель считал хорошим источником обогащения войну.

Отдельные теоретические проблемы финансов встречались в хозяйственных сочинениях древнеримских аграриев.

Марк Порций Катон

Трактат Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э.) «О земледелии» — наиболее ранний из известных нам памятников латинской аграрной прозы. В труде высказываются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства.

Аналогичный характер имеют работы Марка Терренция Варрона (116—27 до н.э.), Цицерона, Саллюстия,Плутарха, Плиния Старшего, Светония. В работе Луций Юний Модерат Колумелла (1 в. н.э.). В трактате «О сельском хозяйстве» им последовательно излагаются основные принципы ведения дел в поместье, полезные сведения о сельскохозяйственных работах.

Фрагментарно экономико-финансовые проблемы нашли отражение в работах Сервия Туллия, Сервия Рулла, Цезаря, Марка Порция Катона, Октавиана Августа, Диоклетиана.

В целом, работа древнеримских авторов отличает интерес к вопросам оптимизации хозяйственной деятельности, выполнения ряда работ, интерес к колебанию цен, разделению труда, эффективности работы раба — т.е. проблемы микроэкономики.

Сравнивая работы древнегреческих и древнеримских авторов, можно отметить, что в первом случае исследования отличались теоретико-философским характером, во втором-практико-рациональным.

Деньги как финансовый институт появились на определенной стадии человеческой цивилизации. В качестве эквивалента для обмена у народов мира выступали кожа и меха, скот, слитки металла, продукты сельского хозяйства, рабы, соль, раковины, куски ткани. Постепенно функцию денег стали выполнять разнообразные металлы. Поэтому многие из них (железо, олово, медь, цинк) находились на рынке как в форме товарных денег, так и монет.

Со временем предпочтение было отдано двум видам металла и сплавам из них-золоту и серебру. Но металлические деньги не везде имели безусловное превосходство.

Во II в. до н.э. в Китае появились так называемые «летающие деньги»-бумажные билеты.

Первая попытка ввести их в обращение была предпринята в период царствования императора У-ди (27 августа 156 до н. э. - 29 марта 87 до и. э.) - седьмого императора династии Хань( 140-87 гг. до н.э.). В этот период в Китае постоянные военные походы против монгольских кочевников опустошили имперскую казну, и император принял к хождению денежные средства, изготовленные из неметаллической субстанции. По сути, его идея неметаллических денег говорит о его финансовой гениальности. Одной из причин введения новых денег было то, что постоянная чеканка монет настолько снизила их качество, что происходили резкие колебания номинальной стоимости монет. У-ди потребовал от большинства чеканных дворов выпустить казначейские билеты, стоимость каждого из которых составляла 400 000 медных монет. Билеты изготавливались из шкуры белого оленя - исключительно редкого животного - и имели форму квадрата со специальным рисунком. Но экзотика материала изготовления и его редкость в природе свели на нет данный эксперимент.

В начале IX в. китайца повторили эксперимент. Но теперь деньги делались из переработанных тряпок и костей, т. е. из бумаги. Их прозвали "летающими деньгами" из-за того, что ветер мог легко унести "купюру" прочь, в отличие от привычных связок монет. Эти ранние бумажные деньги были не полноценным средством обмена, а скорее сертификатом, который частные банки выдавали торговцам в обмен на наличные деньги.

Торговцы использовали эти сертификаты в основном при выездной торговле, т. к. они могли быть легко ограблены в дороге. Возвратившись из столицы в провинцию, торговец мог сдать сертификат и получить обратно свои деньги. В 812 году выпуск подобных денег стал прерогативой китайского правительства.

В X веке начали выпускаться китайскими банками полностью конвертируемые банкноты под правительственные гарантии, но их хождение было недолгим. В 1023 году они были изъяты и заменены государственными банковскими билетами. Характерно, что эти деньги имели пометка об определенном сроке хождения(обычно три года). Малый опыт эмиссии денег и безмонетного обращения денежных средств в стране привел к бесконтрольному выпуску банкнот. XII веке разразилась гиперинфляция, вслед за которой появилось фальшивомонетничество. В 1183 году фальшивомонетчик, изготовивший за полгода 2600 своих банкнот, был приговорен к смерти.

Идея бумажных денег постепенно распространялась на запад, в страны с менее развитой экономикой. В Азии (Иране) появились отпечатанные для монголов бумажные деньги в XIII веке, а в Европе- лишь в 1601 году в Швеции.

Еще одним гениальным изобретением в области финансов, увы, оставшимся без конкретного автора, можно считать открытие коммерческих банков. Коммерческие банки, похожие по набору операций и сути действий на современные аналоги, появились в Вавилоне в VII-VI веках до н. э. (банкирский дом Эгиби, дом Иддин-Мардука, Мурашу). Они занимались операциями, связанными с хранением денежных средств, развитием денежного обращения, вкладами, кредитом. Исследователь А.А.Мартиросян пишет: «Выдача денежных и натуральных ссуд, хранение вкладов и торговый кредит становились важнейшей функцией делового дома Эгиби[3]». Некоторые исследователи, в частности, К.М. Смирнов, особо выделяют в банковском бизнесе древности роль депозита: «Депозит являлся основанием банкирского дела древности, исходным пунктом для развития разнообразных операций»[4].

Банкирским домам Вавилона уже были известны такие финансовые явления, как векселя, долговые расписки, залоговые документы. Ссудные договоры, записанные на глиняных дощечках, составлялись довольно просто. Если общественное положение заемщика было высоким, он просто возвращал ссуду (некое количество серебра) с маржей банка примерно составлявшей 20-30 процентов в год. Недостаточно прочно стоящие на ногах в материальном отношении заемщики вынуждены были предоставить под залог собственность (например, дом, участок земли или раба) Такой залог обеспечивал банку доход в случае просрочки ссуды и оставался в его собственности, если кредит не был возвращен. Известно, что неплательщиков было достаточно много: банкиры Вавилона уничтожали дощечку с записью ссуды, при погашении долга. Десятки дошедших до наших дней дощечек говорят о том, что залог заемщиков был оставлен у кредитора-банка.

В древнем Вавилоне, таким образом, сложились великолепные условия для развития банковского дела. Появились целые банкирские династии, например "Эгиби и сыновья" которые нажили колоссальные состояния. Представители банкирской династии имели еврейские корни и, скорее всего, были потомками представителей среднего класса, высланными из Иудеи вавилонским завоевателем Навуходоносором в 587 году до н. э. Их богатства были вполне сопоставимы с аналогами крупных храмов, и даже правителей Вавилона. Вавилонские банкиры не стыдились грабительского процента, разорения вкладчиков и даже мошенничества. В V веке до н. э. семейство Мурашу из города Ниппур брало в залог землю под 40-70 процентов годовых. Даже такой грабительский кредит был востребован земледельцами, т. к. недвижимость в Месопотамии облагалась высокими налогами. Иногда банкиры даже заключали мошеннические сделки с недвижимым имуществом, чтобы по сговору с продажными чиновниками разорять владельцев государственной земли. Банк Мурашу прекратил свое существование в 417 году до н. э. особому решению персидского правительства.

В результате развития банкирских домов Месопотамии, известные банкирские дома региона на рубеже VI-V вв.до н.э. практически контролировали всю торговлю Восточного Средиземноморья. Города, где располагались основные конторы древних банков -Тир и Сидон- стали прообразом современных швейцарских Цюриха и Базеля.

Самой развитой в эпоху Древнего мира можно считать банковскую систему, сложившуюся при династии Птолемеев в Египте. Египет в эту эпоху имел сеть царских банков с тысячами чиновников- бюрократов. Управление банковской системой осуществлялось из главной конторы в столице Александрии. В каждом старинном номе имелись отделения банка; банковские конторы иногда располагались даже совсем в небольших городках. Такая государственная банковская система выполняла три основные функции: помощь в сборе государственных налогов и доходов, прием денежных вкладов от населения и выдача их по требованию и, наконец, обмен валют.

В античную эпоху Римская империя, завоевав Египет по второй половине I века до н.э. взяла под контроль банковское дело. После крушения великого Рима банки как особый экономический феномен исчезли как в Египте, так и в Европе. Их функции перешли в руки отдельных специалистов-менял или в руки Церкви.

Финансы и финансовый гений более отчетливо стал проявляться в античную эпоху. Большой вклад в развитие финансов и финансовой мысли внесла Древняя Греция, где сложилась особая форма государственного управления с развитой финансовой системой. Налоговая система имела в своей основе имущественный подход;но, тем не менее, обязанность платить налог не давила на граждан государства, а была, скорее, предметом гордости гражданина. В Афинах гражданин мог вполне отказаться от уплаты налога. Граждане и лица, не имеющие статуса афинского гражданина (метойки и освобожденные) платили прямой налог и ряд косвенных ( таможенные 2 %-ные сборы, рыночные, с продаж; особый налог эйсфора, торговый налог эйкоста, которым облагались все товары, перемещавшиеся в рамках Афинского союза (по 5 %) и вывозимые через Босфор (по 10 %).Большее значение для граждан имели также прямые натуральные обязанности Общий контроль за финансами осуществлял особый чиновник-булэ, назначавший для этого 10 специальных магистратов, которые контролировали государственные расходы. Государственная казна Афин имела порядка десяти сокровищниц, которые поочередно могли быть использованы для расходов. особая сокровищница богини Афины использовалась только на основании особого закона.

Древнегреческий гений быстро завоевал мир. Великий греческий завоеватель, Александр Македонский, в IV в. до н.э. распространил греческий финансовый опыт и греческую монету-серебряную драхму по всему миру.

Александр Македонский

Эти финансовые меры способствовали объединению государства и упрочению экономических, политических и культурных связей между отдельными частями обширной империи Александра Великого.

В этом отношении Александр проявил себя как финансовый гений; греческая монетная система, введенная Александром, просуществовала на Востоке несколько сотен лет.

Римская монетная система развивалась не столь успешно; долгое время эквивалентом обмена у древних римлян был скот. Даже слово "деньга" (pecunia) произошло от латинского "pecus" - "скот". Но постепенно металл- медь и бронза в слитках, которые измерялись по весу, заменил скот. Постепенно монетная система развивалась, при Сервии Туллии появились знаки на весовых деньгах. Стоимость монет определялась весом и качеством металла. Впоследствии чеканка монет производилась под строгим государственным контролем; монеты имели разную легенду. В Римском государстве обращалось огромное количество монет разных валютных систем; попытки унификации монетного обращения были обречены на провал.

Римское государство часто сталкивалось с проблемой фальшивок. Уже в IV в. до н.э. фальшивые монеты изготовлялись путем формирования многослойной монеты, где верх и низ были из благородного металла (золота или серебра), а «начинка»-из олова, меди или свинца. Именно такой подход к изготовлению фальшивок переняла Русь. При царе Иване IV русским фальшивомонетчикам вливали в глотку расплавленный металл, из которого была изготовлена «начинка» фальшивой монеты (обычно-свинец). Но иногда само Римское государство в трудные времена шло на понижение содержания благородного металла в монете или уменьшение размера монеты, выступая в роди своеобразного единого фальшивомонетчика.

Монетное хозяйство древнего мира имело свои приоритеты. Несмотря на массовое распространение монет из серебра и меди, приоритет был у золота и монет, изготовленных из него. Особые качества золота- легкоплавкость и легкость обработки, отсутствие окисления, красивый вид, редкость- делали его лучшим эквивалентом. В древнем Египте составлялись особые карты, где отмечались все точки, так или иначе связанные с добычей золота. Исключительным правом добывать золото владел фараон. Но первые монеты из золота были изготовлены лидийскими купцами около 700 г. до н.э. Древние инки считали золото слезами богов. А древнегреческом эпосе, в «Илиаде» и «Одиссее» поэт Гомер сравнивает золото с бессмертием богов. Магия золота была столь велика, что популярность и власть талантливых и умелых политиков, торговцев, мастеров и даже деятелей культуры стали обосновывать обладанием ими большим количеством золота. Так возникли легенды о царе Соломоне с его копями, царе Мидасе и других.

Легендарный царь Мидас получил от бога Диониса обращать в золото все, к чему прикоснется. Согласно легенде, он жестоко поплатился за свой дар. Исторически достоверная персона- царь Мидас- правил в VII в. до н. э. (необходимо заметить, что Мидас— это имя многих фригийских царей). Он прославился своим богатством, но не финансовыми операциями. Финансовую же гениальность проявила его жена- Демодика из Кимы, дочь царя Агамемнона. Она первой стала чеканить монеты.

Более реальное историческое лицо, обладавшее, несомненно, финансовым талантом- царь Соломон. Соломон, Шелом (евр. «мирный», «благодатный»), третий царь Израильско-Иудейского государства (ок. 965-928 до н. э.), изображённый в ветхозаветных книгах величайшим мудрецом всех времён; герой многих легенд. В религиозных текстах указывается на факты огромного богатства Соломона (его отец дал ему на строительство Храма Богу сумму, эквивалентную 10 000 золотых талантов и сверх этого в десять раз больше серебра; в современном эквиваленте-около четырех млрд.долл.). Во время правления царя Соломона Иудея процветала, царил мир, развивалась финансовая система.

Конкретный исторический персонаж, которого мы можем с полным основанием назвать финансовым гением- Гай Рабирий Постум. Римский банкир Гай Рабирий Постум , усыновленный сын поэта Раби- рия, занимался денежными спекуляциями с огромным размахом. Благодаря своему финансовому таланту он имел такое состояние, что стал кредитором царей. Владыка Египта, Птолемей Авлет, был его должником. Когда Птолемей Авлет был изгнан из страны, Рабирий помог вернуть ему трон. Авлет был вынужден сделать Рабирия дийокетом, то есть главой всей финансовой администрации царства (аналог казначея). Рабирий охотно согласился, т. к. этот пост давал ему возможность безнаказанно грабить бедных египтян. Ради выгоды он согласился на понижение собственного статуса: ему пришлось обменять римскую тогу на гиматий греческого чиновника, потерпев позор в глазах соотечественников. Рабирий занимался столь откровенным мошенничеством и грабежом финансов страны, что Птолемей вынужден был его арестовать. Восстал и народ Египта;Рабирий был вынужден бежать из Александрии, в Рим, но лишь после того, как значительно обогатился и поместил нажитое в надёжное место за морем. В Риме он был отдан под суд, с обвинением в в соучастии в незаконных деяниях проконсула Га- биния, который допустил превышения проконсульской власти. Рабирия защищал знаменитый оратор Цицерон, и его речь сохранилась до наших дней. Вынесенный Рабирию приговор, увы, остался неизвестным современным исследователям.

  • [1] Железнов В.Я. Экономическое мировоззрение древних греков. Москва, 2012.-С.ЗЗ.
  • [2] Яруллин Р.Р. История финансовой мысли. 4.1. Формирование финансовой мыслидревнего Востока.-М., Финансы и статистика, 2014-с. 109.
  • [3] Мартиросян А.А.Деловой дом Эгиби. Ереван, 1989.-С.68.
  • [4] Смирнов К.М.Банки и банкирский депозит в Риме.Одеесса, 1909.-С.1.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >