Контрольный текст экскурсии

МУРОМ ПРАВОСЛАВНЫЙ

Тип экскурсии: обзорная, городская.

Цели экскурсии: познакомить экскурсантов с православной историей города Мурома, традициями древнерусского православного искусства.

Задачи экскурсии: показать основные православные святыни Мурома, рассказать об их истории, дать ценностное представление о памятниках древнерусского искусства, раскрыть особенности расположения памятников, их индивидуальность и уникальность.

Введение

Муромская земля хранит богатейшее наследие прошлого. Древнейший город России — Муром — является средоточием красоты и гармонии. На тихих провинциальных улицах возвышаются величественные православные храмы и монастыри. Высокий левый берег возносит их над окружающим пространством. Чудесная река Ока, с давних времен ограждающая и защищающая город от недоброжелателей, до сих пор носит красноречивое название «Пояс Богородицы».

История Мурома стародавняя. За многие века страницы ее пополнились значимыми событиями. Исторические факты, достоверные и точные, соединились с интересными преданиями, удивительными легендами. С Муромом связаны многие яркие образы. Один из них — богатырь Илья Муромец из села Карачарово, воспетый в былинах.

История Мурома немыслима без православия. После принятия христианства город поистине становится одной из православных святынь. За многие столетия намоленные места славятся своими чудесами, силой и благодатью. И слава эта распространилась по всей России.

По страницам православной истории Мурома

Сложилось так, что Муром (наряду с Ростовом) среди других городов Руси одним из последних принял христианство. Здесь были сильны древние языческие традиции и верования. Это не случайно. Ведь племена муром обосновались на этих землях с давних времен. Они построили городище, которое уже тогда стало центром торговли, сообщения с другими поселениями. Мурома вели активную деятельность в разнообразных областях — ремесленничество, земледелие, рыболовство и проч. По мере развития коммуникативных связей, присоединения территорий, Переселений в земли, где жили племена муром, стали проникать другие племена, в частности славянские. Со слиянием славянских и муромских племен непосредственно связано распространение христианства. Принятие православной веры происходило постепенно, лишь на рубеже XI—XII вв. христианство утверждается в Муроме. По преданиям, это значимое событие произошло благодаря русскому князю Константину. Язычники не смогли противостоять могущественному князю, который своим красноречием и глубокой верой убедил их принять православие. Крещение народа происходило в водах реки Оки, на одном из холмистых берегов которой тогда заложили и Благовещенскую церковь. С этого времени начинается возведение значительных религиозных построек. В городе интенсивно развивается зодчество, появляются шедевры православного искусства.

Эпоха Средневековья оставила трагический след в истории Мурома. Беды и несчастья на город обрушились вместе с татаро-монгольским нашествием. Муромцам, гонимым врагами, пожарами и разрухой, неоднократно приходилось оставлять свои дома. Но святые заступники хранили город, спустя годы он снова оживал, вырастал из руин, заполнялся новыми постройками. Постепенно Муром стал более укрепленным. От врагов его защищали сильные воины и стены кремля. На рубеже XIV—XV вв. Муром вошел в состав Московского княжества.

Времена, когда на Руси царствовал Иван Грозный, оказались знаменательными для Мурома. Именно в этот период царь совершил поход на Казань. Одним из главных пунктов, откуда отправлялись русские войска, был именно Муром. Иваном Грозным было обещано достославному городу заложить новый собор в честь великого завоевания. С той поры стали строиться в Муроме храмы и монастыри. Но народ муромский еще не раз терпел нападения иноземцев, еще не раз выступали мощные дружины в походы на врага.

Развитие ремесел и торговли не могло не отразиться и на обустройстве церквей и монастырей в городе. Не зря Муром именуют иногда «купеческий». В нем проживало много купцов, которые вели и передавали свои дела из поколения в поколение. Благодаря их содействию в Муроме появлялись новые храмы, восстанавливалось и обогащалось внутреннее убранство церквей.

Для Мурома и его православного наследия начало XX в. было драматичным. Соборы и монастыри упразднялись, церковное имущество зачастую использовалось в утилитарном значении. Некоторые церкви были и вовсе разрушены до основания. Возрождение началось лишь в конце XX в. Несмотря ни на что, святыни Мурома продолжают хранить землю русскую, исцелять больных, дарить благодать верующим. В современном Муроме находятся четыре величественных действующих монастыря. Храмы Мурома открыты для прихожан. Муром православный XXI в. рад своим гостям.

Основные объекты экскурсии

Объект № 1. Благовещенский мужской монастырь

Адрес:!. Муром, ул. Красноармейская, 16.

Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении нескольких столетий. История его своими корнями уходит в XII в. В то время князь Константин возвел на этом месте деревянную церковь. Ее название позже перешло монастырю, который в свою очередь был основан по указу Ивана Грозного (в честь взятия Казани). С тех пор ансамбль монастыря многократно претерпевал разнообразные изменения. В настоящее время на его территории находятся следующие строения:

  • 0 Благовещенский собор (заложен в 1553 г., перестраивался в 1664 г.);
  • 0 придел Иоанна Богослова (пристроен в 1652 г. благодаря знатному муромскому купцу Тарасию Борисову);
  • 0 шатровая колокольня (время постройки — конец XVII в., также сооружена на средства Тарасия Борисова);
  • 0 Стефановская церковь (каменная постройка сменила деревянную в 1655 г.);
  • 0 каменное ограждение территории (1812).

Внешний вид монастыря удивительно торжествен и светел. Яркие главки цвета неба вместе с белоснежными стенами собора, монастырских стен задают праздничный тон. В этой православной обители дышится особенно легко.

Внутреннее убранство также восхитительно. Чудесные росписи, церковная утварь и иконостас и, конечно, иконы. Одна из главных святынь — чудотворная икона Иверской Божией Матери. Она является списком с московской иконы Иверской Божией Матери, которая в 1812 г. во время Отечественной войны с французами наряду с иконой Владимирской Богоматери были привезены в Муром из Москвы на сохранение.

История Благовещенского монастыря хранит легендарное предание и об иконе Муромской Богоматери, с помощью лучезарного сияния которой князь Константин убедил язычников принять новую веру.

Мощи князя Константина, а также членов его семьи (сыновей Михаила и Федора) хранятся здесь с давних времен. Изначально они покоились у стен деревянной церкви, но при Иване Грозном их перенесли в собор. В XX в. им суждено было несколько десятилетий находиться в музее. Сегодня верующие могут прикоснуться к святым мощам.

Почитаемы также икона Ильи Муромца, которая находится в соборе (с частицей святых мощей), икона Николая Чудотворца и мощи муромского епископа Василия, могила иеромонаха Аполлония. Все эти святыни славятся чудесами — исцелением недугов, помощью в бедах и несчастьях.

В стенах Благовещенского монастыря бывал настоятель архимандрит Алексий. В XX в. его образ находит отражение в поэме «Андрей Полиса- дов» (1979), которую сотворил его правнук — Андрей Вознесенский.

В настоящее время монастырь действует.

О б ъ е кт № 2. Свято- Троицкий женский монастырь

Адрес: г. Муром, пл. Крестьянина, ЗА

Со времен, когда на Муромской земле стала распространяться православная вера, сохранилось предание об одной из первых построенных здесь церквей (на Старом Вышнем Городище). Она именовалась в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Многие годы стояла деревянная церковь, а позднее сменила ее другая — Троицкая, где остался придел Бориса и Глеба. История Троицкого храма (изначально деревянного, а позднее каменного) связана с именем Тарасия Борисова. Муромский купец, у которого спорились дела и процветала торговля, великодушный человек, заботился не только о своих нуждах, но и о благосостоянии родного города. Многие постройки Мурома хранят память о нем. В Троицком соборе, который является одним из первооснов монастыря, сохранился закладной камень с упоминанием благодетеля Тарасия Борисова.

Датой основания женского монастыря считается 1643 г., когда началось строительство. На протяжении почти трех столетий формировался архитектурный ансамбль. Процветанию монастыря не помешали и пожары, которые несколько раз вспыхивали в Муроме. После Тарасия Борисова обустройству этих святых мест способствовали и другие муромцы. Среди них муромский городской голова Алексей Васильевич Ермаков и его жена Мария Ефимовна Ермакова.

В XX в. монастырь был закрыт, некоторые постройки разрушены, а другие использовались по утилитарному назначению. Возрождение обители относится к последнему десятилетию XX в.

Архитектура монастыря вдохновенна. Во всей полноте здесь представлено так называемое русское барокко, гармонично соединенное с местными традициями зодчества. Искусные украшения храмов - кокошники, рельефы, изразцы и многое другое — требуют пристального рассмотрения. Изгибы, причудливые узоры и образы восхищают, хочется бесконечно всматриваться в эту красоту. Белый цвет придает всему лучезарное сияние. Пространство монастыря очень уютно, здесь все дышит покоем. Но посетить на территории древней обители можно только то, что доступно для мирян. Ведь монастырь действующий, и в нем течет монашеская жизнь.

Архитектурный ансамбль монастыря включает:

О Троицкий собор с серыми маковками (Троицы Живоначальной) (1642), в нем престол Святой Троицы и приделы: северный — св. Петра и Февро- нии, южный — св. праведных жен Анны, Тавифы и Ульянии Лазаревской;

О надвратную церковь Казанской иконы Божией Матери (1648);

О колокольню (1652);

О деревянную церковь преподобного Сергия Радонежского (построена в 1715 г. в одном из муромских сел, перенесена и включена в монастырский ансамбль в 1975 г.);

О каменное ограждение с башнями (с 1807 г.);

О часовню (изначальная постройка относится к 1865 г. (не сохранилась), новая деревянная — с 2006 г.) и святой источник;

  • 0 настоятельский корпус;
  • 0 монастырский фонтан.

Паломники и богомольцы стремятся посетить святыни монастыря. Это рака с мощами святых Петра и Февронии. Их считают покровителями семейного счастья, любви, верующие обращаются к ним с мольбами о благополучии семьи, о близких и родных людях, просят о встрече с возлюбленными, о счастливом браке. Здесь же находится их икона. Сказание о них передано в одном из уникальнейших произведений древнерусской житийной литературы «Повести о Петре и Февронии Муромских». Петр и Феврония канонизированы в 1547 г. Мощи в Троицком соборе находятся с 1992 г. В России празднуют день этих двух святых 8 июля.

Еще одна святыня — чудотворный Виленский крест, о котором рассказывает легендарная «Повесть о Виленском кресте», созданная Тарасием Борисовым.

Одна из старинных традиций, которой славился Свято-Троицкий монастырь, — это золотошвейное искусство. В современное убранство храма включены образцы этого творчества.

Объект №3. Спасо-Преображенский мужской монастырь

Адрес: г. Муром, ул. Лакина, 1

Для характеристики Спасо-Преображенского монастыря подойдут два противоположных эпитета. Первый из них — «древнейший». Действительно, Спасская обитель — древнейший памятник не только Муромских земель, но и всей православной Руси. Основателем монастыря считается князь Глеб, который получил право на княжение в Муроме от киевского князя Владимира, своего отца. Нелегко пришлось князю на новом месте, так как в это время город населяло племя мурома. Они были язычниками, и им казалась чуждой православная вера, с которой пришел князь Глеб. Попытка крестить народ мурома ему не удалась. Но он заложил православную обитель на высоком берегу Оки, поодаль от городища. С тех времен (X—XI вв.) монументальный монастырь, отличавшийся строгостью и величием, начал разрастаться. Князь Глеб и его брат Борис в 1072 г. были причислены к лику святых (считаются первыми русскими святыми — страстотерпцы, заступники и целители).

Другой эпитет, пригодный для характеристики монастыря, — «современный». Монастырь за свою многовековую жизнь претерпел многое. На протяжении почти всего XX в. он принадлежал военным. В связи с этим были неизбежны утраты некоторых строений и деталей архитектурного ансамбля, а также изменения внутреннего убранства. Но на рубеже XX—XXI вв. монастырь возродился. Современный облик обители потрясает любого. Грандиозные древние постройки отреставрированы, обустроенная территория монастыря дополнилась современными памятниками. Спасо-Преображенский монастырь — это необыкновенное место, посещение которого оставляет неизгладимое впечатление. Территории его очень просторны. Радуется здесь сердце, а душа просветляется, ликует.

Многие строения, составляющие архитектурный ансамбль монастыря, уникальны:

О Спасо-Преображенский собор (основан во второй половине XVI в. по указу Ивана Грозного) — лаконичный, монументальный (его стены не раз служили защитой муромцам при нападении врагов), четырехстолпный, трехапсидный, пятиглавый (шлемовидные темные купола с ажурными золотыми крестами). Облик храма в настоящее время практически полностью соответствует первоначальному, благодаря чему его можно считать уникальным памятником;

О Покровская церковь (Покрова Пресвятой Богородицы), возведенная в 1691 г., — двухэтажная, с пристроенной колокольней (1757), а также трапезной. Первый этаж церкви использовался в хозяйственных целях. Строения восстановлены в конце XX в.;

О Николо-Ильинская часовня (1889) — в башне монастырской стены;

О Кирилловская церковь (церковь Кирилла Белозерского) — первое упоминание относится к XVII в., но потом была упразднена. О новом строительстве появляются свидетельства в XIX в. В настоящее время восстановлена однокупольная надвратная церковь в духе классицизма. Освящена в 2005 г., находится в западной части монастыря;

  • 0 Васильевская церковь (1996) — домовая, располагается в корпусе настоятеля (построенном в 1687 г., это уникальный образец архитектуры XVII в.);
  • 0 церковь Сергия Радонежского (2005) — надвратная, одноглавая, находится в восточной части монастыря;
  • 0 Братский корпус (XIX в.) с домовой церковью Херсонесских Священно- мучеников (1911). Здесь в настоящее время размещается Муромское православное духовное училище им. патриарха Пимена (с 2003 г.);
  • 0 часовня Ксении Петербуржской (2006);
  • 0 часовня Георгия Победоносца (основана в 1997 г., освящена в 2002 г.).

Икона Божией Матери « Скоропослушница» — одна из главных святынь монастыря. Чудотворную икону привезли в 1879 г. со святой горы Афон. С тех пор она является покровительницей монастыря, способствует его процветанию. Считается, что она помогает в болезнях, бедах и прошениях.

Спасо-Преображенский монастырь славится своей пекарней, где выпекают вкусный и благословенный хлеб. Отведать его непременно стремятся и гости Мурома.

Объект № 4. Николо-Набережная церковь

Адрес: г. Муром, ул. Плеханова, 27А

В городе Муроме есть еще одна удивительная церковь. Ее сложно не заметить, прогуливаясь по набережной Оки, из-за ярко-желтого фасада и золотых куполов. Летом колоритный наряд церкви подчеркивает окружающая природа — зелень деревьев и трав, голубые воды Оки, прозрачный воздух муромских далей. Живописное место было выбрано для постройки в 1700 г. Строительство шло более 15 лет. Торжественное освящение храма состоялось в 1717 г. Изначально церковь Николая Чудотворца красовалась одна на берегу Оки. Но спустя некоторое время появились трапезная и колокольня. Архитектурный стиль церкви — барокко с элементами европейского стиля. В целом внешний облик церкви создан простыми гармоничными формами и многочисленными изысканными деталями — колоннами, декоративными арками, кокошниками, наличниками и т.д.

Внутреннее убранство церкви чудесно, впечатляют прекрасные росписи и церковная утварь.

Церковные ценности и святыни:

О мощи праведной Иулиании Муромской (Лазаревской) — при жизни славилась благодеяниями. Верующие часто обращаются к ней с молитвами о здоровье близких, благополучии семьи;

О икона Николая Чудотворца (хранится в музее) — покровителя торгового дела, путешественников. Икона является одним из ярких образцов древнерусского искуства;

О иконостас — создан в годы строительства церкви, выделялся изысканной резьбой и позолотой; полностью не сохранился;

О двенадцать сивилл — вставные иконы иконостаса (дерево, темпера, хранятся в музее) работы А. Казанцева (1715) (сивиллы — пророчицы);

Церковь также часто именуется «церковь Николая Чудотворца Мокрого». Это связано отчасти с местом ее расположения — близ реки, где жили рыбаки и процветала рыбная торговля.

Недалеко от храма находится целебный Никольский родник.

Объект №5. Церковь Космы и Дамиана

Адрес: г. Муром, ул. Набережная

Знаменательный для Руси Казанский поход вызвал у Ивана Грозного желание увидеть на Муромской земле в честь этого события новые православные храмы, в частности в то время заложена церковь Космы и Дамиана. До сих пор бытует предание, что место для церкви выбрано не случайно, а по воле царя. Иван Грозный повелел устроить новый храм там, где перед походом на Казань был раскинут его шатер. И возвысился прекрасный храм на берегу Оки (1564—1565). Для храма был избран особенный архитектурный тип — шатровый (для того чтобы представить шатровую церковь, достаточно вспомнить известнейшие образцы — храм Василия Блаженного в Москве, собор Петра и Павла в Петергофе, колокольня Ан- типиевской церкви в Суздале и др.). Поэтому для его возведения были присланы лучшие зодчие Руси. Шатер стал уникальным украшением не только церкви, но и всего города. Конструкция его была достаточно сложной; формообразующая основа шатра — многогранник. Шатер был довольно высок — около 10 м. Сверху фасад украшался кокошниками.

Но изысканное творение зодчих не смогло устоять под напором времени. В 1868 г. шатер обрушился. Тогда святыни и церковную утварь перенесли в Смоленскую церковь (построена в 1804 г.; ныне Новая Космо- дамианская). А храм Космы и Дамиана более трех десятилетий пребывал в полном запустении и продолжал разрушаться. Лишь в 1901 г. его увенчала скромная крыша, заменившая былой грандиозный шатер. Попытки реконструкции на протяжении многих лет так и не реализовались. Луч надежды на восстановительные работы забрезжил только в 2009 г.

Несмотря на утраченную красоту, церковь никогда не забывают посещать гости города. Ведь она до сих пор хранит историю прошлых лет, в ней чувствуется особый колорит той эпохи, когда на Руси царствовал Иван Грозный, работали великие мастера. И, конечно, привлекает святость места, сохранившаяся здесь особая атмосфера.

Дополнительная информация

Другие православные постройки Мурома

  • 1. Воскресенский женский монастырь. Адрес: г. Муром, пер. Июльский, 1 А. Основные строения появились в XVI—XVII вв. Статус — действующий. Архитектурный ансамбль: Воскресенский собор, Введенская церковь.
  • 2. Вознесенская церковь. Адрес: г. Муром, ул. Московская, 15А. Каменный храм построен в 1729 г. Ранее стоявшая деревянная церковь — в ХЛЛ в. Восстановлена, действует.
  • 3. Смоленская церковь (Новая Космодамианская). Адрес: г. Муром, ул. Мечникова, 1. Каменный храм возведен в 1804 г. на средства муромских купцов. Восстановлена, действует.
  • 4. Сретенская церковь. Адрес: г. Муром, ул. К. Маркса, 55. Деревянная церковь известна с ХЛЛ в., каменная построена в 1795 г. на средства купца Зворыкина. Славилась Сретенским крестом (ныне находится в музее). Восстановлена, действует.
  • 5. Успенская церковь. Адрес: г. Муром, ул. Красноармейская, 41А. Деревянный храм с XVI в., каменный возведен на средства купца Д. Лихонина в 1790 г. Отреставрирована, действует.
  • 6. Церковь Ильи Муромца. Адрес: г. Муром, городское кладбище (Вербов- ское). Основана в 1996 г. Действует.
  • 7. Крестовоздвиженская церковь. Адрес: г. Муром, ул. Экземплярского. Храм XVI в. был разрушен в 1930-е гг., восстановлен в 2009 г. Действует.
  • 8. Троицкая церковь. Адрес: г. Муром (б.с. Карачарово), ул. Кирова. Начало строительства — 1811 г. Памятник регионального значения. Восстанавливается.
  • 9. Церковь Гурия, Симона и Авива. Ад р е с: г. Муром (б.с. Карачарово), ул. Кирова. Построена в 1845 г. Главная святыня — икона Ильи Муромца с частицей мощей. Действует.

Некоторые утраченные храмы

  • 1. Церковь Рождества Христова (Христорождественская). Построена в XVIII в., разобрана вместе с колокольней в 1930-гг. Находилась в Гостином дворе (ныне площадь 1110-летия Мурома).
  • 2. Церковь Георгия Победоносца. Деревянный храм сменил в 1651 г. каменный (на средства купца С. Лопатина). Утрачена в 1930-е гг. Находилась в Кожевниках.
  • 3. Церковь Николая Чудотворца Зарядного. Постройка XVII в. снесена в 1930-е гг. Находился на торговой площади города (ныне площадь 1100-летая Мурома).
  • 4. Николо-Можайская церковь. Основана по указу Ивана Грозного в XVI в. Снесена в 1930-е гг. В настоящее время — пересечение улиц Первомайской и Комсомольской.

Муромский историко-художественный музей

Музей известен своими уникальными фондами. Многие экспонаты, которых насчитывается свыше 60 тыс., являются исключительными в своем роде и представляют большую ценность для культурного наследия России. В разнообразных коллекциях музея представлены и археологические находки, и образцы древнерусского искусства, и предметы городского быта. Особенно ценна древнерусская коллекция, в состав которой входят чудотворные иконы, почитаемые с древнейших времен, восхитительная церковная утварь, старинные книги и др.

С момента основания (начало XX в.) и по сей день в музее ведется активная научная, просветительская деятельность.

Адрес музея: г. Муром, ул. Первомайская, 4.

Адрес художественной галереи: г. Муром, ул. Первомайская, 6.

Адрес выставочного центра: г. Муром, ул. Московская, 13.

Заключение

Муром православный сегодня — это продолжение древнейших традиций, возможность прикоснуться к прошлому и привнести в современную суетную жизнь частичку совершенного, вечного и нетленного.

Этот небольшой город, где собраны многочисленные святыни, сохранились шедевры православной архитектуры, оставляет в сердце каждого свой след. Для одних он будет глубоким, памятным, для других впечатления могут оказаться легкими и яркими. Несомненно одно: посещение земли Муромской, знакомство с ее наследием никого не оставят равнодушным.

Созерцая красоты муромских далей, величественные строения, вглядываясь в святые иконы, невольно открываешь для себя иной мир. Этот мир полон самых разнообразных чувств — светлой печали, надежды, радости и ликования. А ум, сознание вопрошает о тайнах бытия, тех сложных вопросах, о которых забываешь в суете повседневной жизни. Это глубинные вопросы о Боге, Высших Силах, добре и зле, жизни и смерти, любви и надежде. Возможно, что для кого-то Муром православный приоткроет завесу тайны и поможет найти ответы и на волнующие душу вопросы.

С высокого берега Оки всегда приветливо сияют купола православных церквей древнего города.

Источники

Литература

  • 1. Беспалов Н. Муром. Памятники архитектуры и искусства: альбом. М.: Советская Россия, 1990.
  • 2. Былины. Древнерусские повести ; сост. С. Куликова. СПб.: Паритет, 2007.
  • 3. Глушкова В. Земля Владимирская. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры. М.: Вече, 2010.
  • 4. Гордеева Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. М.: У Никитинских ворот, 2008.
  • 5. Горская А. Муром. Путеводитель. М.: Гранд-Холдинг, 2008.
  • 6. История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века: учеб, пособие. Муром, 2001.
  • 7. Купряшина Г. Муромский музей : путеводитель. М. : Северный паломник, 2003.
  • 8. Сухова О., НерсесянЛ. Иконы Мурома. Древнерусская живопись в музеях России. М.: Северный паломник, 2006.
  • 9. Чернышев В. Муром : краткий путеводитель. Муром, 2004.

Электронные ресурсы

  • 1. www.muromru.ru — сайт, посвященный городу Мурому. Разделы «Архитектура», «История».
  • 2. www.museum.murom.ru — официальный сайт Муромского историко-художественного музея.
  • 3. www.promurom.ru — справочный Интернет-портал Мурома. Раздел «О городе».
  • 4. www.sobory.ru — народный каталог православной культуры. Раздел «География Епархии» — Владимирская область, Муромский район.
  • 5. www.svyto.ru — сайт Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >