Телесная психотерапия Вильгельма Райха

Вильгельм Райх (1897—1957) — великая и трагическая фигура, официально является родоначальником психотерапевтического направления, называемого телесноориентированная психотерапия, однако правильней его рассматривать как психоаналитика, добавившего к психоаналитическому направлению характерологический (телесный) психоанализ и физические упражнения, интенсифицирующие катарсис и инсайт.

Более того, телесноориентированную психотерапию Райха можно правильно понять и оценить, только если помнить о том, что Райх был серьезным психоаналитиком в отличие от современных массовиков-затейников, называющих райхианской терапией набор забавных упражнений с перерывами на сентиментальные беседы со слезами взаимопонимания. Наверное, это тоже кому-то нужно, но при чем тут великий психоаналитик Вильгельм Райх?

Начнем с биографических подробностей и личностных особенностей Вильгельма Райха.

Родился он 24 марта 1897 г. в Галиции (тогда она относилась к Австрии), в семье онемеченного еврея, который при этом был еще и ярым нацистом. Такой симбиоз неизбежно связан с тяжелым, противоречивым и конфликтным характером, что, безусловно, сказалось на характере и судьбе Вильгельма.

Нацизм, надо сказать, своими корнями в Германии присутствовал давно, а не только при Гитлере. Как мы помним, деда Юнга даже арестовали на тринадцать месяцев и выслали потом в Швейцарию за националистические взгляды.

Отец Райха был явным поклонником нацизма и всем детям запрещал дома разговаривать на еврейском языке. А мать была миловидной, мягкой, слабохарактерной. Видимо, истосковавшись по любви при таком муже, она впала в грех: у нее была связь с домашним учителем. И четырнадцатилетний Вильгельм Райх (как он объясняет, «воспитанный в отцовских традициях на чувстве долга») поставил об этом в известность отца, в результате чего его мать покончила с собой.

Возможно, именно эта травма и комплекс вины очень сильно беспокоили его до конца жизни и наложили существенный отпечаток на его учение о сексуальном освобождении общества от предрассудков, из-за которых распалась вся его семья.

Отец Райха умер через три года после этой трагедии от туберкулеза. Вскоре и старший брат тоже умер от туберкулеза.

Вильгельм в 17 лет остается совершенно один и идет в армию, видимо, следуя в какой-то мере заветам отца о том, что мужчина должен воевать, служить. Он принимает участие в военных действиях в Италии в Первой мировой войне. Но в 1918 г. он уходит учиться на медицинский факультет Венского института, и через год становится членом Психоаналитической ассоциации.

Он очень заинтересовался вошедшим тогда в моду психоанализом, причем именно с практической точки зрения, так как работал в военном госпитале с последствиями черепно-мозговых травм.

Во многих случаях обнаруженные невротические нарушения оказывались не столько последствиями черепно-мозговой травмы, сколько вытесненными ранними детскими психотравмирующими воспоминаниями, «разбуженными» этими травмами. Традиционная медицина этими вопросами не интересовалась, а вот психоанализ давал надежду.

В отличие от многих критиков Фрейда Райх разделял его мнение о том, что причиной невроза часто является детская сексуальная травма, вытесненная из сознания и якобы забытая.

Наряду с увлеченностью психоанализом Райх примерно в это же время заинтересовался марксизмом. Он считал, что марксизм и психоанализ очень близки, потому что марксизм показывает, как буржуазное общество экономически калечит человека своими стяжательскими принципами, своим потребительским подходом, а психоанализ показывает, как буржуазная мораль калечит психику человека, загоняя в рамки буржуазной и, как он считал, ханжеской морали.

Таким образом, начиная с Адлера Райх, Фромм, Салливан, Хорни добавляют к психоанализу социалистические аспекты, считая, что большинство проблем невротизма происходят от причин социального неравенства и моральных запретов буржуазного общества, от подавления человеческой свободы.

Райх вместе с Хорни и Саливаном начинает читать лекции по темам сексуального просвещения и половой безопасности на территории всей Германии, выступая на заводах и в рабочих кварталах, открывает различные бесплатные клиники для рабочих.

Этими действиями он доносит до людских масс мысли о важности (особенно среди простых людей, у которых нет возможности читать какие-то интеллектуальные книги) посещения консультаций, полового воспитания по всем вопросам сексуальной гигиены и половой культуры.

Он отстаивал идею о том, чтобы все малообеспеченные мужчины и особенно женщины обеспечивались бесплатными контрацептивами (он даже предлагал выдавать их рабочим вместе с зарплатой). Он требовал отменить все запреты на аборты: хочешь — рожай, не хочешь — не рожай; отменить фетиш законного брака, не отвергая его, но допуская более свободные и, как он считал, более честные взаимоотношения.

Надо сказать, что здесь он несколько перестарался, не учитывая прочность наших предрассудков и инертность традиционного мышления, поэтому от него отмежевались и психоаналитики, и члены компартии, которые не разделяли его взглядов на сексуальную свободу, а в это время и так подвергались нападкам и не хотели давать своим противникам повод для дополнительных обвинений в «пропаганде сексуальной распущенности».

Они были дипломатичны, а Райх бескомпромиссен, он всегда шел до конца, будучи очень эмоциональным, вспыльчивым, и это всегда заканчивалось разрывом как с коллегами, так и с женщинами.

Это был типичный «сапожник без сапог» — обаятельный, обожаемый пациентами и вспыльчивый, неуживчивый вне работы. Все свои в общем-то правильные и прогрессивные идеи он пропагандирует в слишком революционной и бескомпромиссной форме и тут же, несмотря на сопротивление властей, старается внедрять их в обществе в виде конкретных мероприятий по сексуальному просвещению населения. Открывает по всей

Германии бесплатные консультационные центры в рабочих районах и при фабриках. И все это без согласования с муниципальной, медицинской и церковной бюрократией.

В результате его в один год изгоняют из Психоаналитического общества и в этот же год исключают из компартии. Одновременно ему запрещают читать лекции, потому что он не собирается свертывать свои программы, а продолжает придерживаться своей теории необходимости не только социальной, но и сексуальной революции.

При этом он не проповедовал никакого разврата, он просто считал, как Лао Цзы: «Дайте человеку свободу, он сам с ней разберется».

Он был уверен, что сожительство в законном браке с нелюбимыми супругами из-за материальной зависимости это та же проституция, а секс как «выполнение супружеского долга» куда более аморален, чем близость при внебрачной любви.

И если исходить из положения о Фрейде, что именно сексуальная неудовлетворенность (а это не только воздержание, но и сожительство с нелюбимыми) порождает неврозы, то сексуальная свобода является важным условием снижения количества нервно-психических и психосоматических отклонений в современном обществе.

Повторяю, что под сексуальной свободой Райх понимал не распущенность, а напротив, честную близость только по любви, а не «выполнение супружеских обязанностей» из-за материальной зависимости и соблюдения буржуазной морали.

Он был красивым, обаятельным человеком с потрясающими карими глазами и сильными теплыми руками, которыми он помогал разгонять мышечные зажимы специальным массажем. Пациенты обожали его. Естественно, он пользовался большим успехом у женщин, но слишком прямолинейный и вспыльчивый характер брал свое, и все его браки были конфликтными и недолгими.

Сначала он был женат на немке. Через некоторое время в Германии начинает свое победное шествие фашизм. Райх предпочитает уехать, а жена, разделяя национал-социалистические убеждения и, видимо, уже пережив период пылкой любви, остается в Германии.

Приехав в Данию, Райх знакомится со своей второй женой. Но даже в Дании, очень терпимой к сексуальным вопросам стране, Райха осудили за его слишком революционные взгляды на эту проблему и попросили уехать. Он переезжает в Швецию, затем в Норвегию. За полтора года он меняет несколько стран. Отовсюду его выгоняют — из партии выгнали, из психоанализа выгнали, из трех стран выгнали, две жены его бросили.

И вот наконец-то в 1939 г. его приглашают в Америку на хорошую должность при медицинском факультете в Нью-Йорке. Райх верит в пропагандируемую американскую свободу, в то, что здесь его идеи не встретят препятствий и получат широкое распространение. Он переезжает туда и начинает практиковать, одновременно проводя массу исследований. Для этого у Райха очень серьезная база: он знает классическую медицину, является психоаналитиком «фрейдовского набора», имеет достаточно высокий профессиональный авторитет. Ну а его рассуждения о сексуальной свободе американцев не волновали... вначале. Позже и там апологеты пуританской морали начнут «доставать» его, и он откажется от социальной стороны своей деятельности, сосредоточившись на медицинской практике, а точнее — на разработанном им направлении психоаналитической телесноориентированной терапии.

В чем же суть телесноориентированной психотерапии Вильгельма Райха?

Ключевыми понятиями телесной терапии В. Райха явились «оргонная энергия» и «мышечный панцирь», который мешает высвобождению этой энергии.

Если говорить о «корнях» райхианского направления психоанализа, то это месмеризм, с которым Райха объединяет предположение о существовании во Вселенной и человеке единой энергии, которую Райх назвал оргоном, и положение Фрейда о конверсионном проявлении истерии, когда не вышедшая наружу истерическая энергия «застревает» где-то в теле, блокируя нормальный энергоомбмен и нейрофизиологические связи, вызывая тем самым психические и соматические нарушения. Поэтому главной задачей райхианской терапии является разблокирование этой «застрявшей» в теле энергии. Причем именно с психоаналитической позиции.

Райх пришел к заключению, что лечение от неврозов и решение многих психологических проблем клиентов могут происходить значительно быстрее и без такого глубокого проникновения в психику, как это делается в классическом психоанализе. Он считал, что для этого достаточно снять с человека мышечный панцирь неадекватного напряжения и тем самым освободить связанную им энергию, которая пока находится под «панцирем» и не имеет прямого выхода, ведет разрушительную работу в виде образования и усугубления неврозов и других психологических и психосоматических проблем.

Он утверждал, что более четкое (и широкое) осознание человеком телесных ощущений и стоящих за ними психологических причин дает терапевтический эффект, снимающий многие невротические состояния. В этом суть райхианского характерологического психоанализа и райхианской телесноориентированной психотерапии.

Райх постоянно говорит об универсальной энергии «оргон». Что он под этим подразумевает? Эта его идея близка с учением Месмера об астральном флюиде и животном магнетизме. Месмер, в свою очередь, берет эту идею у Парацельса, а тот в свою очередь вычленил ее из древнеиндийских, древнеегипетских и древнекитайских учений о единой энергетической субстанции, пронизывающей все во Вселенной. Это теория вполне логична, потому что Вселенная — действительно единый организм (она даже пульсирует), и можно представить, что есть какая-то единая энергия, которая существует во всей Вселенной и в каждой отдельной живой клеточке.

Райх считал, что оргонная энергияэто основа жизненной силы. Она может концентрироваться для накопления, создавая резерв энергетического потенциала организма, может излечивать различные болезни, но может быть и заблокирована, и тогда, естественно, необходимо убирать эти блоки.

По Райху, эта энергия циркулирует по позвоночному столбу (вверх и вниз). Он выделил уровни (или сегменты), на которых она блокируется.

Будучи скрупулезным исследователем, Райх на основании огромного статистического материала выделил именно те сегменты, которые можно четко определить мышечной топографией и проверить экспериментально не только уровень их напряжения, но взаимосвязи этих напряжений не только с психосоматическими, но и с психологическими проблемами пациента.

Действительно, в этих местах формируются некие зажимы, которые Райх назвал «мышечный панцирь». Пациент и ученик Райха Александер Лоуэн (который первым ввел понятие биоэнергетика) называет их блоками, которые надо пробить, чтобы оргонная энергия начала нормально циркулировать.

Райх не случайно ввел термин «мышечный панцирь».

Ведь он был психоаналитик и признавал существование мехзанизмов психологической защиты, считая, что они могут воплощаться в рудиментарных реакциях физической защиты, в частности в виде защитного панциря. Панцирь защищает животных от противника, от угрозы целостности организма. У человека панцирь возникает тоже как защита от какой-то угрозы, страха, тревоги, невроза или как попытка сдержать проявление эмоций, которые могут поставить под угрозу наш организм или психику.

Иными словами, Райх видел в мышечном панцире психологическую причину, которую надо было найти внутри пациента, одновременно помогая устранить этот панцирь внешними физическими воздействиями — специально подобранными упражнениями и массажем.

Райх выделил следующие основные области возникновения мышечного панциря — это (по нисходящей) области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

В соответствии с концепцией телесной психотерапии так называемая оргонная энергия флюктуирует (перемещается) по телу параллельно позвоночнику то вниз, то вверх, а кольца мышечного панциря образуются перпендикулярно этому движению и мешают ему своими зажимами. Устранение этих зажимов, их расслабление способствует обретению человеком комфорта и удовлетворения, в том числе и сексуального.

Райх предлагает следующие основные способы расслабления колец мышечного панциря:

  • ? с помощью глубокого дыхания, которое способствует аккумулированию в теле оргонной энергии;
  • ? расслабление хронических «зажимов» (колец мышечного панциря) с помощью физического воздействия, различных элементов массажа (Райх всегда сам делал такой массаж своим пациентам);
  • ? совместный с клиентом анализ, помогающий ему осознать основные идеи телесной терапии применительно к его конкретному случаю, т. е. взаимосвязь беспокоящих его психических состояний с напряжением конкретных мышечных сегментов и необходимостью устранения этих зажимов.

Итак, первое кольцо мышечного панциря Райх усматривает на уровне области глаз.

Этот глазной сегмент выражает напряженность (хотя и не у всех). Типичными признаками наличия мышечного панциря в области глаз считаются: неподвижность мышц лба и пустое (неживое) выражение глаз (как у ученика, который уставился в окно или даже на преподавателя, а думает о своем).

Для устранения данного зажима клиента просят неоднократно включать мышцы лба и век посредством раскрывания глаз как можно шире, как будто вы хотите утрированно изобразить страх.

Затем отрабатываются неоднократные и все более естественные и свободные движения глаз из стороны в сторону.

Например, можно начать изображать любопытный, интересующийся взгляд, рассматривать себя в зеркало, смотреть по сторонам и таким образом оживлять свои глаза, пробивая этот самый блок.

Второй блок — область рта (челюстная зона).

Считается, что данная область мышечного панциря содержит в себе «закодированные» в неадекватном мышечном состоянии такие выражения эмоций, как гнев, крик, плач, кусание, сосание, гримасничание и т.п.

Эта область мышечного панциря, который в соответствии с психоаналитической фрейдовской терминологией Райх назвал оральным сегментом, состоит из мышц подбородка, горла и затылка.

Признаком неадекватного (сигнализирующего об определенном неблагополучии) состояния данного сегмента являются мышцы челюсти (за которыми легче наблюдать). Они могут быть либо излишне напряжены, либо, напротив, слишком расслаблены. Оба признака говорят о неадекватности состояния мышечной области орального сектора.

Для освобождения от данного мышечного зажима или парадоксального расслабления (а значит, и соответствующих им эмоций) применяются такие упражнения, как имитация плача, кусающих и даже рвотных движений, многократного произнесения звуков, заставляющих губы сильно напрягаться и расслабляться.

К этому добавляется и непосредственное физическое воздействие на эти мышцы в виде разных элементов косметического массажа, надавливания, пощипывания и растягивания.

Следующий блок — область шеи.

В область шеи включаются глубокие мышцы шеи, а также языка. Считается, что мышечный панцирь этой области как бы сдерживает (содержит в себе в закодированном состоянии) такие эмоциональные проявления, как плач, крик, гнев и т.п.

Так как физическое воздействие типа массажа на глубинные мышцы шеи практически невыполнимо, то в виде упражнений телесной терапии здесь применяется имитация рвотных движений, различные максимально естественные и спонтанные выкрики, стоны и другие обычно сдерживаемые эмоциональные выражения.

Согласно телесной терапии такие упражнения способствуют расслаблению мышц данного сегмента и соответственно устранению или значительному уменьшению тех эмоциональных состояний, которые в них «закодированы».

Далее — область груди.

В эту область входят мышцы грудной клетки, плеч, лопаток, рук, вплоть до кистей. Считается, что эта область мышечного панциря удерживает внешнее проявление, а значит, и разрядку таких эмоций, как страстность (хотя это слишком широкое понятие), смех, гнев, печаль и др.

Так как одним из внешних признаков мышечного панциря в этой области и подавления соответствующих эмоций являются различные виды сдерживания дыхания, то и работа над снятием данного зажима начинается с дыхательных упражнений с акцентом внимания на максимально полное расслабление мышц этого сегмента в момент полного выдоха.

Затем подключаются активные движения рук и кистей с имитацией метких ударов, с заданием, не сдерживая своих эмоций, делать активные движения, как будто вы кого-то бьете, душите, что-то рвете на части.

Область диафрагмы.

В эту область мышечного панциря входят мышцы диафрагмы, района солнечного сплетения, внутренние органы, а также мышцы нижних позвонков.

Считается, что характерным признаком наличия мышечного панциря в этой области (т. е. бессознательного защитного напряжения) является прогнутость позвоночника вперед, которую отчетливо видно, когда клиент лежит на спине на кушетке и у него между спиной и кушеткой остается четко выраженный промежуток.

Другой признак наличия зажима в этой области — свидетельство клиента о том, что выдох дается труднее, чем вдох.

Райх утверждал, что мышечный панцирь в этой области удерживает (и, соответственно, накапливает) проявление сильного гнева.

В качестве упражнений по устранению зажимов данного сегмента сначала применяются различные вышеупомянутые виды целенаправленного расслабления, массажа и т.п. для освобождения от панциря первых четырех основных областей локализации мышечного панциря: глаз, рта, шеи, груди.

И лишь после этого (сверху вниз, а затем вглубь) перейти к работе над панцирем, сдерживающим расслабление мышц диафрагмы и разрядку закодированных в этом панцире и нео- треагированных эмоций.

Это осуществляется кропотливой и нередко длительной работой над специальными дыхательными упражнениями и имитацией рвотного рефлекса. (Практика телесной терапии показывает, что клиенты с крепким мышечным панцирем в области диафрагмы в большинстве случаев не могут вызвать реальную рвоту, даже если это необходимо, например при отравлении.)

Область живота.

В эту область, типичную для образования мышечного панциря, входят главным образом широкие мышцы живота и мышцы спины. Считается, что панцирь (зажимы) поясничных мышц удерживает в себе (но отнюдь не устраняет) проявление страха. Причем не страха вообще, а страха нападения, как прямого физического, так и косвенного: психологического, посягательства на права, свободу личности, собственность и т.п.

(Разумеется, здесь, как и в обсуждении эмоций, сдерживаемых различными областями мышечных панцирей, Райх как психоаналитик имеет в виду главным образом неосознаваемые клиентом эмоции, хотя, на мой взгляд, возможны комбинации «частично осознанных — частично неосознанных».)

По мнению «телесных психотерапевтов», мышечный панцирь на боковых мышцах талии ассоциируется с подавлением злости, неприязни и... «боязнью щекотки».

Практика показывает, что устранение зажимов в области мышц живота не занимает длительного времени при условии, если уже проведена работа по раскрепощению панциря (по направлению сверху вниз) во всех предыдущих областях накопления психомышечных напряжений.

Область таза.

Последняя из основных выделенных Райхом областей, типичных для образования мышечного панциря, это область мышц таза. Обычно этот панцирь захватывает одновременно и мышцы нижних конечностей.

Показателем крепости мышечного панциря в этой области считается некоторое выпячивание таза назад, которое тем больше, чем крепче мышечные зажимы.

В этих случаях, как правило, отмечается определенная болезненность и напряженность ягодичных мышц. Говоря словами Райха, такой таз «ригиден» (не подвержен естественной динамике вариаций мышечного тонуса), «мертвый», «бессексу- альный».

Считается, что мышечный панцирь в области таза характеризует (и в свою очередь, усиливает) подавление тенденций к проявлению естественной потребности в получении удовольствия и спонтанного выражения гнева.

Будучи хотя и непоследовательным, но безусловным по своей сути психоаналитиком-фрейдистом, Райх исходил из того, что мышечный панцирь всегда возникает от возбуждения или тревожности, вызванных подавлением стремлений к получению сексуального удовольствия.

Из этого подхода вытекает, что освобождение от гнета невозможности удовлетворения этого основного (по Фрейду) инстинкта может быть осуществлено целенаправленной разрядкой гнева и других сильных, но сдерживаемых эмоций именно в тазовой области путем полного расслабления закрепощенных мышц (или одновременно с этим).

Это упражнение, направленное на полное расслабление тазовых мышц, заключается в том, что клиент, лежа на кушетке, неоднократно предельно напрягает мышцы таза, а затем резко расслабляет их, яростно лягая ногами и ударяя тазом о кушетку.

Читая об этих упражнениях, вы должны постоянно помнить, что их главной задачей является максимальное раскрепощение — как мышечное, так и эмоциональное. Поэтому всячески поощряется несдерживание никаких эмоций. Напротив, вы как бы сами провоцируете каждую подавленную эмоцию выплеснуться из вас в виде криков, слез, ударов и т.д. Ваша задача сломать не только мышечный панцирь, но и психологическую броню, которая лишила вас естественного отреагирования на жизненные ситуации, в результате чего вы частично «омертвели», потеряли естественность, не можете свободно общаться с другими и с самим собой.

Неотреагированные, не находящие выхода эмоции ведут разрушительную работу внутри вашего организма и психики, вызывая психосоматические и нервно-психические нарушения, вплоть до тяжелых заболеваний. Помните — задачей райхианс- кой терапии является не столько технически правильное выполнение упражнений, сколько максимальное психологическое раскрепощение себя.

Поэтому ваша главная установка при выполнении этих упражнений — перестать себя контролировать в выражении самых радостных и больных и даже запретных чувств и эмоций, пробить броню панциря, отгородившего вас не только от других, но и от своего естества, лишившего вас естественной полнокровной жизни.

Фактически вы решаете ту же задачу, что и в классическом психоанализе (например, в трансовом состоянии свободных ассоциаций), но интенсифицируете процесс катарсиса и ин- сайта двигательной активностью, переходящей от сознательного выполнения упражнений к аффективному двигательному и эмоциональному отреагированию.

Некоторые скрываемые вами от самих себя эмоции и воспоминания могут оказаться шокирующими, постыдными даже для вас самих (скрытая ненависть к близким или подавленное сексуальное влечение, в котором вы не смеете себе признаться).

От всего этого надо отделаться через аффективное, вышедшее из-под контроля состояние, вплоть до плача, криков ненависти, ударов, «брыканий» и т.п.

Первый биоэнергетик Александр Лоуэн был пациентом Райха, он страдал периодическими депрессиями и трудностями в общении, особенно с женщинами, не мог достичь оргазма, в общем, имел целый набор невротических расстройств. Райх увидел в этом причину его психомышечной закрепощенности, которая, в свою очередь, «защищала» и закрепляла эти расстройства.

В этом и была суть характерологического анализа Райха, который по особенностям осанки и движений легко определял мышечные панцири, соответствующие тем или иным особенностям характера и психологическим проблемам пациента.

Во время одного из упражнений, где рекомендовалось полностью отдаться эмоциям любви, А. Лоуэн пожаловался, что у него не получается полностью раствориться в этом чувстве, что-то сдерживает. Опытный Райх на это ответил: «Потому что для того, чтобы полностью отдаться лбови, тебе еще надо выплеснуть из себя много затаенной злобы, в которой ты боишься себе признаться». «Но я ни к кому не испытываю сильной злобы», — возразил Лоуэн. Райх бросил ему подушку и приказал: «Бей ее! Бей и старайся найти в себе и выплеснуть всю злобу, считай, что ты бьешь все, что ненавидишь в этом мире, бей до изнеможения с криками, с гневом, пока не свалишься от усталости».

Сначала Лоуэн никак не мог включиться эмоционально, лупил подушку формально, и даже подключение каких-то криков не заводило его по-настоящему, но через какое-то время он постепенно «раскрутился», кулаки уже болели, он задыхался, но лупил все сильнее, вкладывая в каждый удар все больше злобы, какие-то крики и слова стали вылетать из него автоматически.

И вот когда он уже совсем обессилел, то вдруг увидел, что подушка принимает черты... его отца. Лоуэн страшно испугался. Ведь он всегда был уверен, что любит отца, а какие- то детские обиды давно забыты. Но он продолжал бить, и вдруг у него хлынули слезы. Он упал на подушку и разрыдался, жалея себя, свою жизнь, своего отца, и вдруг понял, что только теперь, освободившись от затаенной обиды, выплеснув ее, он полюбил его по-настоящему, всей душой... Вслед за этим пришло ощущение любви ко всему миру, он больше его не боялся, жил в нем легко и свободно.

Конечно, через какое-то время эта эйфория сменилась более спокойным состояние, иногда по-прежнему бывали дни депрессии и тревоги, но он уже знал путь освобождения... Путь к свободе лежал через разрушение внутренних панцирей самозащиты и самообмана, и лучше всего это получалось во время интенсивных физических упражнений по разрушению мышечных панцирей и блоков.

Сейчас появилась мода на тренинги телесной терапии. Тем, кто проходит, а тем более проводит их, необходимо помнить, что если не знать и не объяснять занимающимся психоаналитические механизмы образования и снятия мышечного панциря, если сводить занятия только к физическим упражнениям, даже вперемешку с душещипательными беседами, то они будут выглядеть идиотским кривлянием, рычанием и брыканием с истерическими воплями и слезами умиления.

К сожалению, многие массовики-затейники таких тренингов не могут объяснить их психоаналитической основы, так как сами ничего об этом не знают. Просто «обезьянят» то, что сами подсмотрели у других, особенно у зарубежных «психологов», которых в собственных странах считают аферистами (я это неоднократно проверял, связываясь с моими зарубежными друзьями). Что поделаешь, для религиозных и психотерапевтических проходимцев Россия пока «поле чудес в стране дураков». Надеюсь, что ненадолго.

Именно разъяснение пациентам (клиентам) взаимосвязи мышечных зажимов с неврозами и механизмами защиты Я является основой райхианской психотерапии, а без этого превращается в издевательство над взрослыми людьми и в «кормушку» для проходимцев.

Телесные психотерапевты и многие их клиенты утверждают, что по мере обретения навыков освобождения от ранее неосознаваемых телесных напряжений, а затем и полного освобождения от мышечной брони у людей не только возникает чувство внутренней раскрепощенности и свободы, но принципиально меняется жизнеощущение, а соответственно, с этим и весь их жизненный стиль.

Ранее закрепощенная энергия высвобождается для ее полезного или приятного применения, пробуждая дремавшие способности и расширяя круг жизненных интересов. Люди перестают обманывать себя на счет своих истинных чувств и эмоций и начинают жить реальной жизнью с ее глубокими и искренними естественными переживаниями и их проявлениями, что и является признаком их психического оздоровления. Помните Фрейда: «Поймите себя. Не лгите себе. И вы станете свободны».

Но вернемся к судьбе Райха. Слишком бескомпромиссный борец против лжи себе и другим многим не удобен. Райх и в Америке ухитрился нажить себе огромное количество врагов. Он организовал лабораторию, в которой создал и стал тиражировать свою знаменитую «оргонную бочку» — камеру, которая, как он считал, аккумулирует и правильно распределяет оргонную энергию сидящего в ней пациента.

Райх начал лечить такие болезни, как бронхиальная астма, грудная жаба и даже рак, считая подобные опухоли накоплениями заблокированной энергии различных нерешенных проблем.

Он был уверен в целебном эффекте оргонной энергии. Но тут (так же как и в истории с Месмером) встал вопрос: что же это за энергия такая? По каким критериям она определяется? Какая она — электромагнитная или гравитационная? Как ее измерить?

Райх не смог привести точных данных, которые убедили бы его оппонентов, и на его метод лечения был наложен запрет. Райх его проигнорировал.

Он не шел ни на какие компромиссы. Он настолько был уверен, что он делает хорошее и важное для многих людей дело, прежде всего для людей, что не считал нужным кому- то что-то объяснять, перед кем-то оправдываться. Тем более, что у него росло число приверженцев и случаев излечения или, по крайней мере, улучшения состояния пациентов.

Его нежелание искать компромиссы и заискивать перед медицинскими чиновниками привело к тому, что ему запретили заниматься как лечебной практикой, так и выпуском оргон- ных аккумуляторов. Он вновь проигнорировал этот запрет. Был вызван в суд, куда не явился по первой повестке, и продолжал заниматься своим делом, заняв позицию: почему я должен доказывать, что оргонная энергия существует? Докажите сами, что ее нет. Таких доказательств не последовало, и Райх продолжал свою деятельность.

Тогда его вызвали в суд во второй раз по инициативе комиссии по питанию и медикаментам. Райх, сочтя, что суд не правомочен выносить решения по научным проблемам и должен привлечь серьезных экспертов (чего не было сделано), не явился и во второй раз.

Возможно, Райх не знал, что у американцев статья «за неуважение к суду» намного строже, чем в Европе. И когда он демонстративно проигнорировал судебное заседание дважды, его посадили в тюрьму в Пенсильвании на два года. Там он и умер от инфаркта в шестьдесят с небольшим лет.

Теперь можно с уверенностью сказать, что многие идеи Вильгельма Райха опередили время.

Он, безусловно, стал основоположником телесноориентированной терапии и характерологического (телесного) психоанализа.

Надо признать, что оргонная терапия тоже не забыта. И у нас, и за границей проводятся эксперименты, в которых стараются как бы подпитать человека энергетически, исходя из гипотезы Райха, что почти любая болезнь может быть побеждена просто за счет прибавления энергии, которая включает внутренние резервы организма для победы над заболеванием.

Идеи и методы Райха, несмотря на их спорность (во многом благодаря его трудному скандально-демонстративному характеру), после многочисленных нападок, серьезной и несерьезной критики и осмеяния породили целый ряд довольно интересных направлений развития. Это развитие продолжается и в настоящее время.

Среди наиболее известных современных (или, по крайней мере, «послерайховских») направлений телесной психотерапии в первую очередь нужно отметить биоэнергетическую телесную терапию его ученика и пациента Александра Лоуэна, породившую в свою очередь огромное количество биоэнергетических школ.

В определенной мере идеи Райха нашли отражение в таких известных видах телесной терапии, как метод Фельденк- райса; рольфинг (структурная интеграция Иды Рольф); первичная терапия Артура Янова; терапию, ориентированную на «чувственное осознавание», и т.д.

Почти каждое из этих направлений и техник применяется не только в индивидуальном виде, но и в так называемой групповой телесной психотерапии, получающей все большую популярность.

В определенном смысле к методам телесной психотерапии могут быть отнесены и многие элементы таких популярных восточных систем, как йога, цигун, рейки, тай-цзи-цуань, айкидо и другие.

Многие социальные идеи Райха, за которые его преследовали, в наше время реализованы в виде сексуального просвещения и полового воспитания. Теперь считается не только не стыдно, но и необходимо знать о противозачаточных средствах и иметь к ним свободный доступ. В большинстве стран сняты запреты на аборты. Врачи и социальные работники привлекаются к консультациям по планированию деторождения, что во времена Райха категорически осуждалось церковью как вмешательства в дела Бога.

Распространение полового воспитания не только детей, но и взрослых, в результате которого предотвращается большое количество заболеваний, включая не только венерические и гинекологические, но и нервно-психические, это безусловная заслуга Вильгельма Райха, который первым открыто и честно, без ложной стыдливости, заговорил об этих вопросах, считая, что буржуазно-религиозное ханжество наносит колоссальный вред здоровью общества.

Райх, всю жизнь боровшийся за социальную (внешнюю) и психологическую (внутреннюю) свободу и считавший любые, в том числе политические «зажимы» свободы главной причиной невротизации общества, написал очень интересную книгу, разоблачающую суть фашизма с точки зрения психоаналитика.

Еще в самом начале 1930-х гг. он говорил о том, что если люди не будут свободны в своем собственном сознании (если их будет давить общество своей ханжеской моралью и бюрократическими законами), то они станут невротиками и конформистами и неизбежно отдадут себя во власть фашизма или другого тоталитарного режима.

К сожалению, опыт XX в. показал, что далеко не все люди истинно хотят свободы и знают, как ею распорядиться.

«Поборовшись на словах за свободу» и получив ее, невротик очень быстро начинает тосковать по «порядку» и даже страху, которого он боится меньше, чем личной ответственности за свою собственную судьбу.

Как мы уже проходили, это и отличает невротика: в мечтах и на словах — «дайте мне свободу», при подсознательном желании отдаться тоталитарной власти, чтобы оправдать свою лень и пассивность: «А что мы можем, мы люди маленькие».

Райх считал, что не Гитлеры, а вот такие невротики, «люди маленькие», ищущие оправдание собственной пассивности, лени и трусости, порождают фашистские и другие диктаторские режимы. Как говорили древние: «Раб ищет хозяина».

Об этом более подробно написал в книге «Бегство от свободы» другой выдающийся психоаналитик, коллега и товарищ Вильгельма Райха Эрих Фромм, о котором мы поговорим в следующей главе.

Практикум

Попробуйте определить у себя и других признаки зажимов обозначенных Райхом сегментов «мышечного панциря».

Соотнесите эти зажимы с вашими психологическими проблемами.

Не спешите с выводами.

Помните, что многие проблемы и причины ваших неврозов могут прятаться за механизмами психологической защиты Я.

Для этого еще раз внимательно просмотрите работу Анны Фрейд об этих механизмах.

Попробуйте связать механизмы защиты Я по Анне Фрейд с характерологичечскими мышечными панцирями по Райху.

Отработайте упражнения по снятию мышечных панцирей с каждого сегмента. При этом помните, что физические упражнения не самоцель, а психоаналитическая интенсификация обнаружения скрытых в вашем подсознании личностных проблем и освобождения от них.

Старайтесь при выполнении физических упражнений как можно более полно включаться эмоционально, «выходить из себя» на свободу спонтанного проявления чувств.

Не ждите мгновенных результатов.

Настраивайтесь на длительную работу.

Отслеживайте в дневнике малейшие изменения в сторону преодоления внешних и внутренних зажимов.

Готовьтесь к тому, что вначале у вас будет значительно больше переживаний отрицательных эмоций, причем очень сильных. Но если вы встали на этот путь, надо идти до конца, поскольку только полное откровенное выплескивание из себя скрытых психотравмирующих проблем и воспоминаний приведет к катарсису (очищению через страдание).

Если вы не готовы к полной честности перед собой, безжалостному «разоблачению» своих механизмов психологической защиты, лучше не начинайте этот путь, так как только расковыряете рану, не очистив ее.

Помните/ Райхианская терапия по отношению к психически неустойчивым и тем более психически нездоровым лицам не может применяться без контроля опытного психиатра.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Укажите «корни» райхианской психотерапии.
  • 2. Почему телесную психотерапию и характерологический психоанализ Райха относят к психоаналитическому направлению?
  • 3. Что такое оргон? Проведите параллель с понятиями астрального флюида и животного магнетизма Месмера.
  • 4. Что такое «мышечный панцирь»? Как связаны мышечные панцири с механизмами психологической защиты Я?
  • 5. Какие сегменты мышечного панциря выделяет Вильгельм Райх?
  • 6. Какие эмоции скрывает мышечный панцирь каждого сегмента?
  • 7. Какими упражнениями размягчаются и устраняются мышечные панцири каждого сегмента?
  • 8. Какие еще методы телесной психотерапии вы знаете?
  • 9. Какие социальные идеи отстаивал Вильгельм Райх и чем он их обосновывал?
  • 10. Какие социальные идеи Райха воплощены в современном обществе?
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >