Условно-рефлекторная терапия

Не считая себя психотерапевтом, Павлов породил целое направление, которое получило название «условно-рефлекторная психотерапия».

Вот как он характеризовал условно-рефлекторную природу невроза и его преодоления: «Надлежит отыскать вместе с больным или помимо его, или даже при его сопротивлении среди хаоса жизненных отношений те разом или медленно действовавшие условия и обстоятельства, с которым может быть связано происхождение болезненного отклонения, происхождение невроза. Дальше нужно понять, почему эти обстоятельства обусловили такой результат у нашего больного, когда у другого человека они остались без малейшего внимания».

На основе учения И.П. Павлова строится активная психотерапия по Иванову.

В основе ее лежат сформулированные Павловом принципы:

  • а) охранительный;
  • б) активирующий.

Эти принципы имеют разный удельный вес в каждом конкретном случае в зависимости от формы заболевания, течения болезни, особенностей личности больного.

Охранительный аспект имеет целью успокоение больного, смягчение болезненных ощущений, снижение эмоционального реагирования, а стимулирующий направлен на мобилизацию компенсаторных защитных сил организма в противодействии тем или иным симптомам болезни, усиление социальной активности больного, включение в полноценную трудовую деятельность.

Сам термин «условно-рефлекторная терапия» впервые ввел Сэлтер (1949). Ссылаясь на учение И.П. Павлова, он предложил программу для клиентов с ограниченным репертуаром стереотипов поведения (дефицит спонтанности), мешающим их самореализации в общении и деятельности и создающий им чувство ущербности.

Программа «экспрессивного тренинга», как следует из его названия, направлена на раскрепощение «зажатых» клиентов в свободном выражении своих чувств и эмоций.

Эта программа включает последовательное решение следующих задач:

  • 1) обучение внешнему выражению эмоций, особенно в межличностном общении;
  • 2) обучение гармонизации внутреннего восприятия своих чувств и эмоций и их внешнего проявления;
  • 3) закрепление новых стереотипов с помощью дифференцированной обратной связи с окружающими;
  • 4) обучение использованию местоимения «Я» при высказывании своих желаний с принятием большей ответственности и осознанием ее;
  • 5) тренинг усиления способности к спонтанности и гибкости поведения в условиях группы и в реальной жизни;
  • 6) обучение использованию самоподкрепления в виде само- одобрения и самопохвалы.

Метод Сэлтера особенно распространился после появления и роста популярности методики систематической десенсибилизации Вольпе, который считал, что причиной неуверенности клиента является социальных страх для работы с такими же клиентами, который и должен стать основной мишенью воздействия. Вольпе рекомендовал преодолевать этот страх, формируя и закрепляя на условно-рефлекторном уровне стереотипы поведения самоутверждения.

Эта методика включает:

  • ? устное информирование, инструктаж и одобрение поведения самоутверждения;
  • ? поведенческие упражнения возрастающей степени трудности для формирования и доведения до автоматизма навыков непосредственного выражения своих чувств и желаний;
  • ? принятие новой личной философииактивного отношения к жизни;
  • ? закрепление новых поведенческих стереотипов в быту.

Другой известный представитель поведенческой терапии,

автор мультимодального консультирования, Лазарус старался с помощью условно-рефлекторного тренинга самоутверждения направить скрытую, направленную на себя агрессию в агрессию, направленную на других, но в социально приемлемой форме, приобретение клиентом социальной компетентности в умении выражать законные требования и желания, отстаивать свои права, говорить «нет», свободно проявлять как позитивные, так и негативные эмоции, начинать, поддерживать и заканчивать беседу, не поступаясь своими интересами.

Иными словами, условно-рефлекторная терапия применительно к тренингам самоутверждения имеет широкий репертуар и много вариантов применения. Однако всех их объединяют следующие аспекты:

  • 1. Сформировавшаяся на протяжении жизни негативная, ущербная «Я-концепция» требует когнитивно-поведенческой перестройки. Клиент должен научиться быстро реагировать на зарождение прежних ущербных мыслей типа «Все равно ничего не получится...», самопрограммирующих его на неудачи, купировать их (мысленным самоприказом («Стоп!»)) и (или) заменять на позитивные.
  • 2. Социальная компетентность включает повышение гибкости в понимании поведения других людей и взаимодействии с ними, в расширении репертуара поведения и взаимодействия.
  • 3. Работа по торможению страха строится на разрушении стереотипа избегания опасной ситуации и выработке поведенческих навыков активного преодоления страха.

Так как тренинг салюутверждения связан главным образом с межличностным взаимодействием, его, как правило, применяют в группе.

Одной из разновидностей условно-рефлекторной терапии, базирующейся на идеях И.П. Павлова и Б. Скиннера, является так называемая аверсивная (от лат. aversio — отвращение) психотерапия.

Здесь привлекательные стимулы, от которых следует отучить (алкоголь, еда и т.п.), немедленно «награждаются» болезненными, неприятными ощущениями (инъекцией апоморфина, приводящей к рвоте, электроударом и т.п.). Важно, чтобы аверсивный стимул следовал сразу же вслед за реакцией, подлежащей у гашению, так как при отложенном воздействии его эффективность значительно снижается. При значительном количестве подобных повторений приятный стимул начинает ассоциироваться с неприятными ощущениями и его угашение облегчается.

Методика не получила широкого распространения в первую очередь по этическим соображениям, однако, близкая к ней «по духу», так называемая методика наказания, часто применяется в групповой терапии — здесь в виде негативного условно-рефлекторного подкрепления обычно используются со- циалъные стимулы: осмеяние, осуждение, негативная оценка определенного аспекта поведения и т.д.

К условно-рефлекторным можно отнести и распространившуюся в 50-х гг. довольно интересную методику остановки мыслей. Она была применена при лечении обессивно-фобичес- ких состояний, но может иметь значительно более широкое применение.

Сначала терапевт вместе с клиентом отбирают и как можно более точно формулируют мысли, которые надо контролировать и блокировать.

Далее клиент получает задание: закрыть глаза и проговорить вслух контролируемую мысль. Сразу, без паузы, терапевт резко и громко произносит «Стоп!», неожиданно для клиента, так, чтобы испугать его (т. е. вызвать резкое отрицательное ощущение, которое путем повторений соединится с контролируемой мыслью как ее неизбежное последствие и будет вызывать желание избежать данной мысли).

На следующем этапе клиент произносит данную мысль про себя и в конце сигнализирует поднятием пальца — терапевт громко произносит: «Стоп!»

Далее клиент привыкает сам вызывать и прерывать свою мысль — «Стоп!».

На последнем этапе клиент доводит до условно-рефлекторного автоматизма самоприказ «Стоп!» при малейшем непроизвольном появлении данной мысли или даже при предчувствии ее. Некоторые успешно используют добавление резкого звукового «стоп-сигнала» (резкого звонка, хлопка над ухом и т.п) при появлении «мыслей-мишеней». Для закрепления условного рефлекса клиент должен повторять это упражнение не менее двух раз в день по 5—10 минут.

Так как данный раздел учебника посвящен бихевиоризму, то среди широчайшего павловского научного наследия мы рассматривали лишь работы по условному рефлексу, которые оказали решающее влияние на возникновение бихевиоризма.

Однако научные интересы и экспериментальные работы Павлова (как и Бехтерева) выходят за рамки бихевиоризма. Да и в бихевиоризме они могли быть использованы значительно шире и глубже. Так, бихевиористы (по незнанию или из ревности) почти не ссылаются на работы Павлова по типологии высшей нервной деятельности и на его учение о второй сигнальной системе (роли слова в формировании и коррекции условных рефлексов), которые значительно позже все равно придут в бихевиоризм, дав толчок развитию когнитивной и когнитивноповеденческой психологии (к сожалению, без ссылок на И.П. Павлова). Например, основные приемы модной необихевио- ристической технологии НЛП (нейролигвистическое программирование), когда слово используется как условно-рефлекторный стимул и подкрепление («якорь») нужной поведенческой реакции, прямо вытекают из учения Павлова о «стимульной» и «кодирующей» (закрепляющей) роли слова при формировании условного рефлекса и поведения в целом.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >