Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Теория и практики массовых коммуникаций
Посмотреть оригинал

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

В своем трактате о военной стратегии «Искусство войны» китайский полководец Сунь-Цзы (рис. 15.14) еще за 500 лет до нашей эры утверждал, что: «Одержав сотню побед в сотне сражений — это еще не предел искусства. Покорить противника без сражения — вот венец искусства».

Сунь-Цзы заявлял, что «война — это путь обмана» и для достижения этой цели, советовал делать следующее:

  • - разлагайте все хорошее, что имеется в стране вашего противника;
  • - вовлекайте видных представителей вашего противника в преступные предприятия;
  • - подрывайте их престиж и выставляйте в нужный момент на позор общественности;
  • - используйте сотрудничество самых подлых и гнусных людей;
  • - разжигайте ссоры и столкновения среди граждан вражеской страны;
  • - подстрекайте молодежь против стариков;
  • - мешайте всеми средствами деятельности правительства;
  • - препятствуйте всеми способами оснащению, обеспечению и наведению порядка в вооруженных силах;
  • - сковывайте волю противника бессмысленными песнями и музыкой; обесценивайте все традиции и богов ваших врагов;
  • - посылайте женщин легкого поведения с тем, чтобы дополнить дело разложения;
  • - будьте щедры на предложения и подарки для покупки информации и сообщников, не экономьте ни на деньгах, ни на обещаниях, так как они приносят богатые дивиденды[1].

Следует отметить, что указанные методы, большинство из которых являются информационными, нисколько не утратили, а наоборот еще более приобрели характер наставлений по ведению современной информационной войны. Рассмотрим некоторые информационно-коммуникативные технологии использованные в классических типах войн, а также в неклассических (коммуникативных) войнах нашего времени.

Семиотическая технология. Персидский царь Дарий I в 512 г. до н.э. выступил против причерноморских скифов, они применили тактику выжженной земли. Дарий отправил вождю скифов Иданфирсу послание: «Чудак! Зачем ты все время убегаешь, хотя тебе предоставлен выбор? Если ты считаешь себя в состоянии противиться моей силе. То остановись, прекрати свое скитание и сразись со мною. Если же признаешь себя слишком слабым, тогда тебе следует также оставить бегство и, неся в дар твоему владыке землю и воду, вступить с ним в переговоры». Иданфирс ответил: «Я и прежде никогда не бежал из страха перед кем-либо, и теперь убегаю не от тебя. У нас ведь нет ни городов, ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения и опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно. Если вы желаете во что бы то ни стало сражаться с нами, то у нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет...».

Когда Дарий, углубившись в степи, оказался в затруднительном положении, Иданфирс отправил персам дары: птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Персы говорили, что скифы выражают свою покорность: мышь означает землю, лягушка — воду, птица — небо, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Советник царя Гобрий сумел прочесть послание, оказавшееся ультиматумом: «Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или как мыши не зароетесь в землю, или как лягушки не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами». И случилось невероятное, мировая держава Дария потерпела позорное поражение.

Риторическая технология. Язык афинского оратора Демосфена был величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее славе и ее прошлому. Предвидя гибель афинской свободы с усилением Филиппа II Македонского (отца Александра Великого), Демосфен постоянно выступал со своими филиппиками (гневными, обличительными речами) в которых он указывал афинянам на тайные замыслы Филиппа по подчинению себе всей Греции, горячо убеждая народ укреплять армию и флот, помогать противникам македонского царя, чтобы не дать ему усилиться. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. арур<;, «змея»). Однако, несмотря на объединение разрозненных сил греков, во многом благодаря Демосфену, битва при Херонее в 338 г. до н.э., в ходе которой македонский царь Филипп II разгромил армию греческих городов-государств, положила конец свободе и независимости Греции.

Духовно-культурная технология. Когда Александр Македонский вступил в Азию (334 г. до н.э.), 22-летний полководец видел себя в роли нового Ахилла. Им двигали национальные импульсы: мщение персам, эллинское высокомерие, презрение к Азии и к варварам. Однако Александр использовал духовное оружие в военно-политических интересах, он нашел в себе отказался от мести, а также от македонского честолюбия и предался новой, противоположной сверхнациональной имперской идее — уравниванию побежденных и победителей и созданию новой эллинистической культуры.

Прибыв в Египет Александр добился от жрецов того, чтобы они объявили его фараоном. Александр теперь считался сыном бога Амона- Зевса от смертной женщины. В Мемфисе он принес жертвы священному быку Апису, противопоставив себя персидским царям Камбизу и Артаксерксу III, кощунственно заколовших Аписа. Далее он отправился в оазис Аммона, чтобы приобрести нового отца-бога. Это заставило бы относиться к царю с большим благоговением, освободило бы его от гнета традиций, даровало ему больший авторитет и избавило его от критики приближенных. Аммон посредством оракула пообещал царю мировое господство. Александру не только удалось создать свою империю, но и сформировать интегративную культуру эллинизма, в которой греческие достижения в этой сфере включали ценности малоазийских народов и которая пережила своего создателя на долгие столетия.

Опыт Александра Великого использовал Наполеон во время своего Египетского похода. 21 июля 1798 г. Наполеон, вдохновляя французских солдат на решающее сражение с в три раза превосходящими силами египетских мамлюков. «Солдаты! — обратился перед битвой Наполеон к своей армии, показывая на пирамиды. Вы пришли в эти края чтобы вырвать их из варварства, нести цивилизацию на восток. И спасти эту прекрасную часть света от ярма Англии. Мы собираемся вести бой. С вершин этих пирамид на вас смотрят сорок веков истории!»[2]. Легендарная конница мамлюков, одержавших в свое время победу над монгольской армией хана Хулагу, которые владели Египтом с 1250 г. была полностью разбита и рассеяна.

Технология визуализации. В конце правления Римом диктатора Луция Суллы в 65 г. до н.э., в «вечном городе» имелось много сподвижников Гая Мария (конкурента Суллы, проигравшего ему в борьбе за власть), которые были разгромлены, унижены и влачили жалкое существование. Чтобы повести за собой марианцев, один из молодых полководцев Юлий Цезарь (его тетка была вдовой Мария) ночью принес на Капитолий и поставил сделанные втайне изображения Мария и богинь Победы, несущих трофеи. На утро вид блестевших золотом и сделанных чрезвычайно искусно изображений, надписи на которых повествовали о победах над германцами-кимврами под предводительством Мария, вызвал у смотрящих чувство изумления перед отвагой человека, воздвигнувшего их.

Слух об этом вскоре распространился, и римляне сбежались поглядеть на изображения. При этом одни кричали, что Цезарь замышляет тиранию, восстанавливая почести, погребенные законами и постановлениями сената, и что он испытывает народ, желая узнать, готов ли тот, подкупленный его щедростью, покорно терпеть его шутки и затеи. Марианцы же, напротив, сразу появившись во множестве, подбодряли друг друга и с рукоплесканиями заполнили Капитолий; у многих из них выступили слезы радости при виде изображения Мария, и они превозносили Цезаря величайшими похвалами. Опираясь на поддержку марианцев Цезарь, несмотря на обвинения сенатора Лутация Кату- ла («Итак, Цезарь покушается на государство уже не путем подкопа, но с осадными машинами»), стал консулом республики[3].

Технология информационной мобилизации. В I веке н.э. (83 г.) при местечке Монс-Граупиус вождь шотландского племени каледонцев Калгак, призывая своих соплеменников решительно выступить против вторгшихся в их страну римлян, под командованием Гнея Агриколы, напомнил о римской жадности, несправедливости и злоупотреблениях, что люди страдают под их властью и заявил: «Они создают пустыню и называют это миром!» («Solitudinem faciunt, pacem appelant!»).

Калгак имел в виду Pax Romana (лат. Римский мир) период вооруженного мира и относительной стабильности в пределах Римской империи. Жестко централизованная администрация, римское право и сильные легионы жестоко «умиротворяли» вечно неспокойные регионы империи и поддерживали ее границы силой оружия.

Военно-религиозная технология. Римский папа Урбан II в 1095 г. на созванном им Клермонском соборе объявил Крестовый поход против сарацин, возможно проповедь папы, была, наиболее эффективной речью во всей истории европейского Средневековья. «...Всем идущим туда, в случае их кончины, отныне будет отпущение грехов. Пусть выступят против неверных в бой, который должен дать в изобилии трофеи, те люди, которые привыкли воевать против своих единоверцев — христиан... Земля та течет молоком и медом. Да станут ныне воинами те, кто раньше являлся грабителем, сражался против братьев и соплеменников. Кто здесь горестен, там станет богат» (рис. 13.7).

Речь папы прерывалась возгласами слушателей: «Dieu le veut!» («Так хочет Бог!»). Слушатели, вдохновленные такой речью, поклялись освободить Гроб Господень от мусульман. Пожелавшие пойти в поход пришили к одежде красный крест. На это дело Урбан II пожертвовал свою алую сутану. Отсюда и произошло название «крестоносцы».

Текстовая технология. Войска монголо-татар в своей экспансии на Запад стремились не только захватить огромные территории, но и запугать, еще незавоеванные ими народы слухами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух противников. Несмотря на бытующее представление об отсталости и дикости монголов, они активно использовали в своих целях эпистолярный жанр текста. Так, в письме хана Батыя венгерскому королю Бела IV (1237 г.) содержатся следующие строки: «Я, Хан посол царя небесного, которому он дал власть над землей возвышать покоряющихся мне и подавлять противящихся, дивлюсь тебе, королек венгерский: хотя я в тридцатый раз отправил к тебе послов, почему ты ни одного из них не отсылаешь ко мне обратно, да и своих ни послов, ни писем мне не шлешь? Знаю, что ты король богатый и могущественный, и много под тобой воинов, и один ты правишь великим королевством. Оттого-то тебе трудно по доброй воле мне покориться. Л это было бы лучше и полезнее для тебя, если бы ты мне покорился добровольно. Узнал я сверх того, что рабов моих куманов (половцев) ты держишь под своим покровительством; почему приказываю тебе впредь не держать их у себя, чтобы из-за них я не стал против тебя. Куманам ведь легче бежать, чем тебе, так как они, кочуя без домов в шатрах, может быть, и в состоянии убежать; ты же, живя в домах, имеешь замки и города: как же тебе избежать руки моей?».

Проповедь, призывающая в крестовый поход

Рис. 13.7. Проповедь, призывающая в крестовый поход

Технология распространения слухов. Людская молва упорно ставила царю Борису Годунову в вину гибель царевича Дмитрия (младшего сына Ивана Грозного). Борис оказывался виноват вдвойне — как «погубитель царского корени» и «самовластный восхититель трона». Пытаясь царствовать не только над имуществом и жизнью, но и над умами подданных, он разослал по всей стране особую молитву, которая должна была читаться в каждом доме в момент, когда поднималась заздравная чаша за царя и его семейство, этот факт и тяжелое экономическое положение страны (3 неурожайных года подряд) привели к всеобщей ненависти к царю.

В 1602 г. в Польше появился беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который стал выдавать себя за спасшегося царевича Дмитрия. 16 октября 1604 г. Лжедмитрий I с отрядами поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия». А.С. Пушкин, который в своей трагедии «Борис Годунов», говоря о причинах силы самозванца, писал:

«Но знаешь ли, чем сильны мы,

Не войском, нет, не польскую подмогой.

А мнением; да!

Мнением народным»^.

Технология авторских сообщений. Степан Разин, предводитель крестьянской войны в России (1670—1671 гг.) рассылал «прелестные письма», которые имели целью обольстить крепостных людей на выступление против власти. Разин призывал крестьян, холопов, посадскую бедноту присоединиться к бунту: «Пишет вам Степан Тимофеевиче всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичю, и я выслал казаков, и вам бы заодно измени- ков выводить и мирских кравапивцев выводить» (т.е. убить бояр, дворян, воевод и приказных людей). [4]

«Прелестные письма» Степана Разина

Рис. 13.8. «Прелестные письма» Степана Разина

Грамоты «батюшки» призывали «порадеть за дом пресвятые богородицы, и за великого государя... и за всю православную християнскою веру». Один из соратников Разина изображал патриарха Никона (находившегося в ссылке), а другой — царевича Алексея Алексеевича (умершего в январе 1670 г.), якобы бежавшего от «злых бояр». Когда царевич взойдет на престол, обещали разницы, всем будет «воля» (рис. 13.8).

Портретно-живописная технология. Емельян Пугачев, предводитель крестьянской войны (1773—1775 гг.) пошел дальше других крестьянских вождей И. Болотникова (выдавал себя за царского воеводу), С. Разина («возившего» с собой царевича), он объявил себя царем Петром III якобы «чудесно спасенным» от смерти при заговоре его жены Екатерины II. При веем этом Пугачев был неграмотным.

Сохранился портрет Пугачева написанный 21 сентября 1773 г. неизвестным художником-пугачевцем в Илецком городке вначале восстания. Реставраторы обнаружили, что он написан поверх изображения императрицы Екатерины II. Большой портрет императрицы висел в официальном учреждении, куда ворвались восставшие. Возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (рис. 13.9).

Портрет Е. Пугачева

Рис. 13.9. Портрет Е. Пугачева

Технология распространения массовой информации. Во время первой мировой войны в США был создан Комитет по общественной информации (Комитет Крила). В стране был создан корпус из 75 тыс. человек, названных «четырехминутниками», которые должны были оперативно выступая в школах, госпиталях, церквях, пересказывать полученные по телеграфу из комитета Криля послания о военной обстановке. Тем самым за время войны было произнесено 755 тыс. подобных пропагандистских сообщений, распространено 75 млн. буклетов с военной тематикой что подготовило общественное мнение для вступления Соединенных штатов в войну.

В книге, изданной в 1920 г. и озаглавленной «Как мы рекламировали Америку», издатель Дж. Крил, бывший руководитель Комитета, разгласил сведения о том, как он и его комитет использовали принципы рекламы, чтобы убедить американцев воевать против Германии. «Охотник за патриотическими настроениями с помощью ментальных клише и эмоциональных стереотипов добивался массовых реакций протеста против якобы имевших место зверств, террора и тирании, царящих во вражеском стане».

Технология эротического плаката. Начиная с I Мировой войны, противоборствующие силы (Великобритания, Франция США, Германия) активно использовали сексуальную тему. Так, на выставке «Любовь, войны и сексуальность, 1914—1945», состоявшейся в 2007 г. в Париже представлены такого рода плакаты, одна группа постеров вдохновляла солдат США с помощью «ждущей и обещающей» соотечественницы, изображающей супружескую верность и завернутой в звездно-полосатый флаг.

Другие плакаты призывали «меньше болтать на чужой подушке» и предупреждали, что «в постели можно потерять не только невинность, но и бдительность».

Третьи — были ориентированы противником на то, чтобы посеять сомнение у мужей на фронте в отношении верности их жен, находящихся дома и якобы изменяющих им с тыловыми работниками.

Плакаты военно-эротической пропаганды разных государств

Рис. 13.10. Плакаты военно-эротической пропаганды разных государств

Четвертые стремились вбить клин недоверия между союзниками. Так, в конце 1944 г. на листовках, которыми обрабатывало министерство пропаганды И. Геббельса британские войска в Европе, была изображена обнаженная англичанка, которая говорит американскому солдату, обнимающему ее: «Вы, американцы, та-а-ак отличаетесь!». На оборотной стороне этого же плаката напечатано обращение: «Британские солдаты! Вы сражаетесь и умираете вдали от вашей Родины, тогда как янки ставят свои палатки в доброй старой Англии. У них много денег и времени, чтобы приставать к вашим женщинам». Рядом изображена могила (характерная каска на простом кресте указывает на то, что это могила британца), и поверх ее крупно написано: «А что же вы?» (рис. 13.10)[5].

Технология тотальной пропаганды. В своей книге «Майн кампф» А. Гитлер писал, что «функция пропаганды заключается, например, вовсе не в том, чтобы тщательно обдумывать и взвешивать правоту различных людей. Она заключается исключительно в выделении одной правоты, в защиту которой эта пропаганда намерена выступать. Ее задача состоит отнюдь не в объективном исследовании истины и последующем изложении этой истины перед массами с академической честностью, поскольку такое исследование способно оказывать предпочтение врагу; ее задача состоит в служении нашей собственной правоте, всегда и непоколебимо... Как только наша собственная пропаганда признает хотя бы слабый проблеск справедливости с другой стороны, закладывается основа сомнения в нашей собственной правоте».

С другой строны, некомпетентность и незнание традиций аудитории, тем более если она принадлежит к другому цивилизационному коду, в организации пропагандитских акций обходятся очень дорого. Так, в сентябре 2017 г. Центральное командование американской армии в Афганистане (СЕМТСОМ) в лице генерала Д. Линдера принесло свои извенения жителям страны за распространение в провинции Парван пропагандистских листовок в которых цитата из Корана, используемая в символике движения «Талибан» была совмещена с изображением собаки, нечистого по канонам ислама животного, что вызвало массовое возмущение афганцев[6]. Над изображением льва и собаки листовки призывали людей сообщать о повстанцах властям: «Верните свою свободу от террористических собак и сотрудничайте с силами коалиции, чтобы они могли нацелить вашего врага и устранить их».

Эмоционально-вербальная технология. 24 июня 1941 г. на основе постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) было создано Совинформбюро (СИВ), с целью «...освещать в печати и по радио международные события, военные действия на фронтах и жизнь страны». Всего за годы войны прозвучало более двух тысяч фронтовых сводок обладающего уникальным голосом диктора Ю. Левитана, которые воспринимались крайне эмоционально аудиторией и при плохих известиях с полей сражений сглаживали горечь поражения, а при победах многократно усиливали ее эффект. Левитан был объявлен Гитлером личным врагом рейха.

Статьи советских писателей В. Катаева, Б. Полевого, А. Толстого, А. Фадеева, К. Чуковского, М. Шолохова, и многих других сотрудничавших с литературным отделом Совинформбюро вызывали широкий резонанс как в СССР, так и на Западе.

Особо следует отметить творчество К. Симонова и И. Эренбурга, которое в простой и доступной сердцу каждого красноармейца форме, мобилизовали его на оказание беспощадного отношения к врагу, во имя защиты своих близких. Так, особую силу приобрели стихи Симонова «Убей немца!» и обращение в газете Эренбурга. В стихах К. Симонова, написанных летом 1942 г., когда наступающая гитлеровская армия под Сталинградом и на Кавказе остро поставила вопрос о самом существовании Советского Союза, были такие строки:

«Если ты фашисту с ружьем Не желаешь навек отдать Дом, где жил ты, жену и мать,

Все, что родиной мы зовем,—

Знай: никто ее не спасет,

Если ты ее не спасешь;

Знай: никто его не убьет,

Если ты его не убьешь.

И пока его не убил,

Ты молчи о своей любви,

Край, где рос ты, и дом, где жил,

Своей родиной не зови»[7].

В своей статье И. Эренбург полемизировал с письмом одного из немецких офицеров О. Эйссмана другому Г. Вейганду, в котором тот писал, о том, что пленные русские не являются людьми, они пожирают дождевых червей на площадке аэродрома, кидаются на помойное ведро, едят сорную траву. Эренбург пишет: «Рабовладельцы, они хотят превратить наш народ в рабов.

Стихотворение К.В. Симонова «Убей его» в газете «Красная Звезда» 18 июля 1942 г. и советский пропагандистский плакат

Рис. 13.11. Стихотворение К.В. Симонова «Убей его» в газете «Красная Звезда» 18 июля 1942 г. и советский пропагандистский плакат

Они вывозят русских к себе, издеваются, доводят их голодом до безумия, до того, что, умирая, люди едят траву и червей, а поганый немец с тухлой сигарой в зубах философствует: «Разве это люди?..»... Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье... Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. Он возьмет твоих [близких] и будет мучить их в своей окаянной Германии... Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!» (рис. 13.11)[8].

Технология связей с врагом (enemy relations). В Новороссийске на «Малой земле» в ночь на 20-е апреля 1943 г. (день рождения Гитлера), выполняя идею начальника политотдела 255-й бригады морской пехоты М.К. Видова, художник Б. Пророков набросал на простыне свинообразное чудовище, убегающее с Кавказа. У свиньи были всем знакомые усики и челка — карикатура на Гитлера получилась отменная.

Простыню укрепили на раму и установили на заранее пристрелянном месте нейтральной полосы, надежно закрепив. Утром 20 апреля со всех окрестных гор, со всех своих позиций гитлеровцы увидели это поздравление.

Как и предполагалось, стрелять в своего фюрера немцы не решались. Прошло немало времени, пока они, как видно, согласовывали, что им делать. Наконец, к раме с трех сторон поползли фашисты. Но место- то пристрелянное: половина их полегла, остальные убрались восвояси. Так повторялось трижды за этот день, пока по «именинному подарку» не ударила их артиллерия. — Так его! Бей его! — хохотали бойцы. Смех — грозная сила, свидетельство оптимизма, признак душевного здоровья людей[9].

Технология пазлов (головоломок). В ходе II мировой войны британский отдел психологических операций подготовил ряд пропагандистских головоломок. На одной из них, было написано задание: среди имеющихся на листке четырех свиней, требовалось найти самую большую пятую. Сложение листка давало портрет Адольфа Гитлера, изображенного в свиноподобном виде. Головоломки использовались как союзниками для поддержки боевого духа собственных граждан, распространяясь на заводах и в офисах, так и партизанами на оккупированных нацистами территориях (они выбрасывались из самолетов Британских Королевских ВВС над территорией противника) (рис. 13.12).

Антигитлеровские пазлы

Рис. 13.12. Антигитлеровские пазлы

Технология визуального насилия. Во время войны во Вьетнаме (1965—1975 гг.) ежедневные телевизионные сообщения с поля боя стали нормой. Журналистам был открыт доступ повсюду, и они освещали происходившие события таким образом, что создали отрицательный образ США у ее же населения. Предварительной цензуры не существовало ни для киноматериалов, ни для военных очерков и репортажей.

Американская пресса при этом была категорически настроена против войны, вследствие чего граждане США не только видели последствия войны, но и становились свидетелями реальных сражений. Так, 16 марта 1968 г. в деревне Май Лай в общине Сонгми, взводом под командованием лейтенанта Колли 504 мирных жителя, в основном женщины, дети и старики (мужчины ушли к партизанам) были согнаны в длинный ров и расстреляны из пулеметов. Именно изображения горящих деревень и тел погибших вьетнамцев, в том числе и детей, привели к росту антивоенных настроений и к падению популярности войны среди большинства американцев.

Во время проведения американскими военнослужащими под эгидой ООН гуманитарной военной операции «Продолжение надежды» (ИЫОЗОМ II) 3—4 октября 1993 г. в Сомали группа рейнджеров и солдат спецподразделения «Дельта» в ходе захвата сторонников мятежного полевого командира М. Айдида попала в засаду. При полной поддержке местного населения было убито 18 американских солдат, тела некоторых из них были подвергнуты надругательству.

Американская общественность была шокирована показанной по телевидению сценой того, как торжествующие сомалийцы таскали на веревках по городу тело погибшего солдата из «Дельты». Президент США Б. Клинтон был вынужден заявить о срочном выводе своего контингента из Сомали. Главная цель ГПМОЗОМ II — прекращение гражданской войны в Сомали — не была достигнута, что нанесло значительный ущерб престижу ООН, а в США появилось понятие «синдром Сомали», означавшее неприятие общественностью каких-либо людских потерь в малых военных операциях.

Технология антивоенного постера. Американский художник С. Шваст в 1968 г. нарисовал сатирический антивоенный плакат, на котором изображены солдаты в форме времен I Мировой войны, сидящие на шее у чернокожих рабов, который переносят их из лодок на берег моря и дородная матрона в одежде начала XX века, видимо мать солдата, а также маленькие фигурки солдатиков, которые бегают, стреляя друг в друга, между огромными буквами слогана, гласящего: «Война — хороший бизнес — инвестируйте в своего сына!» (рис. 13.13). Слова с данного постера стали лозунгом против войны во Вьетнаме, растиражированном на огромном количестве значков, которые надели пацифисты.

Плакат «Война — хороший бизнес — инвестируйте в своего сына!»

Рис. 13.13. Плакат «Война — хороший бизнес — инвестируйте в своего сына!»

Технология телевизионных реалити-шоу. Д. Кельнер в своей книге «Телевизионная война в Персидском заливе. Критические исследования коммуникации и в культурной индустрии» утверждает, что в военном конфликте в Персидском заливе используя свою власть и влияние, медиа были в состоянии скармливать с ложечки американской общественности свою версию войны. Так, 26 февраля 1991 г., после того, иракские войска уже покинули страну, коалиционные войска вошли в Кувейт, где их встречали ликующие толпы. Их сопровождали телевизионные экипажи CBS, CNN, ABC, NBC в прямом эфире спутникового телевидения из Эль-Кувейта.

Дэн Рачер из CBS с глазами влажными от слез, энергично пожал руку американского офицера, говоря: «Примите поздравления за хорошо выполненную работу!». Медиа которые служили Пентагону во время войны с энтузиазмом приняли участие в экстазе победы.

11 марта в Newsweek был опубликован портрет смеющегося командующего войсками Нормана Шварцкопфа на обложке с торжествующей надписью «Победа!». С этого времени стала нарицательной поговорка американских журналистов о том, что «пока Си-Эн-Эн не сообщило о победе армии США — победы нет».

Технология фотомистификации. 5 августа 1992 г. в журнале «Daily Mirror» британская журналистка II. Маршал напечатала фото группы боснийцев за колючей проволокой (один из них Фекрет Алич — чрезвычайно худ), с заголовком «Must it go on?» (Это будет продолжаться?). Снимок сопровождался подписью: заключенные мусульмане в сербском концлагере Трнополье. Данная фотография надолго определила отношение мирового сообщества к происходящему на Балканах. Обществу была навязана аналогия с холокостом, концлагерями и нацизмом, организованными исключительно одним народом — сербами (рис. 13.14).

Однако, спустя годы целый ряд западных интеллектуалов подвергли сомнению сюжет Маршал. Так, французский журналист Ж. Мер- лино писал о том, что данное фото противоречит всякой логике: «Все видели живые мощи за колючей проволокой — и никого уже не волновало, что это фальшивка и вся та поездка к беженцам была организована сербскими властями для решения проблемы с ними». В 1997 г. немецкий журналист Т. Дайхманн, редактор журнала «Ново» из Франкфурта провел свое расследование: «Вокруг лагеря в Трнополье не было никакой колючей проволоки. Это была не тюрьма, и уж тем более не концлагерь, это был пункт сбора беженцев... Колючая проволока окружала не лагерь, а фотографа и журналистов. Рядом с Трнополье находился охраняемый объект, окруженный проволочными заграждениями». Дайхман определил деятельность Маршал как создание величайшей мистификации прошлого века.

Фотография сербского «концлагеря в Трнполье(Босния)

Рис. 13.14. Фотография сербского «концлагеря в Трнполье(Босния)

В августе 2008 г. грузинские политики, во главе с М. Саакашвили весьма активно использовали международные СМК для трансляции своей точки зрения на вооруженное столкновение, применяя при этом стереотип который сложился на Западе во времена Холодной войны: «Россия — агрессор». Все представители западных СМИ базировались в Тбилиси и сообщали о разрушениях в грузинских городах Гори и Пота, военные объекты в которых подвергались российским ударам с воздуха, что привело к жертвам среди мирного населения. Свое развитие в данном вооруженном столкновении получила и одна из самых распространенных технологий, использовавшимся еще во время косовского конфликта — персонализация/овеществление (когда сторона, которую нужно показать в хорошем свете описывается через конкретных людей, а противоположная сторона — через неодушевленные предметы). Например, по всему европейскому и американскому телевидению демонстрировались фотографии, на которых были изображены убитые грузины и скорбящие по ним родственники (рис. 13.15).

Последствия «бомбардировки» российской авиацией грузинского города Гори

Рис. 13.15. Последствия «бомбардировки» российской авиацией грузинского города Гори

Однако вскоре подробнее изучив фотографии, некоторые журналисты стали сомневаться в их подлинности. И несмотря на то, что ведущие СМК, такие как Reuters и Associated Press, отрицают факт фальсификации, это, к сожалению, вовсе не означает, что ее не было.

Технология управления глобальным телеэфиром. 15 августа 2008 г. осетинская девочка А. Кокоева и ее тетя Л. Тадеева-Кореви- ски (они проживают в США, но во время боевых действий девочка находилась в Цхинвали) дали в прямом эфире телеканалу FoxNews трехминутное интервью, которое было прервано на рекламу после того, как девочка заявила, что ее спасли русские солдаты и бежала она от грузинских войск. Видео сюжета вскоре стало доступно на YouTube и на официальном сайте ГохИешз. Данный ролик с более, чем миллионным числом просмотров был удален «за нарушения правил». Еще несколько дней спустя подобная участь постигла и копию данного ролика с 200 000 просмотров.

Позже телеканал «Вести» взял интервью у Кокоевой и ее тети в России, где они рассказали о неоднократных интервью американским СМИ, которые вышли в эфир с изменениями. Они засвидетельствовали факт подачи в эфир разбомбленного Цхинвала, который она знает с детства, как грузинского города Гори после атаки российской армии. Интервью в прямом эфире Тадеева-Коревиски восприняла как «единственный шанс донести правду американскому народу».

Перформативная технология. Перформанс (от штл.ре?/о?тпапсе — исполнение) современная форма акционистского искусства представляющее публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами, направленная на активизацию архетипов коллективного бессознательного публики. По сути, перформанс — современная форма спонтанного уличного театра.

В 2016 г. в киевском клубе ВагНоС в программе предновогодней вечеринки «Удар в спину», значилось в ряду других информационных поводов — «казнь русского пилота» (рис. 13.16). В разгар вечера под песенный аккомпанемент джихадистов, который они используют при своих показательных акциях, ведущий, изображающий боевика И ГИЛ с криком «Каждый русак будет наказан» делает вид, что перерезает горло человеку, одетому в тельняшку и маску с прорезями для глаз, изображающему «русского пилота Су-24», сбитому 24 ноября 2015 турецким самолетом над Сирией.

Акция в киевском клубе ВагНо1 «Удар в спину 24 декабря 2015 г

Рис. 13.16. Акция в киевском клубе ВагНо1 «Удар в спину 24 декабря 2015 г.

Далее ведущий «заявил, что, дескать, так будет с каждым, кто залетает на чужие территории. Якобы мы тут поддерживаем такой акцией Эрдогана. Но стилистика публичного перерезания горла — явно ИГИ- Ловская, вне всяких сомнений. Украинские националисты не делают различий в своих симпатиях между Турцией и террористами. Для них все это сплелось в единый симпатичный образ убийц русских»[10].

  • [1] Сунь Цзы. Искусство войны. М., 2008. С. 149—153.
  • [2] Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М., 2003.
  • [3] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1994.
  • [4] Пушкин А.С. Борис Годунов // ПСС: В 16 т. М.; Л., 1948. Т. 7. Драматические произведения. С. 68.
  • [5] См.: Эротическая пропаганда на фронтах Второй Мировой // Русский обозреватель.http://www.rus-obr.ru/ru-web/1091; Friedman Н.А. Sex and Psychological Operations.http://www.psywarrior.com/sexandprop.html; Costello J. Love, Sex and War. From Chapter12: Black Propaganda and Sexpionage. http://www.heretical.com/costello/12sexspy.html
  • [6] Mackenzie D., Shams Q. U.S. forces apologize for 'highly offensive' Afghan propaganda leaflet.Reuters. 2017. 6 sept. URL: http://www.reuters.com/article/us-afghanistan-coalition-leaflet/u-s-forces-apologize-for-highly-offensive-afghan-propaganda-leaflet-idUSKCNlBH0M5
  • [7] Убей его! // Красная Звезда. 1942.18 июля.
  • [8] Эренбург И. Убей! // Красная звезда. 1942. 24 июля.
  • [9] Брежнев Л.И. Малая земля. М., 1982. С. 147—148.
  • [10] Игнатов Г. Ни дня без рекорда: Укропропаганда соревнуется в абсурде и мерзости //Журналистская правда. 2016. 11 янв. 1ШЬ: http://jpgazeta.ru/ni-dnya-bez-rekorda-ukropropaganda-sorevnuetsya-v-absurde-i-merzosti/
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Популярные страницы