Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow Теория и практики массовых коммуникаций
Посмотреть оригинал

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

В конце XX века как ответ на вызовы современности: сжатие социального пространства и уплотнение времени, вхождение человечества в информационное общество, создание новых информационно-коммуникативных технологий, позволяющих влиять на представления о действительности огромного количества людей, возникла необходимость в институционализации науки о коммуникациях: коммуникативисти- ки или коммуникологии, которая диалектически объединила бы в себе концепции, подходы и методы наработанные в рамках коммуникативных исследований (англ, communication studies).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУИРОВАНИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ О КОММУНИКАЦИЯХ

Изучение коммуникаций имеет существенные трудности, связанные с многоликостью этого феномена, амбивалентностью оценок, спецификой воздействия на социум и определенной латентностью их проявлений. Указанные факторы приводит к недостаточной научной проработке коммуникаций как целостного общественного явления, и в связи с этим возникает потребность осмысления процесса формирования и развития в России научной дисциплины, призванной интегрировать в целостное знание результаты исследований коммуникаций, аккумулируемые в различных науках.

Коммуникация (от лат. соттитсаЫо — сообщение, передача и соттитсаге — беседовать) — чрезвычайно емкое понятие, означающее общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и процесс взаимодействия в целом.

В первом приближении, коммуникация это и передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому, посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях.

Коммуникация проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека (политических, бытовых и производственных отношениях, в науке, в культуре и искусстве). Согласно Аристотелю, участие индивида в коммуникативных процессах является критерием, по которому он может быть отнесен к гражданам данного государства: «тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством.

Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал оказал человечеству величайшее благо»[1].

Коммуникация, создавая социальные общности и группы, по-сути задает общество как таковое. Вне коммуникативных процессов невозможен человек как общественное существо. Имеется грузинская пословица, о том что коммуникация сопровождает человека всю его жизнь. Когда человек рождается, он плачет, а все люди вокруг улыбаются и говорят: «Здравствуй дорогой!». Жизнь же свою нужно прожить так, что когда человек будет уходить из нее, он должен улыбаться, а люди вокруг будут плакать и говорить: «Прощай дорогой!».

Коммуникация может пониматься и как среда, в которую погружен человек всю свою жизнь. Любое взаимодействие человека с другими социальными субъектами может быть интерпретировано как коммуникация. Можно говорить о том, что в силу общественной специфики бытия человека, он не может не коммуницировать. Даже нарушение способности к коммуникации, психическое отклонение — аутизм можно считать одним из вариантов коммуникации, когда человек погружен в собственный мир и по существу реализует коммуникативный диалог с самим собой.

В фильме режиссера Б. Левинсона «Человек дождя» (1988) один из двух братьев — Реймонд содержится в психиатрической лечебнице, страдая редким психологическим отклонением, развивающимся на фоне аутизма — савантизмом (от фр. savant — ученый), которое проявляется в том, что человек обладает феноменальными способностями в каком-то узком направлении («остров гениальности»): живописи, музыке, математике, построении трехмерных моделей, тонком различении запахов[2] и в тоже время демонстрирует абсолютную умственную отсталость во всех других областях.

Второй брат — Чарли будучи законченным эгоистом и недовольный тем, что их отец оставил завещание на имя Реймонда, хочет обманом получить наследство, похитив его из клиники, но в связи с тем, что его брат боится летать на самолете, поскольку помнит наизусть количество жертв авиакатастроф за много лет, Чарли вынужден везти его на машине почти через всю Америку. Желая подзаработать на феноменальных математических способностях брата (он в мгновение подсчитал количество спичек из коробка уроненного официанткой придорожного кафе), Чарли отвозит его в Лас Вегас.

Несмотря на то, что Реймонд почти полностью отрешен от реальности и у него напрочь отсутствует стремление к общению с окружающими людьми, в процессе взаимодействия с братом Чарли научился понимать и ценить других людей, слушать и слышать, смог обрести семью, спастись от одиночества, излечиться от своего цинизма, лицемерия и бесконечной лжи самому себе.

Французский психиатр А. Балль приводит случай с молодой женщиной из больницы Святой Анны в Париже, которая входила в коммуникацию с неодушевленными предметами, наделяя их собственными мироощущениями. Эта больная высказывала испытываемое ею часто в самом возвышенном стиле, так, например, для чувства зрения: «лучи света, говорит она, суть для меня слова, — они приносят мне мысли»; для чувства обоняния: «благоухание фиалок проскальзывает в мой корсаж и достигает до моей души»[3].

Как видно из представленных примеров, никто, даже человек с серьезными психическими отклонениями не может не коммуницировать.

Коммуникация всегда оказывала определяющее влияние на ход исторических событий, рассмотрим некоторые из них в контексте духовной коммуникации, которая имеет большие возможности для социальных изменений.

В библейском Ветхом Завете рассказывается как Бог впервые явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай в образе неопалимой купины (тернового куста) который «горит огнем, но не сгорает», Господь воззвал к нему из купины, призвав вывести его народ из Египта в Обетованную землю.

В Евангелии от Матфея приводится притча Иисуса Христа «Имеющий уши, да услышит», рассказанная им своим апостолам на горе Елеонской о том, как сеятель разбрасывает зерна в почву: одно посеянное семя упало при дороге, и птицы поклевали то; иное упало на места каменистые и скоро взошло, но под солнцем увяло, потому, что имело корня; иное упало в терние (сорняки), и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод. «Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия». Посеянное на каменистых местах имеет смысл, согласно которому тот, кто слышит слово и с радостью принимает его, но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. Посеянное в тернии следует понимать так: тот кто слышит слово, но его одолевает забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать[4].

Указанная притча стала впоследствии девизом христианских проповедников, в условиях массовых гонений и казней, давала им уверенность в своей правоте и в конечном счете привела к принятию христианства в качестве государственной религии Римской империи, существенно трансформировав античную эпоху и способствовав становлению Средневекового этапа человеческой истории.

В исламском предании, Сунне, приводится рассказ пророка Мухаммеда о начале его духовных исканий, когда в возрасте сорока лет в пещере на горе Хира близ Мекки, в которой он уединился от мирской суеты, к нему явился ангел Джабраил, посланец единого бога Аллаха и передав ему свиток, велел: «Куран! (Читай!). Но Мухаммед, который был небогатым купцом так и не научился читать и когда он сказал об этом, ангел сильно нажал на его грудь и снова повелел: «Читай!», но Мухаммед снова ответил, что не умеет читать.

Снова и снова Джабраил сжимал его грудь и произнес слова ниспосланные Аллахом:

«Читай, во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее.

Он сотворил человека из сгустка крови.

Читай, ведь твой Господь — Самый Великодушный.

Он научил посредством письменной трости -

научил человека, тому, чего тот не знал»[5].

После этого события ангел на протяжении 23 лет, встречаясь с Мухаммедом, внушая ему и приходя во снах, передавал по частям откровение ниспосланное Аллахом, впоследствии получившее название Коран (Чтение). Самому пророку было предоставлено право выражать полученное послание любыми словами, какие он пожелает и проповедовать ислам как религиозное учение о покорности человека богу.

Данный коммуникативный акт стал прологом к возникновению одной из мировых религий, способствовал появлению исламской цивилизации с великой мусульманской культурой.

В «Повести временных лет» летописец Нестор рассказывает о том как к Владимиру в 986 г. приходят в Киев проповедники из разных стран. Но его не удовлетворяет ни вера волжских булгар-магометан, ни вера «немцев», пришедших от римского папы, ни, наконец, вера хазар, исповедующих иудейство. Мотивы, по которым он отвергает магометанскую веру: его, как женолюбца, прельщает Магометов рай, «бе бо сам любя жены и блуженье многое», и он «послушаше сладко» то, что говорят ему булгары о посмертных плотских наслаждениях и о многом другом, о чем и писать нельзя «срама ради», но требование обрезания, запрещение есть свинину и в особенности пить вино ему явно не по душе. «Руси есть веселье питье, не можем без того быти».

Владимир спрашивает посланников Папы Римского: «„В чем заповедь ваша?». И ответили они: „Пост по силе: если кто пьет или ест, то все это во славу Божию», — как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: „Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».

Приходят к Великому князю и посланцы хазарского каганата, которых он спрашивает: „А где земля ваша?». Они же сказали: „В Иерусалиме». А он спросил: „Точно ли она там?». И ответили: „Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: „Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»[6].

Победа оказывается на стороне православной веры, в преимуществе которой перед другими Владимира убеждает речь греческого философа, а затем высказывания десяти мужей «добрых и смысленных», которые заявили: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать»[7].

Принятие христианства способствовало консолидации Руси, формированию ценностных смыслов и особой духовности православной российской культуры.

Мартин Лютер, будучи монахом Августинского ордена и преподавателем богословия резко негативно отнесся к инициативе Папы римского Льва X, который в целях обеспечения финансирования затянувшейся постройки собора святого Петра в Риме 18 октября 1517 г. выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций[8].

31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям церковного собора в г. Виттенберге (Германия) большой лист пергамента, на котором были изложены 95 глубоко им продуманных и выстраданных им тезисов о христианстве и церкви. В данном тексте он выражал свое несогласие с трактовкой официальной римско-католической церковью основных догматов религии и ее места в духовной, политической и социально- экономической жизни общества.

Это было его личное послание всем верующим и несмотря на попытки его переубеждения и оказанное силовое давление со стороны Папы и германского императора Карла V и реальную опасность для своей жизни в случае признания его еретиком на заседании Вормсского рейхстага (имперского собрания), заявил: «На сем стою и не могу иначе».

Эффект этого коммуникативного взаимодействия — раскол католической религии, движение реформации, кровопролитные религиозные войны, но если смотреть шире, то и вся современная западная евроатлантическая цивилизация.

Сегодня коммуникативное знание стремительно разрастается и игнорируя междисциплинарные барьеры, охватывает все более широкое «исследовательское поле». Некоторые специалисты полагают, что границы этого поля начинают сливаться с границами самого общества. В частности, Н. Винер, основоположник кибернетики, уверен в том, что «сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действенная передача информации», а «обмен информации — цемент, скрепляющий общество»[9].

Известный французский этнолог — структуралист, родоначальник структурной антропологии К. Леви-Стросс даже высказал предположение, что социальные науки «идут к коперниковой революции, которая сведется к интерпретации общества в целом через использование теории коммуникации»[10].

Теория коммуникации — это мультипарадигмальная, плюралистическая[11], междисциплинарная постнеклассическая наука, опирающаяся на коммуникативный подход к человеку и обществу и функционирующая как некоторый метадискурс (способ обсуждения, осмысления и обобщения обыденных проявлений коммуникации), сформированный в контексте осмысления коммуникативных практик.

Коммуникация не может быть определена однозначно, это и общение и процесс передачи сообщений (обмен информацией) и способ совместного созидания, воспроизведения и преобразования многочисленных социальных реальностей, реализуемый с помощью знаковых средств и процесс производства общих смыслов и созидание социального порядка и т.д.

Объектом теории коммуникации (как части объективно существующей реальности, которую исследователь выбирает для изучения) служит сама коммуникация, понимаемая в широком смысле как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятые в их информационно-знаковом аспекте.

Английский исследователь коммуникаций С. Литтлджон, предлагает прежде всего изучать теории, которые он называет основными составляющими ядра теории коммуникации (соге ?/геогу):

  • - объясняющие, как формируются сообщения;
  • - описывающие процессы смыслопорождения и интерпретации;
  • - описывающие процесс взаимодействия во всех его динамиках;
  • - помогающие понять роль в коммуникации социальных институтов и общества[12].

Изучение и разработка именно этого ядра теории, по мнению автора, наиболее важны, так как помогают нам понять сущностные характеристики процесса коммуникации, абстрагируясь от его многочисленных конкретных особенностей.

Наука о коммуникации обладает развитыми междисциплинарными связями (рис. 1.1).

Междисциплинарные связи теории коммуникации

Рис. 1.1. Междисциплинарные связи теории коммуникации

В философии коммуникация понимается как атрибутивное свойство материи, уделяя внимание выявлению взаимосвязи явлений и процессов действительности.

Политология делает акцент на изучении политических процессов с точки зрения информационного обмена между субъектами политики.

Социология исследует проблемы связей, взаимодействий и отношений социальных субъектов и социальных групп.

Психология исследует межличностное общение, диалог, вопросы управления массовыми аудиториями.

Культурология сосредотачивается на разрешении проблемы трансляции духовных ценностей в общении, изучает специфику взаимосвязей между представителями различных культур.

Семиотика посвящена анализу, передаваемых в процессе коммуникации символов и знаков, выражающих определенные смыслы.

Лингвистика основной упор делает на исследовании особенностей создания, организации и развития выработанного обществом языка.

Логика базируется на построении доказательств и опровержений, обнаружении лжи и заблуждений, выработке правил ведения диалога и спора.

Предметом любой науки являются некоторые особые аспекты, характеристики, связи и отношения, которые составляют определенную сторону сущности и содержания объекта и на которые направлен процесс познания данной научной дисциплины.

Предметом теории коммуникации выступают социогуманитар- ные аспекты технических, биологических, социальных, психологических, семиотических и сопряженных с ними явлений, процессов и отношений, возникающих в ходе и в результате общения (обмена информацией / смыслами) между людьми и их общностями реализуемых в ходе совместного создания, воспроизведения и преобразования социальной реальности при помощи информационно-коммуникативных средств.

Проблемное поле теории коммуникации включает в себя следующие области (рис. 1.2).

  • 1. Общая теория сообщений пытается ответить на вопросы:
    • - как создается то, что мы пишем, говорим?
    • - каким образом перемещаются сообщения?
    • - какие духовные проблемы включены в человеческое взаимодействие?
    • - какие культурные механизмы включаются в процесс коммуникации?
  • 2. Теория интерпретации и рождения значений ищет понимание того:
    • - как образуются значения?
    • - каким образом люди понимают сообщения?
    • - как возникают значения во взаимодействии?
  • 3. Интеракционная динамика межличностных взаимодействий стремится осознать характер:
    • - отношений и взаимозависимости коммуникаторов;
    • - объединения и создания дискурса и значений;
    • - производства и восприятия сообщений.
  • 4. Институционально-социальная динамика социальных взаимодействий ставит своей целью изучить:
    • - распределение власти и ресурсов;
    • - воспроизводство социального порядка;
    • - коммуникативные формы и способы производства культуры;
    • - интеракцию между сегментами общества.
Проблемное поле теории коммуникации

Рис. 1.2. Проблемное поле теории коммуникации

Имея общий объект — информационный обмен между системами самого разного типа (биологическими, социальными, техническими), каждая из перечисленных теорий вычленяет в этом объекте свой предмет, соответствующий ее целям и задачам.

В настоящее время в качестве основных проблемных областей институционализации знания о коммуникациях можно выделить:

  • 1) выявление статуса учения о коммуникациях в общей системе гуманитарных, социальных знаний, определение специфики осмысления коммуникативного пространства, решение вопроса о методах исследования объекта и предмета;
  • 2) рассмотрение особенностей и структуры знания о коммуникациях, его закономерностей, особенностей развития, места в ряду других наук;
  • 3) анализ многообразных вариантов раскрытия сущности коммуникации, нахождение принципов и подходов к ее определению, наконец, формулирование определения интегративного понятия «коммуникация»;
  • 4) определение онтологических основ коммуникации в реальной действительности, существовании социальных слоев и групп, общества в целом;
  • 6) исследование специфического воплощения коммуникаций в тех или иных формах, соответствующих определенному этапу развития социального бытия;
  • 7) раскрытие содержания и специфики гуманитарных составляющих учения о коммуникациях — философии коммуникаций, политологии коммуникаций, социологии коммуникаций, антропологических, этических, аксиологических проблем коммуникаций и т.д.

Для исследования указанных направлений необходим теоретический потенциал, накопленный в различных социально-гуманитарных науках. Особую роль играет здесь философская рефлексия. Она, отталкиваясь от системы философии вообще задает эпистемологическую системную конструкцию научно-образовательной дисциплины о коммуникациях.

Необходимый, устойчивый, повторяющийся характер условий, при которых только и возможен информационный обмен, придает им статус закономерностей коммуникации.

Эти закономерности, выступающие условиями коммуникации гласят:

  • 1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, обмен информацией и должно быть не менее двух сторон-участ- ников («закон обмена»);
  • 2) необходимым при организации коммуникации выступает принцип обратной связи («закон обратной связи»);
  • 3) всякая коммуникация имеет знаковый характер («закон символического измерения информации»);
  • 4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации;
  • 5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» — коммуникация возможна лишь при несовпадении информационных потенциалов взаимодействующих систем.

В настоящее время имеется целый цикл многообразных научнообразовательных дисциплин, раскрывающих специфику действия указанных закономерностей коммуникации, рассматривающих особенности конструирования, репрезентации и развития коммуникаций. К их числу относятся следующие.

Общая теория коммуникации посвящена исследованию сущностных признаков коммуникации.

История коммуникаций изучает воплощение коммуникаций в событиях прошлого, их влияние на развитие общественных отношений.

Межличностная и деловая коммуникация раскрывает особенности организации общения на микроуровне.

Международные и глобальные коммуникации показывают специфику функционирования коммуникации на мегауровне.

Теория публичной коммуникации направлена на получение знаний об особенностях выступления и способов вербального и невербального влияния оратора на аудиторию.

Социология коммуникаций выявляет роль и место коммуникации в создании социальных общностей, групп, организаций и институтов.

Психология коммуникаций исследует особенности сознания и поведения участников взаимодействия.

Коммуникационный менеджмент имеет дело с управленческими коммуникативными практиками.

Коммуникационный маркетинг заострен на выявлении возможностей использования коммуникаций в рыночных структурах.

Теория аудио-, визуальной и кинестетической коммуникации ставит своей целью выявление особенностей коммуникации, построенной на разных типах восприятия.

Теория виртуальных коммуникаций посвящена особому типу коммуникаций, появившемуся вместе с иллюзорным миром, организованным компьютерной инженерией.

Особое место среди перечисленных дисциплин занимает учебный предмет «Теория и практики массовой коммуникации».

К основным функциям «Теории и практик массовых коммуникаций» следует отнести: познавательную, методологическую, прогностическую, практико-инструментальную и др.

Познавательная функция предполагает описание изучаемого явления, накопление полученного исследовательского материала и его систематизацию, разработку концептуальных парадигм, объясняющих механизмы информационного взаимодействия.

Методологическая функция состоит в разработке эффективного способа научного познания коммуникативной реальности, в выработке исходных принципов познания всего комплекса коммуникативных исследований.

Прогностическая функция предполагает определение перспектив развития социальной коммуникации; проведение научных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта; определения их вероятных последствий и результатов.

Практическая (инструментальная) функция способствует оптимизации процесса коммуникации, выработке целей и подбора адекватных средств, учет объективных и субъективных факторов процесса (условий среды, возможностей средств, характеристик коммуникатора и аудитории и пр.), организация и регуляция социальных процессов посредством коммуникации.

В результате изучения дисциплины «Теория и практики массовой коммуникации» и овладения соответствующими умениями и навыками обучаемый должен приобрести коммуникативную компетентность и медиаграмотность.

Коммуникативная компетентность — развивающийся и осознаваемый опыт общения между людьми, который формируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия. Это определенный уровень сформированное™ личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе.

Анализ структуры, источников коммуникативной компетентности личности, формирование и развитие коммуникативных способностей и навыков — цель специального исследования и изучения в рамках подготовки специалистов в области управления коммуникациями.

В свою очередь комплекс коммуникативных знаний и навыков включает в себя:

  • - знание норм и правил общения (делового, повседневного, политического и др.);
  • - высокий уровень речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения свободно передавать и воспринимать информацию, избегая ее искажений;
  • - понимание невербального языка общения;
  • - умение вступать в контакт с людьми с учетом их поло-возрастных, социально-культурных, статусных характеристик;
  • - умение вести себя адекватно ситуации и использовать ее специфику для достижения собственных коммуникативных целей;
  • - умение воздействовать на собеседника таким образом, чтобы склонить его на свою сторону, убедить в силе своих аргументов;
  • - способность правильно оценить собеседника как личность, как потенциального конкурента или партнера и выбирать собственную коммуникативную стратегию;
  • - способность вызвать у собеседника положительное восприятие собственной личности.

Медиаграмотность определяется как способность анализировать и оценивать сообщения, а также возможность различными способами осуществлять коммуникацию. Основной чертой медиаграмотности является ее стремление развить у потребителей контента критический взгляд на вещи, бросить вызов ведущим СМИ и существующему социальному порядку, поддержать тенденции демократизации и роста гражданской активности, а также вернуть некоторую силу гражданскому обществу.

К основным характеристики медиаграмотности относятся следующие:

  • - понимание того факта, что медиасообщения не являются простым отражением действительности, а конструируются;
  • - сообщения формируются в определенных контекстах, обусловленных экономическими, социальными, политическими, культурными интересами;
  • - процесс интерпретации медиасообщений является результатом взаимодействия между потребителем, текстом и культурным контекстом;
  • - различные по происхождению медиа используют разные языки, выражаемые с помощью разнообразных систем символов, форм и жанров;
  • - медиаизображения оказывают влияние на то, как мы понимаем социальную реальность.

Таким образом, целью изучения дисциплины «Теория и практики массовых коммуникаций» является ознакомление с теорией коммуникации как структуры, процесса и вида деятельности с учетом системы факторов, действующих в реальном социальном пространстве и влияющих на характер массовой коммуникации, в определении роли и места различных видов коммуникаций в жизни современного общества, выявлении особенности осуществления информационного обмена в коммуникации с акцентом на профессионально ориентированной коммуникации в информационной и РЫ-деятельности.

  • [1] Аристотель. Политика. М., 2010. С. 30—31.
  • [2] Так, например, известный савант К. Пик помнил дословно каждую из 15 тыс. прочитанных книг, а другой аутист Л. Лемке был способен воспроизводить на слух целыефортепианные концерты.
  • [3] BallJ. Lemons sur les maladies mentales. Paris, 1881. P. 88.
  • [4] Ева нгелие от Матфея. 11:15.
  • [5] Коран. 96:1—5. Смысловой перевод и комментарии Э.Р. Кулиева. М., 2003.
  • [6] См.: Нестор. Повесть временных лет. По Лавреньевской летописи 1377 г. / Сост.Д.С. Лихачев. М., 1996. С. 39—40.
  • [7] Там же. С. 49.
  • [8] Индульгенция (от лат. йкЫ^ео — «в долгу», «терпеть, позволять») — освобождениеот духовного наказания за грех в римско-католической церкви за счет благодати, содержащейся в «неисчерпаемой сокровищнице добрых дел», накопленной заслугами Христа, Богородицы, святых и имеющегося у Папы римского права хранить и распоряжаться этими духовными сокровищами.
  • [9] Винер Я. Я — математик. М., 1964. С. 313.
  • [10] Леви-Строс. Структурная антропология. М., 1985. С. 78.
  • [11] Плюрализм понимается здесь как комплементарность — взаимодополнение множественных исследовательских, теоретических и методологических позиций
  • [12] Littlejohn S. W., Foss К.А. Encyclopedia of Communication Theory. L., 2009.
 
Посмотреть оригинал
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Популярные страницы