ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Важнейшая функция семьи, общества и государства — образование человека. Неотъемлемое право на него закреплено ст. 43 Конституции Российской Федерации не только для граждан нашей страны, но и для других лиц, находящихся на ее территории.
Разные специалисты дают множество толкований понятия «образование». Есть и классические словарные определения. В знаменитом словаре В.И. Даля, изданном в начале XX в., указывается, что образовывать кого-либо, значит «совершать, улучшать духовно, просвещать»1. В современном русском языке (согласно классическому словарю С.И. Ожегова и II.К). Шведовой) образование определяется как «получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение»2.
Тем самым подчеркивается, что в образовательном процессе должны комплексно решаться задачи освоения человеком необходимых для жизни в обществе знаний, умений и навыков, норм общения и поведения, укрепления нравственности, духовного развития.
Формирование целостной системы образования в нашей стране осуществлялось поэтапно в течение нескольких столетий.
Первоначально центрами его были религиозные учреждения Русской православной церкви.
'Даль В.И. Толковый словарь живого русского языка. М.: Русский язык, 1978. Т. 2. С. 613.
2 Ожегов С.И., Шведова П.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993. С. 4-17.
Крупный шаг и оформлении государственной образовательной политики и системы сделал Петр Мерный. По его просьбе Г.В. Лейбниц готовил специальный проект, который, однако, не успели ввести в действие.
Екатерина Вторая при содействии своего личного секретаря И.И. Бецкого (его иногда называют фактическим министром просвещения) вновь вернулась к этой идее. Но ее остановила роль, которую сыграло просветительство в подготовке Французской революции.
Но так или иначе, потребности развития России требовали активной роли государства в организации современного образования. К началу XIX в. «критическая масса» для практических решений была достигнута.
8 сентября 1802 г. император Александр Первый по проекту своего сподвижника 11.И. 11овосильцева издал указ о создании министерств, в том числе Министерства народного просвещения.
За этим последовал бурный рост образовательной сферы. Если в XIX в. страна вступила с одним университетом, то к концу царствования Александра Первого (1825 г.) их стало семь. Были созданы близкие по программам к университету лицеи Александровский (Царскосельский), Нежинский, Ришельевский (Одесса), Демидовский (Ярославль).
Начало XIX в. фактически открыло становление образовательной системы на юге России. В 1802 г. вступило в действие первое учебное заведение на Кавказе — Тифлисское (Тбилисское) благородное училище. На Кубани частное обучение практиковалось с момента переселения в край казаков, и упоминание об этом известно уже с января 1794 г. Первая же официальная школа была открыта в 1803 г. в г. Екатеринодаре по инициативе тогдашнего войскового атамана Ф.Я. Бурсака.
В соответствии с растущими потребностями образовательной сферы в стране начали готовить профессиональных педагогов в университетах и в Главном педагогическом институте (Петербург). В дальнейшем были созданы и другие специализированные институты, в том числе Лазаревский институт восточных языков.
Постоянно издаются различные документы по организации просвещения, печатается много литературы для системы образования, в том числе современные для тогдашнего периода учебники но истории, выпускаются переводные труды ведущих европейских философов и экономистов. Читаются лекции но различным отраслям знания.
На Кубани число учащихся с 1825 по 1860 г. выросло с 220 до 648 человек Это не много, но в то же время рост оказался почти троекратным. С отменой крепостного права (1861 г.) и сопутствующими реформами система образования стала бурно расширяться. Уже в 1868 г. Кубанская область располагала 217 школами. В них обучались почти 7 тыс. учащихся. Если в начале реформаторского периода (1863 г.) один ученик приходился на 290 кубанцев, то всего через пять лет соотношение улучшилось вчетверо (1 : 68), к концу века — еще в 2 с липшим раза (1 :31). К началу 80-х гг. XIX в. в каждой кубанской станице имелось хотя бы начальное училище. Исключение составляли всего 15 малонаселен пых пунктов[1].
Па протяжении XIX в. в российском образовании постоянно и с переменным успехом шла борьба либеральных и консервативно- охранительных тенденций. Особенно характерны при этом были принятие и пересмотр университетского устава. В 1863 г. он ориентировался на свободу научного и педагогического творчества, а с 1884 г. академическая автономия была отменена. Такие колебания продолжались и в дальнейшем.
Примечателен был этап рубежа XIX—XX вв. (царствование Николая Второго). За этот период сменилось десять министров просвещения. Во все предшествующее правление у руководства министерства оставался один человек.
Непоследовательной и противоречивой была и образовательная политика, в проведение которой постоянно вмешивались не только ответственные должностные лица, но и придворные, отдельные депутаты Государственной Думы, другие лица. За период правления Николая Второго известны пять официальных проектов нового университетского устава, три проекта положения о гимназиях и реальных училищах. Ни один их них утвержден не был. Назревший закон о всеобщем начальном образовании был принят последней, четвертой Государственной Думой после нескольких попыток, причем введение его планировалось лишь в 1922 г.
Тем не менее период рубежа веков принес и серьезные достижения в росте числа учебных заведений для относительно широких слоев населения (к 1917 г. действовали 122 тыс. школ с 8 млн учащихся). Была создана настоящая сеть профессиональных учебных заведений, в том числе неправительственных (всего в 1917 г. — 124, неправительственпых — 59). Работа многих представителей отечественной профессуры достигала, а в ряде случаев превосходила мировой уровень[2].
После свержения монархии в процессе деятельности временного правительства усилия Министерства народного просвещения свелись к принятию ряда интересных проектов, которые, однако, не вошли в практику в условиях войны и революционной стихии.
Советский период истории отечественного образования характеризовался достижением всеобщей грамотности населения, многократным ростом сети всех видов учебных заведений. На этом фоне стали возможны крупнейшие достижения человеческой цивилизации в области освоения космоса, ядерной энергии, мировых стратегических энергоресурсов, изучения океана, а также в литературе, музыкальном искусстве, кино, в математике и теоретической физике и т.д.
Небесспорны, но весьма значимы достижения в планировании и управлении крупнейшими народнохозяйственными системами, особенно при мобилизации страны в условиях экстремальных ситуаций (война, стихийные бедствия и т.п.) или решении крупных общегосударственных задач (электрификация, ликвидация безграмотности и др.).
В советский период в нашей стране был создан общегосударственный научно-образовательный комплекс, способный вести работу на всех гуманитарных направлениях. Наряду с СССР только США могли позволить себе это. В настоящее время значительная часть созданного потенциала сохраняется и должна быть возрождена в современной России.
В то же время на определенных этапах система советского образования была крайне централизованной и бюрократизированной. Идеологические ограничения сдерживали творческий поиск и вызывали недовольство как научно-педагогического сообщества, так и студентов, учащихся.
Эти и другие достижения и проблемы российского образования во многом определяют его современное состояние.