Экономическая интеграция как фактор обеспечения энергетической безопасности

Энергетическая безопасность государства в контексте международной экономической интеграции

Понятие энергетической интеграции является сравнительно новым явлением в мировой экономике и энергетике, и изучение этого феномена в отечественной науке только начинается. В ряде исследований зарубежными и отечественными авторами было дано определение энергетической интеграции, проанализированы ее ключевые аспекты: создание единого энергетического пространства, которое должно формироваться на базе согласованного развития энерго- транспортной инфраструктуры и нормативно-правовой базы в сфере долгосрочного планирования развития топливно-энергетического комплекса стран-участниц. Ключевыми элементами этого пространства являются формирование единого правового поля, общих энергетических рынков, а также совместное использование и развитие единой транспортной и энергетической инфраструктуры.[1] Необходимо отметить, что энергетическая интеграция государств является специализированной формой международной экономической интеграции. Рассмотрим более подробно эти понятия, их взаимозваисимость и взаимосвязь.

Истоки идей об интеграции государств можно обнаружить еще в классических трудах европейских философов и мыслителей XVII- XIX веков (И. Канта, Дж. Локка, Н. Маккиавелли и других), однако наибольшее развитие они получили в первой половине XX столетия.[2] В классическом понимании экономическая интеграция представляется как форма международного экономического сотрудничества, возможная благодаря высокой степени взаимосвязанности национальных экономик различных государств путем развития институциональных форм интеграции различного уровня сложности - зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, единого нормативного правового поля, ит.д. Такое понимание интеграции было сформировано в Европе в начале второй половины XX столетия[3] и в целом остается актуальным и в наше время. Рассмотрим более подробно основные этапы, признаки, черты и свойства международной экономической интеграции.

Для начала необходимо отметить, что процесс интеграции оказывается выгодным как каждому участнику, так и группе в целом: объединив усилия и действуя совместно, государства-члены получают преимущества, которых не смогли бы добиться поодиночке. Одним из основных условий интеграции также является создание без- барьерной среды внутри интеграционного объединения при создании общих барьеров снаружи. То есть, региональное интеграционное объединение выделяется из остального мира в качестве новой общности и определенным образом обосабливается от него.[4] Кроме того, региональная интеграция может быть исключительно сознательным и добровольным процессом (то есть, силовое объединение территорий не может считаться интеграцией), но при этом интеграция подразумевает политическую составляющую в виде обязательного участия правительств государств в межнациональных (на высоких этапах развития - наднациональных) органах. Следовательно, региональная интеграция неизбежно затрагивает внутреннюю и внешнюю политику государств-членов: в интеграционном пространстве по мере его развития начинают действовать общие законы, стандарты, единые правила ведения бизнеса и принципы государственной политики. Этим интеграционное объединение отличается от международных организаций, деятельность которых не обязательно влияет на внутреннюю политику государств, не приводит к ее структурным изменениям. Также, в отличие от международных организаций, интеграционные процессы изменяют все сферы общественной жизни: экономику, политику, право, экологию, трудовые отношения, научно-техническую деятельность, образование, здравоохранение, и так далее. Международные организации, как правило, действуют в какой-либо специализированной сфере.[5]

Важнейшей чертой международной экономической интеграции является создание механизма приятия коллективных решений, то есть, межнациональных органов. В наиболее высокой ступени экономической интеграции должны существовать наднациональные органы, легитимность которых будет обеспечена передачей части суверенитета от государств-участников. Также, региональная интеграция должна быть основана на представлении об общей будущей судьбе ее участников, которое, как правило, опирается на общность культурноисторического кода и предполагает, что все участники интеграционного объединения связаны взаимными долгосрочными стратегическими обязательствами в отношении друг друга. Так, широко известно понятие «Европейской идеи» как социально-политического фактора, играющего важную роль в формировании Европейского Союза.[6]

При выполнении данных условий интеграционное объединение принесет огромную экономическую полезность своим участникам, причем в нескольких различных измерениях. Полноценный союз позволяет проявлять большую гибкость и независимость в международной торговле, более эффективно поддерживать собственных производителей, легально использовать протекционизм и иные механизмы. Создание безбарьерной среды внутри объединения существенно увеличивает емкость внутреннего рынка, позволяя производителям получать максимальную выгоду от использования эффекта масштаба (снижение до минимума издержек на производство одной единицы продукции при росте объемов выпуска). При этом интеграция способствует развитию здоровой конкурентной среды внутри объединения, а также облегчает проведение экономических, социальных и политических преобразований.[7]

Рассмотрим традиционно выделяемые стадии интеграции:[8]

  • • Зона свободной торговли. Создание зоны свободной торговли подразумевает отмену таможенных пошлин и квот между государ- ствами-участниками, однако, каждый из участников оставляет за собой право устанавливать любой собственный торговый режим с третьими странами[9].
  • • Таможенный союз. Таможенный союз является развитием зоны свободной торговли, когда ее участники переходят к единой торговой политике по отношению к третьим странам, вводя общий таможенный тариф.
  • • Общий внутренний рынок - следующая стадия, когда таможенный союз дополняется правом на свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и граждан внутри интеграционного объединения.
  • • Экономический и валютный союз является дальнейшим развитием общего внутреннего рынка, когда на его основе вводится общая экономическая политика и, возможно, единая валюта. Некоторые эксперты выделяют введение единой валюты в отдельную стадию.
  • • Политический союз означает, что помимо общей экономической и торговой политики страны-участники интеграционного объединения объединяются и проводят совместную внутреннюю и внешнюю политику. Данная стадия максимально приближает региональное интеграционное объединение к конфедерации или даже федерации.

В настоящее время активные интеграционные процессы развиваются уже не только в Европе и Северной Америке, но и в других регионах мира: в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, и особенно - на Евразийском пространстве. Становится очевидным, что государства, которые не участвуют в интеграционных процессах, оказываются более уязвимыми для новых вызовов, не способны эффективно конкурировать на мировых рынках и реализовывать задачи собственного стратегического развития. В современной международноэкономической системе наиболее крупными интеграционными объединениями являются Европейский Союз (28 стран), НАФТА (США, Канада и Мексика), форум АТЭС (включая АСЕАН), а также МЕРКОСУР в Южной Америке, и, конечно же, Евразийский экономический союз России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

Экономическая интеграция - это общий, фундаментально важный проект для всех стран-участников, который требует серьезного подхода и глубокой проработки, и не является средством моментального достижения высокого уровня экономического развития. Успех интеграции зависит от огромного множества факторов, главный их которых - способность каждой из стран-участников гибко реагировать на изменения ситуации и максимально использовать преимущества интеграции. Успех интеграции во многом обусловлен наличием эффективного механизма коллегиального принятия решений, практикой согласования позиций участников интеграционного объединения и поиска компромиссов; если, как в случае с современным ЕС,[10] данный механизм начинает давать сбои, нарушается весь интеграционный процесс.

Таким образом, по результатам анализа существующих научно- теоретических подходов к понятию интеграции, можно сделать вывод, что развитие интеграционных процессов в международной экономике вызвано многочисленными объективными причинами экономикогеографического, социально-политического, а также историко- культурного свойства. Интеграция - это очень сложное и многогранное явление. Соглашаясь с большинством изложенных теоретических концептов, в контексте данного исследования необходимо особенно подчеркнуть еще один аспект, зачастую упускаемый из виду, но крайне важный для дальнейшего понимания темы: обращение к экономической интеграции, сначала в Европе, а затем и в других регионах мира, является попыткой поиска ответов на вызовы, связанные не столько с экономическим развитием, сколько, в первую очередь, с безопасностью государств. Логика такого подхода заключается в том, что государства, транснациональные корпорации и международные организации, объединенные в рамках единой интеграционной модели, обладающие большим количеством взаимовыгодных экономических связей между собой и с внешними игроками, будут стремиться поддерживать и развивать интеграционные процессы ради обеспечения собственной экономической выгоды, при этом всячески препятствуя обострению отношений между государствами, сглаживая конфликты и не допуская эскалации напряжения в международных отношениях, как минимум, внутри интеграционного объединения. Международная экономическая интеграция, таким образом, становится одним из наиболее эффективных средств обеспечения национальной безопасности государств. Актуальные зарубежные исследования как западных,[11] так и азиатских ученых (например, труды научно- исследовательского центра Азиатского Банка Развития),[12] активно подтверждают эту точку зрения. Следовательно, учитывая высокую роль энергетики в экономике всех государств, можно сделать вывод о том, что энергетическая интеграция и энергетическая безопасность являются глубоко взаимосвязанными и взаимозависимыми понятиями, и на современном этапе развития экономики обеспечение энергетической безопасности будет неотрывно связано с процессами экономической и энергетической интеграции.

  • [1] Современная экономическая интеграция и формирование единого энергетического пространства. Монография. Часть 1: Экономическая и энергетическая интеграция: опыт Европейского Союза / Под общей редакциейЕ.А. Телегиной. М., 2016, а также: Телегина Е.А., Халова Г.О., Студеникина Л.А. «Энергетическая интеграциягосударств Евразийского экономического союза: задачи, цели и перспективы развития», Сборник научных трудов «Science and practice: new discoveries», Международная научная конференция МКО-2015-06, ИздательствоSkleneny Mustek (Чехия) и МЦНИП (Россия), 2015. С. 492-504.
  • [2] Machlup, Fritz. A History of Thought on Economic Integration. New York: Columbia University Press, 1977,pp. 25-31.
  • [3] Balassa, В. Trade Creation and Trade Diversion in the European Common Market. The Economic Journal, vol. 77,1967, pp. 1-21
  • [4] Jovanovich, M. International Economic Integration. Limits and Prospects. Second edition, 1998, Routledge. P. 113.
  • [5] Evans, Graham, and Richard Newnham. Penguin Dictionary of International Relations. Penguin, 1998, p. 270.
  • [6] См. например: Steiner, G. The Idea of Europe. Nexus Publishers, 2004.
  • [7] R. H. S. Samaratunga and E. A. Weerasinghe. Economic Integration: A Review of the Concep // Journal of Management Science 1 (J &2) 2002, pp. 168-196
  • [8] Balassa, B. Trade Creation and Trade Diversion in the European Common Market. The Economic Journal, vol. 77,1967, pp. 1-21
  • [9] В действительности зона свободной торговли является слабым и довольно уязвимым структурным объединением, потому что позволяет экспортерам третьих стран обойти национальное таможенное законодательство,ввозя товары только через ту страну, которая устанавливает наиболее низкие уровни таможенных пошлин. Создание таможенного союза и общего рынка снимает эту проблему, однако для перехода на этот этап требуетсябольше усилий. См. O'Sullivan, Arthur; Sheffrin, Steven M. (2003). Economics: Principles in Action. Upper SaddleRiver, New Jersey, Pearson Prentice Hall. p. 453.
  • [10] Известно, что после заключения Лиссабонского договора (2009) в ЕС возникла и до сих пор продолжаетсявесьма острая дискуссия об эффективности и дееспособности сложившейся интеграционной модели, см. например: Ruta, М. Why Lisbon Fails. Mimeo, European University Institute, 2007.
  • [11] 6T См. например: Ette John Umo. The Impact of Economic Integration within the European Union as a Factor in Conflict Transformation and Peace-Building (2014). Dissertations and Theses. Paper 1893. URL:pdxscholar.library.pdx.edu/open_access_etds
  • [12] Jong-Wha Lee, Ju Hyun Pyun. Does Trade Integration Contribute to Peace? (2009) // The Asian Development BankWorking Paper Series on Regional Economic Integration, vol. 24. Office of Regional Economic Integration, Asian Development Bank. URL: https://aric.adb.org/pdf/workingpaper/WP24_Does_Trade_Integration.pdf
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >