ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИДЕИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Новое время. Первой книгой об эволюции можно считать трактат Мэтью Хэйла «Первоначальное происхождение человеческого рода, рассмотренное и испытанное согласно свету природы» (1677). Это может показаться странным, так как Хэйл не был ни натуралистом, ни философом. Этот юрист, богослов и финансист в своем трактате писал, что не стоит считать, будто все виды сотворены в их современной форме, напротив, сотворены были лишь архетипы, а все разнообразие жизни развилось из них под влиянием многочисленных обстоятельств.
В трактате Хэйла впервые упоминается термин «эволюция» в биологическим смысле[1].
Идеи ограниченного эволюционизма, подобные идеям Хэйла, возникали в трудах многих ученых. Более ясно они высказаны Жоржем Луи Бюффоном. Наблюдая за осаждением осадков из воды, он пришел к выводу, что 6 тыс. лет, которые отводились богословием на историю Земли, недостаточно для формирования осадочных пород. Вычисленный им возраст Земли составил 75 тыс. лет. Описывая виды животных и растений, Бюффон заметил, что наряду с полезными признаками у них имеются и такие, которым невозможно приписать какую-либо полезность. Это также противоречило естественному богословию, которое утверждало, что каждый волосок на теле животного создан с пользой для него или для человека. Бюффон пришел к выводу, что это противоречие можно устранить, приняв сотворение лишь общего плана, который варьируется в конкретных воплощениях. В 1749 г. он выступил против существования дискретных видов, считая виды плодом фантазии систематиков. На представлениях об изменении и превращении органических форм происхождения одних организмов от других основан трансформизм. Естествоиспытатели и философы- трансформисты XVII—XVIII вв. признавали изменчивость видов организмов под действием изменений окружающей среды.
В становлении идеи эволюции органического мира существенную роль сыграла систематика. Карл Линней впервые применил бинарную номенклатуру и построил искусственную классификацию растений и животных. Выработанная терминология и удобная номенклатура позволяли справиться с огромным материалом. Вскоре все классы растений и животного царства подверглись тщательному изучению в систематическом отношении, и число описанных видов постоянно увеличивалось. Он первым отнес человека и обезьяну к одной группе животных — приматам. Линней применил свой принцип к классификации всей природы, в частности минералов и горных пород. В результате своих наблюдений естествоиспытатель составил книгу «Система природы». Заслуга Линнея в том, что через создание искусственной системы классификации он подвел биологию к необходимости рассмотрения эмпирического материала с позиций общих теоретических принципов.
Таким образом, в XVII—XVIII вв. возникла идея исторических изменений наследственных признаков организмов, необратимого исторического развития живой природы — идея эволюции органического мира.
Эволюционные учения XIX в. В начале XIX в. стали развиваться и совершенствоваться эволюционные представления о развитии живой природы. Переход от представления о трансформации видов к идее эволюции исторического развития видов предполагал: рассмотрение процесса образования видов в его истории, учет конструктивной роли фактора времени в историческом развитии организмов, развитие идей о возникновении качественно нового в таком историческом процессе.
Первые эволюционные теории были созданы двумя великими учеными XIX в. — Ж.Б. Ламарком и Ч. Дарвином.
Естествоиспытатель и философ Ж. Ламарк, как сторонник изменения видов и деист, признавал Творца, но считал, что Творец создал лишь материю и природу, а все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы.
С наибольшей полнотой свои эволюционные идеи Ламарк изложил в «Философии зоологии» (1809). Ламарк считал, что ступени эволюции не лежат на прямой линии, а имеют множество ветвей и отклонений на уровне видов и родов. Это представление подготовило почву для будущих «родословных древ». По мысли Ламарка, историческое развитие организмов имеет не случайный, а закономерный характер и происходит в направлении постепенного и неуклонного совершенствования. Основная идея его теории состояла в том, что каждая особь за время жизни определенным образом изменяется, приобретая новые признаки, адаптируясь за счет этого к окружающей среде. «Нарастающее усложнение организации подвергается то здесь, то там на протяжении общего ряда животных отклонениям, вызываемым влиянием условий места обитания и усвоенных привычек»[2]. Впоследствии эти признаки передаются потомкам, в результате чего из поколения в поколение накапливаются изменения и идет эволюция. Однако, как известно теперь, приобретенные при жизни признаки не наследуются. Ламарк предложил и сам термин «биология» в его современном смысле. Но в зоологических трудах Ламарка — создателя первого эволюционного учения — содержалось немало фактических неточностей, умозрительных построений, что особенно заметно при сравнении его сочинений с трудами его современника, соперника и критика, создателя сравнительной анатомии и палеонтологии Жоржа Кювье. Ламарк считал, что движущим фактором эволюции может быть «упражнение» или «неупражнение» органов, зависящее от адекватного прямого влияния среды. Некоторая наивность аргументации Ламарка во многом способствовала антиэволюционной реакции на трансформизм начала XIX в. и вызвала аргументированную критику Кювье и его школы.
Теория Ч. Дарвина, изложенная в 1859 г. в работе «Происхождение видов путем естественного отбора»[3], является наиболее полной и обоснованной теорией эволюции биологических видов XIX в.